Урок литературы "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения".
Урок литературы "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения".
Образовательная цель урока. Создать условия для осмысления жанрового и
тематического своеобразия стихотворений; способствовать развитию
творческих способностей учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Задача учителя. Создать такое настроение, которое поможет учащимся
выразить себя и в роли творца, и в роли воспринимающего, поможет
развитию ассоциативного мышления и творческого воображения, развитию
эстетического вкуса.
Методические приемы: чтение стихотворений наизусть, сообщения,
описания иллюстраций и рисунков к стихотворениям, аналитическая беседа
Словарная работа: эссе, оксюморон, афористичность, Senilia (песни старости), философская миниатюра, некролог.
Оборудование:
Портрет И. С. Тургенева;
Иллюстрации к стихотворениям;
Грамзаписи музыкальных произведений:
1. «Утро туманное» А. Абаза.
2. «Меркнет слабый свет свечи» П. Чайковский.
3. Начало 1-й баллады Ф. Шопен.
4. «Ната - вальс» или «Сентиментальный вальс» П. Чайковский.
Записи на доске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения". »
Иванова Людмила Константиновна, учитель русского языка и литературы МПЛ МБОУ г. Димитровграда Ульяновской области
Урок литературы по теме: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева.
Темы, образы, способы изображения.
Класс: 10 (2 урока)
Образовательная цель урока. Создать условия для осмысления жанрового и тематического своеобразия стихотворений; способствовать развитию творческих способностей учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Задача учителя. Создать такое настроение, которое поможет учащимся выразить себя и в роли творца, и в роли воспринимающего, поможет развитию ассоциативного мышления и творческого воображения, развитию эстетического вкуса.
Методические приемы: чтение стихотворений наизусть, сообщения, описания иллюстраций и рисунков к стихотворениям, аналитическая беседа Словарная работа: эссе, оксюморон, афористичность, Senilia (песни старости), философская миниатюра, некролог.
Оборудование:
Портрет И. С. Тургенева;
Иллюстрации к стихотворениям;
Грамзаписи музыкальных произведений:
1. «Утро туманное» А. Абаза.
2. «Меркнет слабый свет свечи» П. Чайковский.
3. Начало 1-й баллады Ф. Шопен.
4. «Ната - вальс» или «Сентиментальный вальс» П. Чайковский.
Записи на доске.
Ход урока
Цитаты (записи на доске).
Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца,
радуги, алмазов, женских слез и благородной
мужской мысли, которая называется
«Стихотворения в прозе»
П.Анненков – М. Стасюлевичу, редактору
журнала «Вестник Европы», где было
напечатано это произведение
Добрый мой читатель, не пробегай этих
стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно
станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но
читай их враздробь: сегодня одно, завтра
другое, и которое - нибудь из них, может быть,
заронит тебе что-нибудь в душу.
И.С. Тургенев
Вступительное слово учителя: Выразительное чтение стихотворения И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».
Значимость личности учителя – носителя культуры. Оказание влияния на формирование познавательного интереса учащихся через эмоциональный
настрой.
Сообщение темы урока.
«И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе».
Новый для русской литературы жанр, который создал И.С. Тургенев на склоне лет. Жанр, в котором он соединил, казалось бы, несоединимое. Помните, у А. С. Пушкина:
Они сошлись — вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
А.С. Пушкин противопоставляет эти понятия. Для него это несовместимо. А И.С. Тургенев называет их стихотворениями, хотя написаны они в прозе. Вопрос ученикам: Почему И.С. Тургенев назвал эти произведения стихотворениями?
Постановка проблемы в учебном диалоге. Осуществляется совместный поиск истины.
Ученики. Потому что в них, как в лирических стихах, отражен внутренний мир поэта, а прозаическая речь звучит мелодично, музыкально.
По форме — стихотворение имеет ритм и рифму.
Вопросы учителя ученикам.
Обратите внимание на заглавие Seniliа (Песни старости).
Почему И.С. Тургенева начал писать стихи в прозе, он ведь владел поэтическом даром, умел писать рифмованные стихи?
Постановка проблемы в учебном диалоге. Осуществляется постепенное, последовательное восхождение к самостоятельности суждений учащихся.
Ученики. В этих стихотворениях получили новую жизнь все накопленные им наблюдения, выстраданные мысли, пережитые радости и горести. Перед нами как бы итог многолетних раздумий и одновременно раздумья над новыми вопросами, новые сомнения и прозрения.
Общения учителя и учеников.
Учитель. И.С. Тургенев назвал этот цикл Seniliа (Песни старости).
Не могу представить А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина
старыми. Поэзия ассоциируется у меня с молодостью. В душе Тургенева - молодость, а в мыслях — мудрость. Это сплав юношеской пламенности души, жизненной опытности и мудрости мысли. «Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Диалог как обмен эмоциями, осуществляется совместный поиск смысла.
Сообщение ученика. Творческая история стихотворений.
Судьба «Стихотворений в прозе» необычна. Состоят они из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора 1882 году в журнале
«Вестник Европы» (лишь миниатюра «Порог» не была здесь приведена из - за цензурных предосторожностей).
Вторая часть («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована французским ученым- славянистом Мазоновым в Париже только в 1930 году.
Подумать только! Человек другой культуры, других представлений заинтересован в их спасении. Значит, есть в них общечеловеческий смысл.
Обращение к имеющимся знаниям и опыту учащихся. Поощрение самостоятельности в выводах. Предоставление ученику возможности для самоутверждения:
Учитель. Посылая стихотворение в журнал, автор просил читателя в особом предисловии: «Добрый мой читатель...» (Зачитывает цитату, записанную на доске, до конца).
Вопрос ученикам. Почему Тургенев посчитал важным так обратиться к читателю?
Активизация деятельности учащихся. Поиск идеи, гипотезы, решения.
Ученики. Действительно, прочесть все стихотворения «сподряд» можно очень скоро. Но взгляд скользнет только по поверхности; может остаться непонятным глубинный смысл, улетучится неповторимый аромат тургеневского слова, поэзии, образа.
Остановиться, подумать. «Служенье муз не терпит суеты». Стихотворения вызывают не только чувства, они рождают мысли.
Многие стихотворения в прозе напоминают прежние, более крупные, тургеневские произведения: словно смотришь на них сквозь уменьшительное стекло. Они предельно кратки.
Обеспечивается личностно – значимая для учащихся постановка учебной задачи, вызывающая потребность ученика в новом.
Учитель. Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразен. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения. Здесь быт и сказка, сатира и легенда, диалог и философская миниатюра, некролог. Последуем совету И.С. Тургенева и почитаем его стихотворения, подумаем над ними.
Одно из них вы слышали в начале урока «Как хороши, как свежи были розы».
Вопросы. Какие чувства и мысливызвало оно у вас?
Ученики. (Делятся впечатлениями).
Учитель. Этим стихотворением я представляю вам Тургенева — поэта. Ведь создаются стихотворения в тягостную пору общественной и личной жизни самого писателя, эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни.
Оно проникнуто горечью воспоминаний о невозвратимом прошлом. Одинокий старик вспоминает весну, молодость, близких людей. А настоящее печально.
Вопрос. Какие художественные особенности стихотворения вы отметили?
Ученик. Композиция кольцевая. Мысль поэта возвращается к строчке стихотворения И. П. Мятлева («Розы») «Как хороши, как свежи были розы», и каждый раз она звучит по — разному. В прошлом — все светло, радостно. И как диссонанс - действительность.
Ученик. Изумительно красив и прозрачен язык стихотворения, зрительно представляю картину: «В полутемной комнате, в кресле — укутанный пледом старик (но и в старости красив)». Представляю зрительно, потому что И. С. Тургенев выступает как художник слова, у которого можно учиться образцовой речи.
Задание ученикам. Найдите в тексте неожиданные эпитеты, определения, очертания слов.
Активизация деятельности учащихся, поиск.
Групповая работа учеников. Презентация любимого стихотворения. (Отчет по домашнему заданию).
Метод экспрессии в творческая ситуации.
Класс разделен на группы, каждая группа представляет любимое стихотворение. Список стихотворений: «Памяти Вревской», «Порог», «Последнее свидание», Щи», «Голуби», «Два богача», «Проклятие» и др.
3. Объяснить, почему выбрано именно это стихотворение (экспресс-анализ).
4. Выразить главную мысль через рисунок или подобранную иллюстрацию (объяснить смысл).
Возбуждение самостоятельности учащихся, стимулирование активности на уроке и при подготовке, подталкивание к актуализации творческих сил учащихся.
Связь с другими учебными предметами. Этот метод помогает развивать воображение и творчество, способствует развитию самосознания, так как познание своей эмоциональной жизни происходит через усиление внимания к собственным чувствам, воображению, мышлению.
Вопрос ученикам. Какие вопросы ставит автор стихотворений?
Ученики:
1. Как и в своих романах, автор ставит самые сложные и разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы.
По своему характеру эти стихотворения не сравнимы ни с чем в нашей литературе.
2. Они изумляют не только прелестью словесного искусства, но и большой смелостью, даже дерзостью, с которой он обращается к вечным загадкам жизни и смерти, красоты и безобразия, любви и страдания.
3. Тургенев неизменно возвращался к главным темам дня: народ, личность,
настоящее и будущее России, смена поколений, миг, вечность.
4. Возрастом и одиночеством продиктовано начало многих последних сочинений Ивана Сергеевича Тургенева. Тем не менее, нота оптимизма пробивается и через эту непонятную нам печаль. Нота оптимизма имеет свои истоки. Это постоянная любовь к России, ее людям, природе. Это забота о судьбе Отчизны. Это человеческая мудрость писателя.
Печаль Тургенева светлая, пушкинская, многие стихотворения о смерти, об одиночестве. Звучат скорбно — элегические мотивы. Но общая философская доминанта — жизнеутверждение.
Учитель. Жанровая специфика этого произведения отразилась в заголовке. И.С. Тургенев использовал в названии прием оксюморона. «Стихотворения в прозе» относятся к лирическому роду и, хотя в них нет рифмы и размера, по языку, мелодичности, композиционным особенностям они выступают в виде самых настоящих стихотворений. От белых стихов их отличает отсутствие строчного размера и варьирующийся, изменяющийся ритм. Изящны по форме и глубоки по смыслу многие словосочетания и фразы из «Стихотворений в прозе». В них как бы сконцентрированы его житейские наблюдения и раздумья. Не случайно многие из них стали крылатыми словами — афоризмами: «Только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»), «Мы еще повоюем!», «Житье дуракам между трусами» («Дурак»), «Бывают улыбки хуже слез» («Памяти Ю.Л. Вревской»).
Учитель. Итак, «Стихотворения в прозе» - это прозаическое произведение малой формы. Такой жанр был новым в литературе второй половины XIX века. И. С. Тургенев не надеялся на благосклонное внимание публики к книге. Но пророчество автора не сбылось. Стихотворения встретили самый радушный прием и надолго остались в литературе, которая откроется перед вами, ребята, новыми находками и раздумьями, обогащающими духовный мир человека.
Общее мнение взыскательной читательской аудитории России выразил П. В. Анненков (зачитывается эпиграф, записанный на доске) «Хочу Вас поблагодарить ...».
А кроме того, этот жанр имеет своих последователей (Ю. Бондарев, Н Гроссман, М. Горький, И. Бунин).
Связь с современностью. Внутрипредметная связь.
Например, Ю. Бондарев Мгновения».
«ВОЛГА ТЕПЕРЬ ЗАМЕРЗАЕТ С ЮГА»
- Ужасно, ужасно! Что же это за времена! Я видел, как он вышел после панихиды. У него были неподвижные мертвые глаза. Ему некого было ненавидеть Умер его враг. И мне стало ясно, что жизнь его утратила свою значимость, стала никчемной, пустой. Он мог жить, только утоляя ненависть..
- Вы знаете, почему это?
- Почему? Почему?
- Волга теперь замерзает с юга, а не с севера, как прежде. Страшно, но это так, и ничего тут не поделаешь!
Творческая работа учеников.
Самоисследование учащихся.
Учитель. Чтобы в чем - то разобраться, нужно самому это сделать. Попробуйте вспомнить самые острые чувства, самые сильные впечатления и попытайтесь написать свое стихотворение в прозе. Для этого ведь необходим образ.
Могу предложить, например: «Рассвет», «Падает снег», «Окно в ночи», «Случайный взгляд», «Мамины руки» и т.д.
Творческая работа учеников над стихотворением в прозе.
Творческая работа учеников. Примеры работ учащихся.
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Странные чувства вызвал у меня сегодня Тургенев.
Казалось бы, много раз читала его удивительные миниатюры и вдруг - вопрос
А почему стихотворения - в прозе?
Разве это совместимо?
И озарило!.. Стихи — это юность, легкость, эфемерность, свежесть, прозрачность, музыкальность. Их создают молодые. Значит, молод писатель душой, горит в нем пламя восторга жизнью. Значит, есть и у старости песни. Песни мудрые, полные сомнений и прозрений.
СЛУЧАЙНЫЙ ВЗГЛЯД.
Случайная улыбка, случайный взгляд…. Я думаю случайностей не бывает. Где - то там, наверху, суждено было встретиться, пересечься...
«Случай- Бог- изобретатель», - сказано у А. С. Пушкина. Неслучайно -
Бог!
Случай — чудо, божественное проведение. И проходит время, а то, что казалось случайным, помнится. И я все ищу в толпе прохожих тот случайный взгляд грустных серых глаз...
Рефлексия осознание своих ответов, выводы. Дается возможность
учащимся высказать свои впечатления.
Беседа по вопросам:
1. Кому чьи стихи понравились?
2. Кто особо из одноклассников проявил себя в уроке и запомнился? Взаимооценка
Домашнее задание.Написать сочинение в жанре стихотворение в прозе.