kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая:     познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, анализировать дополнительную литературу; аргументированно и логически строить свои высказывания;

Развивающая:   развивать  навыки исследовательской деятельности обучающихся; совершенствовать монологическую речь и уметь анализировать поэтические произведения

Воспитательная: умение сопереживать чувствам поэта и его возлюбленных;  пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)»

Открытый урок по литературе в 10 классе

учитель русского языка и литературы Чернышева И.П.

Слайд 1

Тема урока: «Любовь как поединок роковой…»

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Слайд 2

Эпиграф к уроку:

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…

Ж.Б.Мольер

Оборудование: мультимедийное

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, анализировать дополнительную литературу;

аргументированно и логически строить свои высказывания;

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся; совершенствовать монологическую речь и уметь анализировать поэтические произведения

Воспитательная: умение сопереживать чувствам поэта и его

возлюбленных; пребывать в гармонии с самим

собой и окружающим миром



ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Организационный момент

Слайд 3

Учитель  читает 

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы  на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…

Учитель:

Эти слова  принадлежат  Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви двух великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Что же это такое  любовь? По мнению  А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор  не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос  искали и продолжают искать  философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять  это чувство.



Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог  бы до конца  его понять?
Всегда во всем  старо ты  или ново,
Томленье  духа ты иль благодать?..


Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.
«Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и  до  старости – были женщины и отношения с ними.
Истории  любви…



Слайд 4

Музы Ф.И.Тютчева

История  первая. «Я помню время золотое…»

Учитель:

Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Учитель:

О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их  отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.

Слайд 5

Сообщение

Чтение стихотворения учащимся:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.






Учитель: 

Тютчев был  настолько очарован  своей юной избранницей, что  стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства  к Тютчеву, дала согласие на брак  с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в  Мюнхене, надеясь на то, что  Амалия одумается, сможет уговорить родителей  переменить решение. Но, к сожалению, все  было напрасно.

Учитель:

И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного  из самых прекрасных его стихотворений, которое  стало известным  во всем мире романсом.

Слайд 6

Прослушивание романса «Я встретил вас…»

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени  порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Слайд 7

Учитель: «Твой милый образ, незабвенный…»

История вторая: Элеонора Петерсон (Сообщение ученицы)

Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.
В 1826 году  Тютчев женился  на вдове русского дипломата  Эмилии Элеоноре Петерсон.
«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»

Слайд 8

Чтение стихотворения ученицей:

Еще томлюсь  тоской желаний,
Еще  стремлюсь  к тебе  душой –
И  в сумраке воспоминаний
Еще ловлю  я образ  твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, –
Как ночью на небе звезда…

Учитель:

Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая  1838 года  Тютчев получает известие  о гибели  у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало  его семейство. После нервного и физического  потрясения, в жесточайших страданиях умирает  жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Учитель: Из письма В.А.Жуковскому: «Есть ужасные  годины  в существовании человеческом… пережить все, чем  мы жили – жили  в продолжение  целых двенадцати лет… Что  обыкновеннее  этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки  жить. Есть слова, которые  мы  всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг  поймем… и в одном  слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится».

Учитель:

История третья (сообщение ученицы)

Слайд 9

После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

Чтение  стихотворения:

Эрнестине Дернберг

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..

Учитель:

Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью « в бездну страданий, в море печали» .
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная  Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

Прослушиваем аудиозапись стихотворения «Люблю глаза твои…»

Слайд 10

Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

Чтение стихотворения:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Что можно в этом изменить, что исправить, было   слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви  только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено».

Слайд 11

Учитель: История четвертая (сообщение ученицы)

Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось  его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.  «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.

Учитель:

В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Слайд 12

Учитель:

В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».

Слайд 13

Чтение стихотворения:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться  к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому  еще  не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце  на клочки  не разорвалось…

Учитель:

Смерть   Е.А. Денисьевой  вызвала в поэте  взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Чтение  стихотворения учителем:

Вот бреду я  вдоль  большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?



Слайд 14 со стихотворением «Последняя любовь»

слушаем аудиозапись

Заключение

Учитель:

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Итоги. Оценки.



Слайд 15

Домашнее задание: Тема природы в лирике Ф.И.Тютчева – 3 ученика.

Остальные учат наизусть по 1-2 стихотворения с обязательным анализом одного из них: «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Бессонница», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Не то, что мните вы, природа», «Ночное небо так угрюмо», «Поток спустился и темнеет» и др. на ваш выбор.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Автор: Чернышева Ирина Петровна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства