На уроке предстоит обсудить 3 аспекта рассказа "Уроки французского".В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии. Далее речь пойдёт о "необыкновенном человеке"-учительнице.Завершим разговор о рассказе обсуждением его основных проблем.
Оформление доски:
Портрет
писателя
Доброта
Сострадание
Урок жизни
Тема
Сюжет
Проблема
Эпиграф к уроку:
Хорошего сердца и правильной души так недостаёт нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет.
2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
3.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?
4.Какие чувства воспитывает рассказ?
Домашнее задание:
Ответитьписьменно на вопрос: Над чем заставляет задуматься рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»?
Ход урока:
I. Оргмомент.
Приветствие.
Цели и задачи урока.
II.Слово учителя:
На предыдущем уроке мы с вами, ребята, познакомились с рассказом В.Распутина « Уроки французского», анализировали эпизоды, которые помогают нам раскрывать характеры героев, понять их внутреннее состояние.
Сегодня на уроке нам предстоит обсудить 3 аспекта рассказа. В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии.
Далее речь пойдёт о «необыкновенном человеке»- учительнице французского. Завершим разговор о рассказе обсуждением его основных проблем. (вопросы на доске)
III. Прежде, чем начнём разговор по теме нашего урока, давайте вспомним
сюжет рассказа «Уроки французского» и сделаем вывод о главном герое.
На партах лежат листы, на которых даны вопросы к рассказу о герое и цитатный план. Задача ребят: правильно сопоставить (провести линии) вопросы и цитаты, а затем прокомментировать. Работа проводится в парах.
Вопросы к рассказу о герое
Цитатный план к рассказу о герое
1.Почему мальчик оказался в райцентре?
2.Каковы были успехи героя рассказа в школе?
3.Каково было душевное состояние героя?
4.Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
5.Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
6.Каково было отношение мальчика к учительнице?
«Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
«Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».
Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».
«Они били меня по очереди…не было в тот день человека несчастнее меня».
Вывод о жизни и душевном состоянии мальчика:
Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому,
чтобы не подвести земляков.
IV.Беседа с классом
Какой запомниласьмальчику учительница французского? (вопрос на доске) Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенного отмечено в нём?
( « Лидии Михайловне тогда было ,наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».)
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).
Почему затея с посылкой ей не удалась?
( Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Она предложила играть на деньги в « пристенок»).
Почему Лидия Михайловна прислала 2-ую посылку?
( Она бескорыстная, добрая. Это поступок подтверждает добрые чувства Лидии Михайловны).
Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос на доске)
(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к
состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)
Выводы, которые делают ребята по образу Лидии Михайловны.
Учительница идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Но она поступает так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь ребёнку поверить в свои силы.
V.Синквейн (пятистишие)
Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
(справка)
Задание учащимся:
Составить синквейн о Лидии Михайловне.
VI. Продолжаем работу с классом.
Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам, Литература ,на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства ».
Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»?
(Доброту, сострадание)
Как можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Выскажите своё мнение.
(С одной стороны, это непедагогично,
с другой стороны, игра на деньги была
единственной возможностью помочь
мальчику)
Почему рассказ назван «Уроки французского»?
( Общение с Лидией Михайловной
стали для героя уроками жизни,
воспитанием чувств.)
А чему вы, ребята, научились на уроке?
VII. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте, сделайте