Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Улицкой "Счастливый случай"
Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Улицкой "Счастливый случай"
Этот урок будет полезен учащимся 11 класса в рамках подготовки к сочинению по литературе на тему "Чем люди живы?".Обучающиеся смогут поработать с текстом,. обсудить ряд проблем, заполнить таблицу "Древо понятия слово СЧАСТЬЕ."
Организация групповой работы (класс делится на творческие группы по 6 человек) в форме диалога и полилога позволяет осуществить "аудиторную мобильность", при которой каждый из участников процесса может определить собственную позицию, высказать ее и соотнести с позициями других. При организации коллективно-индивидуальной мыследеятельности происходит развитие критического мышления, формирование ключевых компетентностей: способности обсуждать проблемные вопросы в режиме консенсума, терпимо относиться к иному мнению, устно и письменно общаться, эффективно работать с информацией, быть готовым к непрерывному самосовершенствованию, т.е. учиться всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Улицкой "Счастливый случай" »
Жарская Елена Урок в 11 классе - 6 -Дата создания 01.11.2008 17:10:00
Рассказ Л.Улицкой "Счастливый случай": компетентностный подход
Ключевые компетентности выпускника XXI века, разработанные Советом Европы по образованию и внесенные в Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, могут быть полностью реализованы при организации образовательного процесса в режиме природно-рефлексивной технологии саморазвития человека (К.Я. Вазина).
Рассматривая человека (педагога и учащегося), как духовно-природное уникальное саморазвивающееся явление, можно так организовать резонансное взаимодействие учителя и обучающихся, которое позволит обеспечить непрерывное развитие - саморазвитие всех субъектов образовательного процесса. Под резонансным взаимодействием мы понимаем научно обоснованную и творчески организованную деятельность обучающего и обучающихся по достижению учебных целей.
Деятельностный подход предполагает активную субъектность как учителя, так и учащихся, проявляющуюся на всех этапах учебного процесса: совместное целеполагание (создание общей зоны целей) через постановку проблемы по изучаемому материалу, определение способов самостоятельной поисково-исследовательской работы в режиме индивидуально-коллективной мыследеятельности в малых группах, рефлексивное обсуждение результатов, успехов и затруднений.
Организация групповой работы (класс делится на творческие группы по 6 человек) в форме диалога и полилога позволяет осуществить "аудиторную мобильность", при которой каждый из участников процесса может определить собственную позицию, высказать ее и соотнести с позициями других. При организации коллективно-индивидуальной мыследеятельности происходит развитие критического мышления, формирование ключевых компетентностей: способности обсуждать проблемные вопросы в режиме консенсума, терпимо относиться к иному мнению, устно и письменно общаться, эффективно работать с информацией, быть готовым к непрерывному самосовершенствованию, т.е. учиться всю жизнь.
Покажем это на примере учебной проблемной ситуации рассказа Л. Улицкой "Счастливый случай" (внеклассное или классное чтение).
Тип урока: исследование.
Цели:
формирование нравственных понятий на примере интересных эпизодов жизни героев рассказа;
развитие навыков целостного анализа текста литературного произведения.
формирование ключевых компетентностей
Материалы для исследования: биография писателя, текст рассказа, сообщения учащихся.
Виды работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления, сообщения учащихся, просмотр видеоматериалов(?), построение Древа понятия на слово "счастье", коллективное обсуждение полученных результатов, рефлексия
БИОГРАФИЯ
Творчество Л.Улицкой - это удивительная возможность увидеть неповторимое в обыденном, открыть необыкновенное чудо в прозе окружающей жизни.
Подтверждением тому может служить рассказ "Счастливый случай". Незамысловатый, на первый взгляд, рассказ позволяет учителю развернуть дискуссию о смысле жизни, о вселенском предназначении человеческого бытия.
Парадоксально, но трагический чуть было случай и стал самым счастливым днём в жизни Кольки Клюквина. Мальчик остался жив благодаря случайности. Все соседи счастливы , наконец-то, этим единством, теплотой взаимоотношений, осознанием сопричастности, человечности друг к другу. Следовательно, счастье - это со - бытие, событийность твоего появления на свет и твоего существования.
Поэтому цели занятия можно сформулировать так:
осмыслить сущность понятия "счастье" и определить свое отношение к нему;
понять основной смысл рассказа (идейный замысел автора) через анализ художественных средств текста.
Обращение к эпиграфу: Стать добрым…Кто ж не хочет добрым стать?Раздать бы бедным всё добро своё…Какая бы настала благодать,Какое б было райское житьё!Стать добрым…Но на нашей злой планете Хлеб слишком дорог, а сердца черствы…Стать добрым, быть за всё в ответе…
Но…обстоятельства не таковы! ( Бертольд Брехт)
Горькой иронией звучат слова классика…
Проблема: счастья? Что это такое? Что мешает нам быть счастливыми?
После прочтения рассказа (дома или в классе) и первичной рефлексии можно предложить учащимся вопрос: почему автор называет «счастливым » описанный случай?
Дискуссия организуется фронтально или в микрогруппах с последующим общим обсуждением, которое побуждает учащихся задуматься о том, что такое счастье и зависит ли от нас самих, чтобы счастливым был каждый день. Ответ, на первый взгляд, банален: каждый счастье понимает по-своему. Но именно такое разноголосие и предопределяет дальнейшую поисково-исследовательскую и рефлексивную деятельность подростков, для реализации которой предлагаются задания для каждой из микрогрупп.
I м/группа. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» Семья Халимы. Характер героини, матери многочисленного семейства. Жизнь двора и его представители. Счастливы ли они и в чем?
Как только начинало припекать и подсыхала грязь, желтая и худая Халима, повязанная по самые брови шелковым линялым платком…
… как все это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с бритоголовым мужем Ахметом и множеством разновозрастных детей…
…Халима сердилась, нет ли — понять было нельзя. Она была молчалива и терпелива…
…под окном Клюквиных, живших на первом этаже дощатого двухэтажного дома.
II м/группа. «ЯЗЫКОВЕДЫ» Какими изобразительными средствами автору удается создать индивидуальные образы?
вреднющая старуха Клюквина, высунувшись в окно между цветочными горшками, добросовестно и монотонно бранила Халиму.
— Колюня, Колюня, подь сюда!— приказала она своему шкодливому внуку Кольке.— А ну-ка скинь все!
Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.
Колюня шел следом, мучительно соображая, как бы стащить у нее ключ и забраться одному на чердак
к дворничихиному Витьке. Он ловко наврал ему, что на крышу упал мяч, и не какой-нибудь, а известный во всех дворах района Шуркин кожаный мяч
Витька замялся, а Колюнька приветливо и лживо сказал:
-А тетя Настя велела метлы принести, тут они стоят…(антитеза)
Халима как раз отвернулась, а старуха ловким, даже каким-то спортивным движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку (ирония)
Живой? Живой ты? Руки, ноги целые?— И забормотала что-то по-татарски, радостно прижимая к себе этого шкодливого, хитрого, никем во дворе не любимого мальчишку.
А Халима стояла в дверях, высокая, похожая одновременно на худую лошадь и на пантеру, в линялом платке, удивительно красивая.
Какие художественные средства использует автор для описания жизни семьи и ее обитателей. ( эпитеты, антитеза в конце и оксюморон- лошадь и пантера одновременно)
На другой день вредная старуха Клюквина, держа за руку Колюню, торжественно отнесла в подвал Халиме покрытый от мух полотенцем большой пирог с вареньем. Все соседи видели, как Клюквина поклонилась Халиме и сказала громким скандальным голосом:
— Прости меня, Халима. Кушайте на здоровье.
III м/группа. «ФИЛОСОФЫ» Построение Древа понятия на слово "счастье"
Используя текст рассказа, школьники формулируют выводы и публично защищают их. Представитель каждой м/группы разъясняет групповую позицию; если есть индивидуальные позиции, то они тоже заслушиваются. Происходит коррекция групповых и индивидуальных позиций. Заканчивается обсуждение ответом на сущностный вопрос ситуации: счастье? Что это такое?
Предполагаемые выводы:
Ключевой мотив прозы Л.Улицкой - тоска по идеалу, добрым человеческим отношениям. Этим вроде бы не обеспокоены все герои рассказа. Каждый из них ведёт свой путь в жизни, определяет свое понимание счастья. Автор же всегда на стороне искренних, добрых людей. И ничто не мешает человеку быть именно таким. Никакие отговорки…
Иронической интонацией пронизаны описания действий старухи Клюквиной Именно через эту интонацию проявляется интуиция, добрый талант писательницы. Главная героиня воспринимает жизнь не как испытание, а как благо. Поистинне счастливой ощущает себя Халима, раскладушка которой спасла жизнь «нелюбимому всем двором »мальчишке. Становится понятным, почему так называется рассказ Л.Улицкой. Это был тот самый счастливый случай в ее жизни . Но ещё более счастливым он был для старухи Клюквиной. Ей был дан шанс стать ЧЕЛОВЕКОМ.
На дом: прочитать рассказ В.Токаревой с таким же названием, сравнить…
При разнообразии точек зрения учитель, как равноправный участник учебного процесса, может поделиться и своими мыслями: да, счастье каждый понимает по-своему. Но если человека рассматривать как духовно-природное саморазвивающееся уникальное явление, то рождение человека, когда погибли тысячи неоплодотворенных клеток, уже счастье, бесценный дар природы, который оплачивается непрерывным самовосхождением, совершенствованием. Рождение - это и есть высочайший смысл жизни, счастливый случай со-бытия. Думается, что такое прочтение рассказа усилит способность учащихся "видеть сердцем и чувствовать душой".