Работу представила Елена Михайловна Сокол, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Канска
Работа представлена по направлению: гуманитарное.
Урок разработан для 11 класса.
Тема урока: «Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности». (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Форма проведения урока: урок – размышление.
Цели урока:
образовательная – раскрытие философского смысла произведения; выявление позиции персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создание проблемной ситуации, побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей, Виктора и Лены Дмитриевых;
развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;
воспитательная – формирование собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.
Методы: частично – поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Задачи этапов урока, методы, формы работы указаны в конспекте.
Данное занятие разработано на основе Программы по литературе за курс основной школы (автор Коровина). Рабочая программа ориентирована на изучение предмета на базовом уровне, 102 учебных часа из расчёта 3 урока в неделю.
В классе 20 человек. Большинство детей имеют средний уровень учебной мотивации, хотя и воспитываются в благополучных семьях, где родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в изучении предмета. Есть ученики, не отличающиеся упорством и постоянством в изучении данной учебной дисциплины. Также у ряда школьников наблюдается повышенный уровень тревожности в стрессовых ситуациях, что мешает им демонстрировать полный объем полученных знаний. Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является актуальной проблема сниженного внимания, а также снижение читательской активности учащихся.
Таким образом, вышеозначенные социальные и психологические особенности учеников, а также введение с этого года новой формы аттестации выпускников (сочинение на литературную тему) возникла необходимость более полного и глубокого анализа произведений.
Уровень развития: выше среднего - 2 ученика, ниже среднего - 5 учеников, остальные учащиеся имеют средний уровень. Учебное занятие подготовлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Ребята эмоциональны, любознательны. Предлагаемый урок является уроком «повторения и обобщения», неотъемлемой частью которого является презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Использование презентации позволяет учителю рационально использовать время урока, сделать процесс обучения интересным и наглядным. Методика проведения урока соответствует технологии деятельностного подхода в обучении. На уроке применяются различные формы, методы, приемы работы, чередование которых позволяет облегчить восприятие материала, снизить порог утомляемости, вовлечь всех учащихся в работу и сделать его продуктивным. В ходе проведения данного занятия предполагалось сформировать у учеников коммуникативную компетентность, информационную компетентность, продуктивная групповая коммуникация – создание презентации на одну из предложенных тем.
Учебное занятие состоит из двух основных этапов: комплексного повторения содержания произведения Ю. Трифонова «Обмен» и размышления (публичного выступления) на одну из предложенных тем. Таким образом, работа на уроке способствует активизации знаний и формированию умения анализировать литературное произведение, что так необходимо для успешного написания экзаменационного сочинения и выполнения задания С на ЕГЭ.
Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока: организацию сопутствующего повторения и побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых.
Деятельностный подход обеспечивает качественное повторение материала.
Познавательная активность учащихся на уроке обеспечивается с помощью следующих приемов:
- динамичная смена заданий достаточно высокого уровня сложности;
-деятельностный подход и постоянное переключение с групповой на фронтальную форму работы;
- организация публичного выступления.
Результат:
Проведенное занятие подтвердило актуальность подобной формы работы. Ученики проявили активность при обсуждении поступков героев, заинтересованность в скрупулезном изучении произведения.
Урок показал своевременность изучения произведения Ю. Трифонова «Обмен», позволил подготовить учащихся к написанию сочинения по одному из предложенных направлений.
Большой интерес вызвали вопросы, касающиеся внутреннего мира героев. Учащиеся внимательно слушали ответы одноклассников, отмечали достоинства и недостатки каждого выступления, совершенствовали собственные ответы. Этот этап урока позволил акцентировать внимание учеников на необходимости четко формулировать мысль, лаконично, последовательно, доказательно отвечать на предложенный вопрос, умело, наглядно выполнить презентацию.