Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, анализировать дополнительную литературу; аргументированно и логически строить свои высказывания;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся; совершенствовать монологическую речь и уметь анализировать поэтические произведения
Воспитательная: умение сопереживать чувствам поэта и его возлюбленных; пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе «Любовь как поединок роковой…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)»
Открытый урок по литературе в 10 классе
учитель русского языка и литературы Чернышева И.П.
Слайд 1
Тема урока: «Любовь как поединок роковой…»
Любовная лирика Ф.И.Тютчева
Слайд 2
Эпиграф к уроку:
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
Ж.Б.Мольер
Оборудование: мультимедийное
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева,анализировать дополнительную литературу;
аргументированно и логически строить свои высказывания;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся; совершенствовать монологическую речь и уметь анализировать поэтические произведения
Воспитательная: умение сопереживать чувствам поэта и его
возлюбленных; пребывать в гармонии с самим
собой и окружающим миром
ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА
1. Организационный момент
Слайд 3
Учитель читает
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил…
Учитель:
Эти слова принадлежат Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви двух великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Что же это такое любовь? По мнению А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.
Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?..
Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется. «Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и до старости – были женщины и отношения с ними. Истории любви…
Слайд 4
Музы Ф.И.Тютчева
История первая. «Я помню время золотое…»
Учитель:
Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.
Учитель:
О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.
Слайд 5
Сообщение
Чтение стихотворения учащимся:
Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мглистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой.
Учитель:
Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в Мюнхене, надеясь на то, что Амалия одумается, сможет уговорить родителей переменить решение. Но, к сожалению, все было напрасно.
Учитель:
И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение. Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.
Слайд 6
Прослушивание романса «Я встретил вас…»
Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, – Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, – И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, – И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Слайд 7
Учитель: «Твой милый образ, незабвенный…»
История вторая: Элеонора Петерсон (Сообщение ученицы)
Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»
Слайд 8
Чтение стихотворения ученицей:
Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой. Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной, везде, всегда, Недостижимый, неизменный, – Как ночью на небе звезда…
Учитель:
Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.
Учитель: Из письма В.А.Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки жить. Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем… и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится».
Учитель:
История третья (сообщение ученицы)
Слайд 9
После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.
Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.
Чтение стихотворения:
Эрнестине Дернберг
Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать Пройдет ли обморок духовный. Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты мое земное провиденье!..
Учитель:
Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью « в бездну страданий, в море печали» . В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.
Прослушиваем аудиозапись стихотворения «Люблю глаза твои…»
Слайд 10
Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека. Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.
Чтение стихотворения:
Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело… О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут. Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, – И страшно грустно стало мне. Как от присущей милой тени.
Что можно в этом изменить, что исправить, было слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено».
Слайд11
Учитель: История четвертая (сообщение ученицы)
Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.
Учитель:
В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.
Слайд 12
Учитель:
В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».
Слайд 13
Чтение стихотворения:
Весь день она лежала в забытьи, И всю её уж тени покрывали, Лил теплый летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, О, как все это я любила! Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось, О, Господи! И это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
Учитель:
Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.
Чтение стихотворения учителем:
Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне, замирают ноги… Друг мой милый, видишь ли меня? Завтра день молитвы и печали, Память рокового дня… Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?
Слайд 14 со стихотворением «Последняя любовь»
слушаем аудиозапись
Заключение
Учитель:
Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.
Итоги. Оценки.
Слайд 15
Домашнее задание: Тема природы в лирике Ф.И.Тютчева – 3 ученика.
Остальные учат наизусть по 1-2 стихотворения с обязательным анализом одного из них: «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Бессонница», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Не то, что мните вы, природа», «Ночное небо так угрюмо», «Поток спустился и темнеет» и др. на ваш выбор.