kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу представила Елена Михайловна Сокол, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Канска

Работа представлена по направлению: гуманитарное.

Урок разработан для 11 класса.

Тема урока: «Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности». (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Форма проведения урока: урок – размышление.

Цели урока:

образовательная – раскрытие философского смысла произведения; выявление позиции персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создание проблемной ситуации, побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей,  Виктора и Лены Дмитриевых;

развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;

воспитательная – формирование собственной точки зрения у учащихся  на выявленную проблему; воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.

Методы: частично – поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

Задачи этапов урока, методы, формы работы указаны в конспекте.

Данное занятие разработано на ос­нове Программы по литературе за курс основной школы (автор  Коровина). Рабочая программа ориентирована на изучение предмета на базовом уровне, 102 учебных часа из расчёта 3 урока в неделю.

 В классе 20 человек. Большинство детей имеют средний уровень учебной мотивации, хотя и воспитываются в благополучных семьях, где родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в изучении предмета. Есть ученики, не отличающиеся упорством и постоянством в изучении данной учебной дисциплины. Также у ряда школьников наблюдается повышенный уровень тревожности в стрессовых ситуациях, что мешает им демонстрировать полный объем полученных знаний. Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является актуальной проблема сниженного внимания, а также снижение читательской активности учащихся.

Таким образом, вышеозначенные социальные и психологические особенности учеников, а также  введение с этого года  новой формы аттестации выпускников (сочинение на литературную тему) возникла необходимость более полного и  глубокого анализа произведений.

Уровень развития: выше среднего - 2 ученика, ниже среднего - 5 учеников, остальные учащиеся  имеют средний уровень. Учебное занятие  подготовлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Ребята эмоциональны, любознательны. Предлагаемый урок является уроком «повторения и обобщения», неотъемлемой частью которого является презентация, выполненная с помо­щью программы Power Point.  Использование презентации позволяет учителю рационально использовать время урока,  сделать процесс обучения интересным и наглядным. Методика проведения урока соответствует технологии деятельностного подхода в обучении. На уроке при­меняются различные формы, методы, приемы  работы, чередование которых позволяет облегчить восприятие материала, снизить порог утомляемости, вовлечь всех учащихся в работу и сделать его продуктивным. В ходе проведения данного занятия предполагалось сформировать у учеников коммуникативную компетентность, информационную компетентность, продуктивная групповая коммуникация – создание презентации на одну из предложенных тем.

Учебное занятие состоит из двух основных этапов: комплексного повторения содержания произведения Ю. Трифонова «Обмен» и размышления (публичного выступления) на одну из предложенных тем. Таким образом, работа на уроке способствует активизации знаний и формированию умения анализировать  литературное произведение, что так необходимо для успешного написания экзаменационного сочинения и выполнения задания С на ЕГЭ.

Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока: организацию сопутствующего повторения и побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых.

Деятельностный подход обеспечивает качественное повторение материала.

Познавательная активность учащихся на уроке обеспечивается с помощью следующих приемов:

- динамичная смена заданий достаточно высокого уровня сложности;

-деятельностный подход и постоянное переключение с групповой  на фронтальную форму работы;

- организация публичного выступления.

Результат:

Проведенное занятие подтвердило актуальность подобной формы работы. Ученики проявили активность при обсуждении поступков героев, заинтересованность в скрупулезном изучении произведения.

Урок показал своевременность изучения  произведения Ю. Трифонова «Обмен», позволил подготовить учащихся к написанию сочинения по одному из предложенных направлений.

Большой интерес вызвали вопросы, касающиеся внутреннего мира героев. Учащиеся внимательно слушали ответы одноклассников, отмечали достоинства и недостатки каждого выступления, совершенствовали собственные ответы. Этот этап урока позволил акцентировать внимание учеников на необходимости четко формулировать мысль, лаконично, последовательно, доказательно отвечать на предложенный вопрос, умело, наглядно выполнить  презентацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. (По повести Ю. Трифонова «Обмен») »


Е.М. Сокол,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. Канска



Тема урока: Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Форма проведения урока: урок-размышление.


Цели урока:

образовательная – раскрытие философского смысла произведения; выявление позиции персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создание проблемной ситуации, побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей Виктора и Лены Дмитриевых;

развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;

воспитательная – формирование собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.


План урока.



Поставленная задача для каждого этапа урока

Этапы урока

Ход занятия

Формы работы

Методы работы

Обеспечить благоприятную об­становку для ра­боты, психологически настро­ить ребят на со­вместную дея­тельность. Подвести уча­щихся к формулированию темы урока. Обеспе­чить мотивацию к учению.

1. Мотивация к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Совсем скоро вы войдете во взрослую жизнь с ее взлетами и падениями, радостями и разочарованиями. И мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний экскурс во взрослую жизнь однажды вспомнился и хоть немного облегчил вам трудные минуты взрослой жизни.

Итак, вами прочитана замечательная повесть Ю. Трифонова «Обмен». К сожалению, не всем известно имя этого писателя, может быть потому, что восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х годов он был практически забыт, однако в 2000-х годах начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической. Чтобы присутствующим была понятна суть наших размышлений, я попрошу одного ученика кратко рассказать биографию Юрия Валентиновича. (Ученик рассказывает биографию)

Главный герой повести оказался в позиции нравственного компромисса. Попробуем поразмышлять над тем, что происходит в душе героев повести, как они ведут себя в бытовых ситуациях, ведь их поведение становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств.

Таким образом, тема сегодняшнего урока звучит так: «Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности».




Создать условия для высокого уровня вовлечённости уча­щихся в учеб­ную деятельность. Развивать логические опе­рации (вопросы подобраны так, чтобы ученики смогли повто­рить ранее изу­ченный мате­риал).

2. Актуализация знаний учащихся.


1. Работа с эпиграфом урока:

- Обратите внимание на эпиграф, который я предложила вам для начала нашего разговора. «В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник». Иосиф Бродский.

- Как вы понимаете слова И. Бродского?

- Как данный эпиграф вписывается в тему нашего урока?

2.) Работа с названием повести.

- Вы уже знаете, что заглавие – это важная составляющая текста, он имеет значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения. Заглавие - всегда сообщение о содержании того, что предстоит нам прочитать. «Приступая к чтению книги, - замечал А.М. Пешковский, - читатель интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его… Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название».

- Посмотрите на заглавие нашей повести и определите будущую направленность разговора, смысловое ядро.

- Почему вдруг обычная бытовая, семейная ситуация вырастает в конфликт?

Индивидуальная

Частично - поисковый

Формировать познавательную активность, вос­питывать чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизировать учебную деятельность, соз­давать комфортные усло­вия для развития коммуникатив­ных умений.

3. Повторение изученного материала

Посвятите нас в краткое содержание этой повести. (Один ученик пересказывает кратко содержание повести)

- Итак, чтобы разобраться в конфликте, познакомимся поближе с главным персонажем повести, Виктором Георгиевичем Дмитриевым. Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю основные требования, которые мы предъявляем к выступающим: четкость оформления мысли, лаконичность, последовательность, доказательность, наглядность, схематизация при работе с презентациями.

1 группа «Виктор Георгиевич Дмитриев» с опорой на текстовый материал знакомит с персонажем без углубления:

- коренной москвич из семьи дореволюционных интеллигентов;

- в повести - младший научный сотрудник, специалист НИИ по насосным установкам – 37 лет;

- женат, имеет жену Елену и дочь Наташу, ученицу специальной школы по изучению английского языка;

- проживает в г. Москве в небольшой коммунальной квартире;

- организовывает обмен квартир именно в тот момент, когда обнаруживается, что мать неизлечимо больна.

Слово учителя:

- Какой же человек так мог поступить: беспринципный хапуга? Бесхарактерный бесхребетник? Кто он такой? А может, просто себялюбец? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с его истоками, его семьей (уже в том составе, в котором мы ее находим). И попробуем ответить на главный вопрос: в каком мире формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление характера и поступки Виктора?

Индивидуальная.Групповая

Фронтальная

Проблемного изложения

Реализовать принцип деятельностного подхода в обучении.


4. Размышления


В статье «Выбирать, решаться, жертвовать» писатель справедливо говорил о том, что «быт — это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, сегодняшняя нравственность». И далее он добавлял, что «быт — война, не знающая перемирия». По признанию Ю. Трифонова, он стремился в «Обмене» к густоте письма, к тому, «чтобы как можно более полно изобразить сложность обстоятельств, в которых живет человек», сложность отношений. Оттого и насыщена повесть подтекстами, оттого и держится она на иносказаниях. Каждый поступок здесь — ход в позиционной борьбе, каждая реплика — фехтовальный выпад. Попробуем вникнуть в суть повествования.

Слово предоставляется 2 группе «Семья Дмитриевых»:

- происхождение, социальный статус (мать, отец, дед, сестра Лора);

- круг интересов, увлечений, занятий каждого;

- приоритеты семьи;

- культ семьи - жертвенность, боязнь быть кому-то обузой.

Вопрос: так какой же предстает перед нами семья Дмитриевых, хотя бы на первый взгляд?

Слово предоставляется 3 группе «Семья Лукьяновых»:

- происхождение, социальный статус;

- круг интересов, увлечений, занятий;

- приоритеты семьи;

- культ семьи.

Вопрос: так какой же предстает перед нами семья Лукьяновых, хотя бы на первый взгляд?

Слово предоставляется 4 группе «Лена»:

- происхождение, социальный статус;

- круг интересов, увлечений, занятий;

- приоритеты;

- культ.

-Так в чем же беда Лены (не в желаниях и устремлениях, а в средствах их реализации).

Главный вопрос: что представляет из себя главный персонаж повести? Как можно оценить его поступки, зная, что происходит в его душе?

Шаги постепенного «олукьянивания» - процесс необратимый, сводящийся к увязанию в мелочах

«Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно».

- первый очень незаметный шаг – бросился после провала поступления в художественную школу хоть куда – нибудь. Первая потеря себя - нелюбимая работа;

- женитьба на другой девушке - не из голубой мечты; - потеря семейного счастья и вечные уступки в мелочах;

- мечты о… и «..ты опоздал, Витенька»;

- Дмитриев - кандидат наук, сдался - не дописал диссертацию;

- история с портретом отца;

- поездка в Болгарию на Золотые пески – болезнь отца (инсульт);

- история с дедом (разговор о презрении);

- похороны и поминки деда – смерть и консервы из сайры-дефицит;

- переход в институт газа и нефти – и причины этого перехода (история с Левкой Бубриком) (по словам деда, все ожидали, что из Виктора получится что-то другое. «Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный» – предательство приятеля;

- история с Татьяной – игра – обман - разрыв в семье Тани;

- обмен квартиры в связи с болезнью матери;

- похороны матери.

Групповая

Фронтальная

Исследовательский

Обеспечить прочное усвое­ние учебного материала через групповую и индивидуальную работу.

5. Обобщение изученного.


Итак, обмен произошел.

- Так почему же самые трагичные минуты жизни, особенно потеря матери, не стали для нашего героя трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Та самая жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, явилась первоосновой отторжения сына от семьи, именно жертвенность родителей (не быть обузой детям) родили в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители, деды - это не самое святое. Не зря говорят, что зло не ищет гармонии, его сила – в рутине. И эта рутина смогла переродить нравственные ценности во внутреннем мире главного персонажа).

- Жалко ли вам Дмитриева?

Настораживает и удерживает нас от жалости к нему и одна деталь: Лена называет вещи своими именами, а Виктор — нет. Ему необходимо прикрытие, какая-нибудь благородная легенда. Наподобие той, которую он преподносит своей сестре Лоре: «Ни черта мне не нужно, абсолютно ни черта. Кроме того, чтобы нашей матери было хорошо. Она же хотела жить со мной всегда, ты это знаешь, и если сейчас это может ей помочь…».

Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств. Мещанско-обывательское лукьяновское начало сталкивается в повести с подвижническими взглядами русской интеллигенции, господствовавшими в семье Дмитриевых.

Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного компромисса. Однако одновременно угодить жене и матери не удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Виктор предлагает матери совершить обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.

Групповая, индивидуальная

Проблемного изложения


6. Итоги урока



Настоящий мастер слова, прекрасный писатель, Юрий Трифонов отражает и оценивает происходящие в жизни процессы в своих произведениях «городской» прозы. Он не идеализирует происходящее, но дает оценки, порой явные, чаще выраженные сдержанно, заставляя нас задуматься о собственной жизни.

Фронтально - коллективная



7. Домашнее задание

Письменная работа на темы:

«Размышляя о прочитанном»

«Оправдываю я или осуждаю Дмитриева?»




Проанализиро­вать осознание качества и уровня усвоения произведения Трифонова «Обмен».

8. Рефлексия


- Над какими вопросами заставил вас задуматься автор повести «Обмен»?

- Скажите, где бы вам могли пригодиться знания, полученные в результате изучения и анализа повести Трифонова «Обмен»? (Конечно же, при подготовке к экзаменам)













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сокол Елена Михайловна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства