kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы проходят с использованием учебника В.П.Журавлева. Тема России в творчестве Сергея Александровича Есенина занимает особое место. Знакомство с  лирическими произведениями предполагает развитие творческого,  ассоциативного мышления,  устной речи, умения делать умозаключения.  Психологической подготовкой к восприятию поэтического текста  является обращение к просмотру фрагмента кинофильма «Калина красная». Исследование стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная…» (1914) и «Русь советская» (1924) – проходит в группах. После обобщения итогов работы вновь звучит фрагмент кинофильма «Калина красная»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа №16

города Павлово Нижегородской области





Тема урока: Тема России в лирике С.А.Есенина


Тип урока: урок – исследование


Название УМК: Русская литература XX века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч.

Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009


Класс 11


Учитель Гурьева Марина Евгеньевна































Тема урока: Тема России в лирике С.А.Есенина.


Цель урока: учить анализировать поэтический текст, видеть и понимать,

как развивается чувство Родины в лирике С.Есенина.


Задачи как пути реализации цели урока:


образовательная - знакомство с произведениями С.Есенина о Родине,

гармонии человека и природы, любовной лирикой;

развивающая - развитие активного, творческого, ассоциативного мышления,

устной речи, умения анализировать, сравнивать, делать

умозаключение;

воспитательная - воспитание любви к Родине, природе, помочь учащимся

открыть для себя глубину чувств лирического героя .


Методические приемы:

эвристическая беседа,

анализ стихотворений,

исследовательская работа в группах,

работа с электронным словарем, с интерактивной доской


Средства, необходимые для проведения урока:

- учебник литературы

- сборники стихов Сергея Есенина

- компьютер, проектор, интерактивная доска;

- презентация урока;

- видеоролик;

- карточки с заданием


Конспект урока


  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Обращение к чувственно - образному мышлению. Просмотр видеоролика «Фрагмент кинофильма «Калина красная».


Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

- Так красиво, самозабвенно, от души мог сказать только очень русский человек. Так любить все родное, русское может только очень русский человек, такой, как писатель Василий Макарович Шукшин и его герой киноповести «Калина красная» Егор Прокудин и поэт Сергей Есенин.

Белоствольная береза стала одним из поэтичнейших образов его лирики. «Береза-свечка» оживет, улыбнется, оденет серьги и бусы и превратится в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане, а впоследствии в символ большой обобщающей силы – в символ России.


3. Проверка домашнего задания.

Звучит поэтическая перекличка. Из разных стихов Есенина учащиеся называют строчки, полные любви к родной земле.

- Каким предстает Есенин-поэт, Есенин-человек, Есенин-гражданин?


Поэтесса Лариса Васильева отметила: «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце просто и спокойно, остается в нем где – то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». Сам поэт признавался: «Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

.

4.Сообщение темы урока, постановка цели.


И сегодня на уроке мы постараемся раскрыть это чувство, опираясь и на ранние стихи поэта и на стихи, созданные уже после революции.

Обратимся к лирике поэта и рассмотрим, как развивается тема России в стихотворениях, написанных в разные периоды творчества – общее задание классу

5. Исследование художественных текстов в группах.


1 группа

- Прочитайте выразительно стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» (1914)

Ответьте на вопросы;

  • Какое чувство у вас появилось после прочтения?

  • Какой образ возникает в стихотворении?

  • Каково отношение поэта к Родине?

  • Какие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России?

  • Вспомните Блока, у которого образ родины ассоциировался с женщиной, женой. А какая у Есенина Русь?

2 группа

- Прочитайте выразительно фрагмент стихотворения «Русь советская» (1924)


Ответьте на вопросы;


  • Какое чувство у вас появилось после прочтения?

  • Можно ли назвать данное стихотворение исповедальным монологом?

  • Как раскрывается гражданская позиция Есенина – поэта, его отношение к России в этом стихотворении?


Индивидуальное задание


- Будьте внимательны на уроке. Следите за нашими размышлениями. Сделайте вывод: как развивается тема России в стихотворениях, написанных в разные периоды творчества? Как вы относитесь к высказываниям поэта: « Я сердцем никогда не лгу», «Любить возможно только раз», «Нет поэта без Родины»?


Индивидуальное задание


Расположите данные высказывания так, чтобы было выражено развитие отношения поэта к России;

родина – Русь – Русь уходящая – Русь бесприютная – «страна березового ситца» - «штаты СССР» - Россия – буря – Голубая Русь – Русь – малиновое поле – Инония – деревянная Русь


Инония (от слова «иная» – другая, новая) - так называется поэма 1918 года. Есенин верил, что после революции Россия будет Великой Крестьянской республикой.


Индивидуальное задание


Работа со словарем: риза, околица, купель, куга,


6. Участие в беседе. Обобщение учителя.


Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Какое хорошее слово, - говорил он, - и «роса» и «сила» и «синее что-то».


1 группа


Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути поэта. Послушаем стихотворение 1914 года, написанное 19-летним поэтом.


Вывод; Ход времени неумолим, и поэт чувствует это. Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, красоту человеческой души? Тревожны раздумья Есенина.

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Появляются его маленькие поэмы; «Русь уходящая», «Русь советская».


2 группа

Вывод: Великий поэт потому и называется великим, что его имя связано с жизнью народа, с событиями истории и времени . Потому, может быть, словосочетания "Блок и Россия", "Есенин и Россия" мы воспринимаем не задумываясь о том, каким гением нужно обладать, чтобы твое личное и человеческое стало равным целым стихиям, мирам, материкам. Великим их делает родина. При чтении "Руси советской" покоряет предельная искренность автора, его открытость читателям. Есенин, как и прежде, объявляет себя крестьянским народным поэтом.

Проверка выполнения индивидуальных заданий.

7. Итог урока.


В поисках истины гений может ошибаться, заблуждаться, отрицать самого себя, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое…Гений не может одного – изменить своей Родине, своему народу. На него каждый раз возлагается священная миссия быть совестью своего времени, врачевателем народной души…

В сегодняшнем трепетном, хрупком мире голос Есенина призывает к человечности, к благоразумию, к любви.


Просмотр видеоролика «Фрагмент кинофильма «Калина красная».


8 Рефлексия. Заключительное слово учащихся по тезисам:


- Я сердцем никогда не лгу.

- Любить возможно только раз.

- Нет поэта без Родины.


  • Как вы относитесь к высказываниям поэта?


9. Домашнее задание.

- Выучите стихотворение о Родине. Приготовьте его комментарий.

- Прочитайте статью учебника «Персидские мотивы».






9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе Россия в лирике С.Есенина

Автор: Гурьева Марина Евгеньевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства