kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы: Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Тучи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения лирического произведения.

Цели урока:

Познавательные

  • создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;
  • развивать умения анализировать стихотворение;

Развивающие:

  • развивать умения учащихся сопоставлять, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:       

  • воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся, эмоциональную отзывчивость
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы: Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Тучи" »



Урок литературы в 6 классе

Тема одиночества в стихотворении

М.Ю.Лермонтова «Тучи



Цели урока:

Познавательные

  • создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;

  • развивать умения анализировать стихотворение;

Развивающие:

  • развивать умения учащихся сопоставлять, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся, эмоциональную отзывчивость

Тип урока: урок изучения лирического произведения

Используемые технологии: элементы технологии развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.


ХОД УРОКА



  1. Предтекстовый этап

Цель: пробудить интерес к личности поэта, стремление узнать больше о его судьбе и творчеству, создать условия для восприятия нового стихотворения

Мотивация.

1 .Виртуальная экскурсия в дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тарханах

  • Представим себе, что мы находимся в доме-музее Лермонтова в Тарханах (слайд 1). Мы в зале, где представлены работы известных русских художников, изобразивших поэта, и его автопортреты(слайд 2).

  • Вглядитесь в лицо поэта. Что общего вы увидели в этих портретах?

  • А как вы думаете, почему в глазах поэта видна печаль? Что вообще может явиться причиной печали?

  1. Сообщения учащихся о жизни Лермонтова

  • Ребята, на что в биографии Лермонтова вы обратили внимание? (В жизни поэта было очень много трагических минут, он чувствовал себя одиноким)

  • Отразилось ли это в его поэзии? Какие стихи вы можете назвать? («Парус», «Утёс»)

  1. Работа с учебником. Выборочное чтение статьи А.И.Герцена.

Задание: выделить ключевые предложения, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова. («Произведения Лермонтова - всегда правдивое выражение глубоко пережитого», «Произведения Лермонтова отражают прежде всего его собственный мир - радости и печали, надежды и переживания», «... его стихотворения - самая полная его биография», «Его лирика всегда есть правдивое зеркало его души».

  • Давайте попробуем доказать верность утверждения слов Герцена и откроем новую страницу лирики поэта - стихотворение «Тучи».

Целеполагание.

Цель: учить самостоятельно формулировать цели урока

Какие цели вы поставите перед собой?

  • узнать, как это стихотворение «Тучи» связано с жизнью Лермонтова

  • понимать основную мысль стихотворения

  • понимать, какие чувства передаёт поэт в этом стихотворении

  • определять, как поэт выражает эти чувства, настроения

Актуализация знаний

Цель: знакомство с историей создания стихотворения «Тучи», подготовка к восприятию стихотворения.

1 .Работа с учебником. Чтение статьи с. 157 2.Слово учителя (дополнительная информация)

В тот далекий апрельский вечер в Петербурге поэт с особенной остротой ощутил грусть вынужденного расставания с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из окон которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Соллогуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!»... Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его».

  • О том, что переживал поэт в переломный момент своей жизни, к чему стремился, отчего грустил и страдал, мы узнаем, прочитав это стихотворение.

  1. Этап погружения в текст.

Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей стихотворения «Тучи» с личностью и биографией поэта

  1. Выразительное чтение стихотворения «Тучи». (Пауза)

  2. Выявление восприятия прослушанного стихотворения:

  • Какие чувства, настроения вызывает стихотворение? (ответы учащихся)

  • Какие бы краски вы выбрали, чтобы передать настроение стихотворения?

  • Рассмотрите гравюру художника Константинова. Какое настроение она вызывает и может ли быть иллюстрацией к стихотворению «Тучи»?

  1. Освоение прочитанного.

Постановка проблемного вопроса:

- Каким мы видим лирического героя в стихотворении «Тучи»?

  • Внимательно и медленно прочитайте стихотворение ещё раз.

  • Опишите картину, нарисованную поэтом в первой строфе.

  • Как в ней проявляется присутствие лирического «я»? («Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»

  • Определите общее настроение. Найдите ключевые слова, создающие настроение.

Лексическая работа:

  • Как вы понимаете выражение «степью лазурною»? Что такое «лазурь», «лазурный»? (это голубой цвет)

  • В каком значении (прямом или переносном) употреблено это словосочетание?

  • Как называется это художественное средство? (метафора)

  • Есть ли в этой строфе другие метафоры? (цепью жемчужною) С какой целью использует их поэт? (он рисует чудесную картину природы)

  • Что же нарушает эту картину? (слово «изгнанники»)

  • Кого называют «странником», а кого «изгнанником»? В чем их сходство и различие?

  • Подберите синонимы к словосочетанию «вечные странники»?

(Странник - это тот, у кого нет крова, кто лишен родного дома, бесприютен; он скиталец, может быть, даже не имеет родины).

  • В стихотворении слово «странники» усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...»; и те, и другой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером»),

  • Что представляет собой «сторона южная» (Лермонтова отправляют на Кавказ, где идёт война)

  • Прочитайте вторую строфу. В чем необычность её построения? (Все предложения вопросительные).

  • К кому же обращается поэт с вопросом и требует ли ответа? (он обращается к тучам, но на самом деле эти вопросы он задает себе)

  • Такой прием в художественной литературе называется риторические вопросы, они не требуют ответа, а употребляются для привлечения внимания читателя.

  • Назовите ключевые слова (зависть, злоба, преступление, клевета). Какие оттенки придают им эпитеты? Какую роль эти слова играют в этой строфе? (они обозначают мир гонителей)

  • Какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта?(«Друзей клевета ядовитая»). Почему? (На друзей всегда надеешься, а здесь они как враги. Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда)

  • Каким чувством наполнены эти строчки? (горечь, обида, гнев, боль)

  • Перечитайте третью строфу и подумайте, с каким чувством смотрит герой на убегающие тучи. (Он завидует тучам - Не завидует, а жалеет их)

  • Кто же прав?

  • Есть ли сходство между героем стихотворения и «тучками небесными»? (Нет, они противопоставлены)

Введения понятия «антитеза» (определение читают в учебнике с. 251)

Вывод: антитеза - основной приём построения стихотворения.

Анализ композиции стихотворения.

Послетекстовый этап.

  • Каким же видим лирического героя? (Это одинокий, страдающий человек, оторванный от родины, близких и родных людей, он глубоко и остро переживает горечь изгнания, непонимания).

  • Какие выразительные средства использовал поэт для создания образа героя (метафоры, сравнения, эпитеты, антитезу).

Творческая работа «Что я почувствовал, слушая стихотворение «Тучи»

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Тучи», нарисовать иллюстрации к стихотворению, подготовить слайды «Стихотворения Лермонтова в творчестве русских художников»

Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся Рефлексия.

  • Можете ли вы ответить на вопрос: «Почему в глазах Лермонтова мы читаем тоску, печаль?»

  • Продолжите предложение

А вы знаете, что сегодня на уроке я

Больше всего мне понравилось

Самым интересным сегодня на уроке было

Самым сложным для меня сегодня было

Сегодня на уроке я почувствовал




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы: Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Тучи"

Автор: Гриднева Анна Александровна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства