kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе по теме "Знакомство с басней «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

1.Образовательные.

1)         Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2)         Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3)   Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие.

 1)        Формировать самостоятельного и активного читателя.

 2)        Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

 3)        Развивать чуткость к художественному слову.

 4)        Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

 1)        Обогащать духовный мир ученика.

 2)        Воспитывать сопротивление невежеству.

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
1. Артикуляционная разминка.

 2.Прослушивание  чтения наизусть басни «Волк на псарне».

      II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности
      Учитель читает басню «Свинья под Дубом».

Словарная работа.

        -В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

              невежа    и невежда   (объясняет ученик, работавший со словарем)

Анализ басни.
      — Какой описывает Крылов Свинью?
      Ответ: Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.
      — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни.
      — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?
      Ответ: Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.
      В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

      Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

                                     Физкультминутка

       -А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

                             Стоит дуб-стародуб,

                            На том дубе-стародубе

                            Сидит птица-вереница,

                            Никто ее не понимает –

                            Ни царь, ни царица,

                            Ни красная девица.

                                         (Солнце на небе)

Продолжение анализа:

    — Вспомните, что такое аллегория.
      — Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
      Ответ: Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».
      Рассмотрим и обсудим с учениками иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника), спросим:
      — Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне?
      Ответ: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям.
      Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
      Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
      Вторая: Свинья под Дубом спит.
      Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
      Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
      Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
      Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.


III. Чтение басни по ролям. Инсценирование басни.

      Домашнее задание
      1. Подготовить выразительное чтение (инсценировку, чтение по ролям) басни: «Ворона и Лисица».

      2.Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме "Знакомство с басней «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости." »

Тема урока: Знакомство с басней «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Цели урока.

1.Образовательные.

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие.

1) Формировать самостоятельного и активного читателя.

2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

3) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир ученика.

2) Воспитывать сопротивление невежеству.



Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания
1. Артикуляционная разминка.

2.Прослушивание чтения наизусть басни «Волк на псарне».

      II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности
      Учитель читает басню «Свинья под Дубом».

Словарная работа.

-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)

Анализ басни.
      — Какой описывает Крылов Свинью?
      Ответ: Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.
      — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни.
      — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?
      Ответ: Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.
      В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

      Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

   Физкультминутка

-А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

Стоит дуб-стародуб,

На том дубе-стародубе

Сидит птица-вереница,

Никто ее не понимает –

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Солнце на небе)

Продолжение анализа:

    — Вспомните, что такое аллегория.
      — Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
      Ответ: Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».
      Рассмотрим и обсудим с учениками иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника), спросим:
      — Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне?
      Ответ: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям.
      Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
      Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
      Вторая: Свинья под Дубом спит.
      Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
      Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
      Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
      Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.


III. Чтение басни по ролям. Инсценирование басни.

      Домашнее задание
      1. Подготовить выразительное чтение (инсценировку, чтение по ролям) басни: «Ворона и Лисица».

      2.Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хомутецкая Оксана Эриевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства