Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина
Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина
Уроки литературы проходят с использованием учебника В.П.Журавлева. Тема России в творчестве Сергея Александровича Есенина занимает особое место. Знакомство с лирическими произведениями предполагает развитие творческого, ассоциативного мышления, устной речи, умения делать умозаключения. Психологической подготовкой к восприятию поэтического текста является обращение к просмотру фрагмента кинофильма «Калина красная». Исследование стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная…» (1914) и «Русь советская» (1924) – проходит в группах. После обобщения итогов работы вновь звучит фрагмент кинофильма «Калина красная»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №16
города Павлово Нижегородской области
Тема урока: Тема России в лирике С.А.Есенина
Тип урока: урок – исследование
Название УМК: Русская литература XX века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч.
Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009
Класс 11
Учитель Гурьева Марина Евгеньевна
Тема урока:Тема России в лирике С.А.Есенина.
Цель урока: учить анализировать поэтический текст, видеть и понимать,
как развивается чувство Родины в лирике С.Есенина.
Задачи как пути реализации цели урока:
образовательная - знакомство с произведениями С.Есенина о Родине,
гармонии человека и природы, любовной лирикой;
развивающая - развитие активного, творческого, ассоциативного мышления,
устной речи, умения анализировать, сравнивать, делать
умозаключение;
воспитательная - воспитание любви к Родине, природе, помочь учащимся
открыть для себя глубину чувств лирического героя .
Методические приемы:
эвристическая беседа,
анализ стихотворений,
исследовательская работа в группах,
работа с электронным словарем, с интерактивной доской
Средства, необходимые для проведения урока:
- учебник литературы
- сборники стихов Сергея Есенина
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- презентация урока;
- видеоролик;
- карточки с заданием
Конспект урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Обращение к чувственно - образному мышлению. Просмотр видеоролика «Фрагмент кинофильма «Калина красная».
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
- Так красиво, самозабвенно, от души мог сказать только очень русский человек. Так любить все родное, русское может только очень русский человек, такой, как писатель Василий Макарович Шукшин и его герой киноповести «Калина красная» Егор Прокудин и поэт Сергей Есенин.
Белоствольная береза стала одним из поэтичнейших образов его лирики. «Береза-свечка» оживет, улыбнется, оденет серьги и бусы и превратится в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане, а впоследствии в символ большой обобщающей силы – в символ России.
3. Проверка домашнего задания.
Звучит поэтическая перекличка. Из разных стихов Есенина учащиеся называют строчки, полные любви к родной земле.
Поэтесса Лариса Васильева отметила: «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце просто и спокойно, остается в нем где – то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». Сам поэт признавался: «Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
.
4.Сообщение темы урока, постановка цели.
И сегодня на уроке мы постараемся раскрыть это чувство, опираясь и на ранние стихи поэта и на стихи, созданные уже после революции.
Обратимся к лирике поэта и рассмотрим, как развивается тема России в стихотворениях, написанных в разные периоды творчества – общее задание классу
Можно ли назвать данное стихотворение исповедальным монологом?
Как раскрывается гражданская позиция Есенина – поэта, его отношение к России в этом стихотворении?
Индивидуальное задание
- Будьте внимательны на уроке. Следите за нашими размышлениями. Сделайте вывод: как развивается тема России в стихотворениях, написанных в разные периоды творчества? Как вы относитесь к высказываниям поэта: « Я сердцем никогда не лгу», «Любить возможно только раз», «Нет поэта без Родины»?
Индивидуальное задание
Расположите данные высказывания так, чтобы было выражено развитие отношения поэта к России;
Инония (от слова «иная» – другая, новая) - так называется поэма 1918 года. Есенин верил, что после революции Россия будет Великой Крестьянской республикой.
Индивидуальное задание
Работа со словарем: риза, околица, купель, куга,
6. Участие в беседе. Обобщение учителя.
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Какое хорошее слово, - говорил он, - и «роса» и «сила» и «синее что-то».
1 группа
Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути поэта. Послушаем стихотворение 1914 года, написанное 19-летним поэтом.
Вывод; Ход времени неумолим, и поэт чувствует это. Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, красоту человеческой души? Тревожны раздумья Есенина.
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Появляются его маленькие поэмы; «Русь уходящая», «Русь советская».
2 группа
Вывод: Великий поэт потому и называется великим, что его имя связано с жизнью народа, с событиями истории и времени . Потому, может быть, словосочетания "Блок и Россия", "Есенин и Россия" мы воспринимаем не задумываясь о том, каким гением нужно обладать, чтобы твое личное и человеческое стало равным целым стихиям, мирам, материкам. Великим их делает родина. При чтении "Руси советской" покоряет предельная искренность автора, его открытость читателям. Есенин, как и прежде, объявляет себя крестьянским народным поэтом.
Проверка выполнения индивидуальных заданий.
7. Итог урока.
В поисках истины гений может ошибаться, заблуждаться, отрицать самого себя, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое…Гений не может одного – изменить своей Родине, своему народу. На него каждый раз возлагается священная миссия быть совестью своего времени, врачевателем народной души…
В сегодняшнем трепетном, хрупком мире голос Есенина призывает к человечности, к благоразумию, к любви.
Просмотр видеоролика «Фрагмент кинофильма «Калина красная».
8 Рефлексия. Заключительное слово учащихся по тезисам:
- Я сердцем никогда не лгу.
- Любить возможно только раз.
- Нет поэта без Родины.
Как вы относитесь к высказываниям поэта?
9. Домашнее задание.
- Выучите стихотворение о Родине. Приготовьте его комментарий.