kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Романтизм М.Горького"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе "Романтизм М.Горького", целью которого является: 

1.Сформировать представления учащихся о романтизме М. Горького.

2.Раскрыть смысл рассказа «Старуха Изергиль», рассмотреть разные подходы к трактовке образов.

3.Совершенствовать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

 Прилагается презентация к уроку, а также предварительное домашнее задание для работы в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предварительное д.з. в группах»

Общие вопросы

1.Необычный герой. Каков он? Описание внешности, характера, поведения.

2.Необычные обстоятельства, в которых изображается герой.

3.Необычность авторского языка, образность, гиперболизация.

4.Роль романтического пейзажа.

5.Сходства и различия героя с другими героями рассказа?

6.Гордость и гордыня – это одно и то же? Роль данных качеств в жизни человека?

Образ Ларры

1. Какие поступки во имя самоутверждения совершает Ларра? Что означает имя этого героя?

2.Какое понимание свободы он воплощает?

3.В чем смысл его наказания?

4. Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларрой?

5. Назовите отличительные качества характера Данко и Ларры, Ларры и старухи Изергиль?

6. Где грань между гордостью и эгоизмом?

7.С какой целью автор использует «избыточную» красочность в обрисовке образа, чрезмерную гиперболизацию?

8.Что важнее для Горького – изобразительная конкретность или экспрессивность образа?

9.Можно ли соотнести образ Ларры с идеей «сверхчеловека» Ницше?









Образ Изергиль

1.По какому принципу прожила старуха? Как относится к себе и людям?

2.Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви, ее устремленностью к романтическому идеалу?

3.Не наталкивает ли ее описание на мысль о наказании безжалостного времени?

4.В чем близость старухи Ларре и Данко?

5. С какой целью автор использует «избыточную» красочность в обрисовке образа, чрезмерную гиперболизацию?

6. Что важнее для Горького – изобразительная конкретность или экспрессивность образа?

7.Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

8.Почему именно ее имя в заглавии?

Образ Данко

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко? Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

2.Каковы отношения Данко и остальных людей?

3. Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

4. Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

5. Какова позиция автора и как она выражена?

6. Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Какой поступок вы назовете подвигом? Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья?

7. Разумен ли поступок Данко?

8. В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

9.Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно». Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?

10.А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей». Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

11. Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларрой?

12. Назовите отличительные качества характера Данко и Ларры, Данко и Изергиль, сравните их. 13. С какой целью автор использует «избыточную» красочность в обрисовке образа, чрезмерную гиперболизацию?



Вопросы для группы аналитиков

1.Свяжите легенду о Данко с библейским сказанием о Моисее, в чем сходство и отличие?

2.По чьей воле действуют герои, спасая людей?

3.Можно ли сказать, что, переосмысливая библейский сюжет, Горький выражает мысль о всесилии человека, его неограниченных способностях, необходимости действовать, активно преображая жизнь?

4.Сравнивая Данко и Моисея, кому отдает предпочтение Горький?

5.Многие критики уверены, что легенда о Данко – это своеобразный полемический отклик Горького на получившую широкое распространение в России теорию «сверхчеловека» Ницше. Не потому ли погиб Данко, что он возвысился над людьми, как и Ларра?

6.Кому Данко освещает факелом путь, себе или людям? Вспомните эпизод из «Преступления…» Ф.М.Достоевского – Соня со свечой провожает Раскольникова через темную переднюю в комнату. Какие мысли возникают при сопоставлении таких деталей?





Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Романтизм М.Горького



Цели урока:

1.Сформировать представления учащихся о романтизме М. Горького.

2.Раскрыть смысл рассказа «Старуха Изергиль», рассмотреть разные подходы к трактовке образов.

3.Совершенствовать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Задачи:

1.Углубить представления учащихся о романтическом герое, романтическом произведении.

2.Раскрыть особенности создания образа романтического героя в произведении.

3.Создать условия для развития навыков коммуникативного общения, организовать работу обучающихся в группах.

Ход урока.

1.Вступительная часть. Создание эмоционального настроя. Презентация.

Слово учителя: «...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением». Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Горький писал: «Я видел, что люди, окружавшие меня, не способные на подвиги и преступления…и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894г. и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы.

На сегодняшнем уроке мы с вами сформируем представление о романтизме М. Горького, раскроем смысл рассказа «Старуха Изергиль», рассмотрим разные подходы к трактовке образов, совершенствуем навыки коммуникативного общения при работе в группах.

2.Словарная работа.

- Каковы отличительные особенности романтического произведения?

Необычный герой: с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить, но герой лишен любви. Нужно забыть о внутренних желаниях.

Необычные обстоятельства: необычное событие, интересный сюжет, в котором автор передает свои чувства, переживания, часто трагический финал.

Необычный язык: метафоричность, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных предложений, многочисленные обращения, создающие возвышенный характер повествования.


3.Работа в группах.

- В рассказе перед читателем предстают три философии жизни (потому не случайна трехчастная композиция рассказа, в основе которой - антитеза).

1)Ларры – жить без людей и только для себя;
2)старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
3)Данко – жить с людьми и для людей.

В связи с этим мы поработаем в нескольких группах и постараемся войти в романтический мир писателя, почувствовать авторскую оценку героям, их характерам и ответим на вопрос: каким должен быть, по мнению писателя, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?

1 группа будет рассуждать о философии Ларры.

2 группа –– о философии старухи Изергиль.

3 группа – о философии Данко.

4 группа – аналитиков - обнаружит связь произведения Горького с другими произведениями.

Каждая группа, сопоставляя философию жизни своего героя с другими, будет отвечать на следующие вопросы:

1.Необычный герой. Каков он? Описание внешности, характера, поведения.

2.Необычные обстоятельства, в которых изображается герой.

3.Необычность авторского языка, образность, гиперболизация.

4.Роль романтического пейзажа.

5.Сходства и различия героя с другими героями рассказа?

6.Гордость и гордыня – это одно и то же? Роль данных качеств в жизни человека?

4.Подведение итогов урока.

Вернемся к вопросам, заданным в начале урока:

-Каков романтический мир писателя?

-Авторская оценка героям, их характерам?

-Каким должен быть, по мнению писателя, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?

- Очень хочется, чтобы свои размышления над прочитанным вы, ребята, продолжили дома. А главное – постарайтесь следовать совету М.Горького: не скупитесь на добро ради людей и уважайте других за все, что они сделали для вас.

Хотелось бы оставить след,
Не для награды, не для славы.
Иные скажут - ложь и бред,
В наш век безжалостные нравы.

Пускай так думают, пускай,
Их убеждать ни в коей мере
Я не берусь. Закрыты двери
В пока ещё волшебный край.

Их огонёк пока что спит,
Пока огня душа не жаждет,
Пока лишь тлеет, не горит,
Но час наступит и однажды


Подует ветер перемен,
И звёздный дождь омоет сердце,
Земных иллюзий сгинет плен,
И распахнутся в сказку дверцы...

Хотелось бы оставить след,
Чтобы идущему за мною
Он был заботливым слугою,
В пути даря Огонь и Свет.




5.Домашнее задание: напишите сочинение проблемного характера по рассказу «Старуха Изергиль», используя критерии оценки к части С ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого презентации
«Романтизм Горького»

Романтизм М.Горького  Романтизм  М.Горького

Романтизм М.Горького

Романтизм

М.Горького

1 1868-1936гг.

1 1868-1936гг.

« Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением…»

« Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением…»

три философии жизни  В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894 году и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы .

три философии жизни

В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894 году и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы .

Романтизм М.Горького  Романтизм  М.Горького

Романтизм М.Горького

Романтизм

М.Горького

Особенности романтических произведений:  Необычный герой : с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить, но любви в жизни нет. Герой ее лишен. Нужно забыть о внутренних желаниях.

Особенности романтических произведений:

Необычный герой : с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить, но любви в жизни нет. Герой ее лишен. Нужно забыть о внутренних желаниях.

Необычные обстоятельства :   необычное событие,  происходящее часто в необычном месте, интересный сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания, часто трагический финал.

Необычные обстоятельства :

необычное событие, происходящее часто в необычном месте, интересный сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания, часто трагический финал.

Необычный язык: метафоричность языка, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных предложений, многочисленных обращений, которые создают возвышенный характер повествования.    

Необычный язык:

метафоричность языка, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных предложений, многочисленных обращений, которые создают возвышенный характер повествования.

 

Три философии жизни :  1 ) Ларры – жить без людей и только для себя;  2) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;  3) Данко – жить с людьми и для людей.

Три философии жизни :

1 ) Ларры – жить без людей и только для себя; 2) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя; 3) Данко – жить с людьми и для людей.

Вопросы для обсуждения: 1.Необычный герой. Каков он? Описание внешности, характера, поведения. 2.Необычные обстоятельства, в которых изображается герой. 3.Необычность авторского языка, образность, гиперболизация. 4.Роль романтического пейзажа. 5.Сходства и различия выбранного героя с другими героями рассказа? 6.Гордость и гордыня в жизни человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Необычный герой. Каков он? Описание внешности, характера, поведения.

2.Необычные обстоятельства, в которых изображается герой.

3.Необычность авторского языка, образность, гиперболизация.

4.Роль романтического пейзажа.

5.Сходства и различия выбранного героя с другими героями рассказа?

6.Гордость и гордыня в жизни человека.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.

Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.

Итоги урока: - Каков романтический мир писателя?  - Каким должен быть, по мнению М.Горького, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?

Итоги урока:

- Каков романтический мир писателя?

- Каким должен быть, по мнению М.Горького, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Романтизм М.Горького"

Автор: Зосимова Наталья Анатольевна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108963


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства