Романтизм М.Горького
Цели урока:
1.Сформировать представления учащихся о романтизме М. Горького.
2.Раскрыть смысл рассказа «Старуха Изергиль», рассмотреть разные подходы к трактовке образов.
3.Совершенствовать навыки коммуникативного общения при работе в группах.
Задачи:
1.Углубить представления учащихся о романтическом герое, романтическом произведении.
2.Раскрыть особенности создания образа романтического героя в произведении.
3.Создать условия для развития навыков коммуникативного общения, организовать работу обучающихся в группах.
Ход урока.
1.Вступительная часть. Создание эмоционального настроя. Презентация.
Слово учителя: «...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением». Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.
Горький писал: «Я видел, что люди, окружавшие меня, не способные на подвиги и преступления…и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894г. и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы.
На сегодняшнем уроке мы с вами сформируем представление о романтизме М. Горького, раскроем смысл рассказа «Старуха Изергиль», рассмотрим разные подходы к трактовке образов, совершенствуем навыки коммуникативного общения при работе в группах.
2.Словарная работа.
- Каковы отличительные особенности романтического произведения?
Необычный герой: с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить, но герой лишен любви. Нужно забыть о внутренних желаниях.
Необычные обстоятельства: необычное событие, интересный сюжет, в котором автор передает свои чувства, переживания, часто трагический финал.
Необычный язык: метафоричность, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных предложений, многочисленные обращения, создающие возвышенный характер повествования.
3.Работа в группах.
- В рассказе перед читателем предстают три философии жизни (потому не случайна трехчастная композиция рассказа, в основе которой - антитеза).
1)Ларры – жить без людей и только для себя;
2)старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
3)Данко – жить с людьми и для людей.
В связи с этим мы поработаем в нескольких группах и постараемся войти в романтический мир писателя, почувствовать авторскую оценку героям, их характерам и ответим на вопрос: каким должен быть, по мнению писателя, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?
1 группа будет рассуждать о философии Ларры.
2 группа –– о философии старухи Изергиль.
3 группа – о философии Данко.
4 группа – аналитиков - обнаружит связь произведения Горького с другими произведениями.
Каждая группа, сопоставляя философию жизни своего героя с другими, будет отвечать на следующие вопросы:
1.Необычный герой. Каков он? Описание внешности, характера, поведения.
2.Необычные обстоятельства, в которых изображается герой.
3.Необычность авторского языка, образность, гиперболизация.
4.Роль романтического пейзажа.
5.Сходства и различия героя с другими героями рассказа?
6.Гордость и гордыня – это одно и то же? Роль данных качеств в жизни человека?
4.Подведение итогов урока.
Вернемся к вопросам, заданным в начале урока:
-Каков романтический мир писателя?
-Авторская оценка героям, их характерам?
-Каким должен быть, по мнению писателя, человек, живущий среди людей. Как и для кого он должен жить?
- Очень хочется, чтобы свои размышления над прочитанным вы, ребята, продолжили дома. А главное – постарайтесь следовать совету М.Горького: не скупитесь на добро ради людей и уважайте других за все, что они сделали для вас.
Хотелось бы оставить след,
Не для награды, не для славы.
Иные скажут - ложь и бред,
В наш век безжалостные нравы.
Пускай так думают, пускай,
Их убеждать ни в коей мере
Я не берусь. Закрыты двери
В пока ещё волшебный край.
Их огонёк пока что спит,
Пока огня душа не жаждет,
Пока лишь тлеет, не горит,
Но час наступит и однажды
Подует ветер перемен,
И звёздный дождь омоет сердце,
Земных иллюзий сгинет плен,
И распахнутся в сказку дверцы...
Хотелось бы оставить след,
Чтобы идущему за мною
Он был заботливым слугою,
В пути даря Огонь и Свет.
5.Домашнее задание: напишите сочинение проблемного характера по рассказу «Старуха Изергиль», используя критерии оценки к части С ЕГЭ по русскому языку.