Урок литературы ""Сочинение - описание по картине К.Ф.ЮОНА «Конец зимы. Полдень».""
Урок литературы ""Сочинение - описание по картине К.Ф.ЮОНА «Конец зимы. Полдень».""
СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ К.Ф.ЮОНА «КОНЕЦ ЗИМЫ. ПОЛДЕНЬ»
Цели:
1) Познакомить семиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера.
2)Активизировать лексику на тему «Зима»; обогатить речь учащихся причастиями, при- лагательными: ввести в активный словарь школьников слова «пейзаж», «пейзажист», «пейзажный».
3)Подготовить учащихся к описанию картины Ю.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Оборудование:
Репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», Л. Бродская « Таёжный мороз», И.Э. Грабарь «Березовая аллея», А. Саврасов «Зимний пейзаж», рисунки учащихся, фрагмент Чайковского «Времена года», учебник.
План урока
1.Сообщение цели.
2.Демонстрация репродукций на тему «Зима».
Беседа по картине:
Проследить, как описывают красоту зимней природы поэты. Писатели, композиторы и художн и к и – пейзажисты.
3.Беседа по картине К.Ф. Юона «Конецзимы. Полдень».
а) восприятие произведения искусства
б) рассказ о художнике и его карги не
в) работа по картине
4.Словарно-стилиетическая работа.
5.Составление плана сочинения-описания.
6.Устное описание картины по составленному плану.
7.Задание на дом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы ""Сочинение - описание по картине К.Ф.ЮОНА «Конец зимы. Полдень»."" »
СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ К.Ф.ЮОНА «КОНЕЦ ЗИМЫ. ПОЛДЕНЬ»
Цели:
1) Познакомить семиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера.
2)Активизировать лексику на тему «Зима»; обогатить речь учащихся причастиями, при- лагательными: ввести в активный словарь школьников слова «пейзаж», «пейзажист», «пейзажный».
3)Подготовить учащихся к описанию картины Ю.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Оборудование:
Репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», Л. Бродская « Таёжный мороз», И.Э. Грабарь «Березовая аллея», А. Саврасов «Зимний пейзаж», рисунки учащихся, фрагмент Чайковского «Времена года», учебник.
План урока
1.Сообщение цели.
2.Демонстрация репродукций на тему «Зима».
Беседа по картине:
Проследить, как описывают красоту зимней природы поэты. Писатели, композиторы и художн и к и – пейзажисты.
3.Беседа по картине К.Ф. Юона «Конецзимы. Полдень».
а) восприятие произведения искусства
б) рассказ о художнике и его карги не
в) работа по картине
4.Словарно-стилиетическая работа.
5.Составление плана сочинения-описания.
6.Устное описание картины по составленному плану.
7.Задание на дом.
ХОД УРОКА
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы проследим, как описывают красоту зимней природы поэты, писатели, композиторы и художники-пейзажисты.
Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», подготовимся к описанию этой картины.
Мы рассмотрим как изображается зимний пейзаж в различных видах искусства.
2.Демонстрация репродукции художников, одновременно прослушивается «Времена года» Чайковского.
Учитель: Что общего в этих картинах?
Ученик: На всех этих картинах дано изображение природы, зимний пейзаж.
Учитель: Что называется пейзажем? Какой пейзаж? (зимний)
Ученик: Пейзаж –
1) Вид какой-нибудь местности.
2) Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
Учитель: Какова основная мысль картины?
Ученик: На картине изображен конец зимы, полдень.
Учитель: Обратимся к литературе. Что называют пейзажем в литературе?
Ученик: Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание местности, (природы) на фоне которой происходят изображенные события.
Пейзаж может быть сельский, городской, морской, горный.
Учитель: Приведите примеры из литературных произведений, в которых изображен зимний пейзаж?
Ученики: Читают стихотворения. Делают вывод по прочитанным стихотворениям.
Учитель: Подведите итог нашему разговору. В рассмотренных видах искусства зимний пейзаж изображен с помощью своих средств выразительности.
4)Учитель: Теперь рассмотрим как изображен зимний пейзаж в музыке. Прослушайте фрагменты из пьес Чайковского «Времена года». Попробуйте представить картины, которые вы смогли бы нарисовать, прослушав эту музыку.
5)Учитель: Теперь непосредственно перейдем к теме нашею урока. Запишите число, сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
3. Беседа по картине:
Учитель: а) восприятие картины.
б) рассказ учеников о художнике.
Ученик: Константин Федорович Юон (1875 г.-1958 г.) (83 года) провел детство и отрочество на окраине Москвы - в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь впервые возникло у него увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом. Юон навсегда полюбил Москву с окружающей её природой. Очень много дала будущему художнику Третьяковская галерея, где зародилась его любовь к русскому искусству.
Ученик: Учился Юон в Московском училище живописи ваяния и зодчества, среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Юон любил изображать древние русские города с их архитектурными памятниками. Много картин он посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы изучить её он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.
Ученик: К.Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать Москву и Подмосковье в зимнем убранстве, умел передать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работая с натуры, Юон признается: «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски».
Учитель: в) работа по картине.
Первое волнующее пробуждение природы в картине «Конец зимы. Полдень» Юон написал в подмосковной деревне Лигачево, где он мног ие годы жил и работал, где были понятны и любимы
каждая березка и избушка, каждая мелькнувшая фигура. В картине «Конец зимы. Полдень», как и во многих других произведениях Юона, жизнь человека и природы показывается слитно в их естественном единстве и повседневности.
- Рассмотрим картину и ответьте на вопросы:
Какое время года изображено на картине? (Зима)
Кто из вас знает зимние пословицы, поговорки. загадки?
Кто из вас любит зиму? Почему?
В какие игры можно играть зимой?
По каким признакам можно сказать, что приближается конец зимы?
Отчего снег выглядит серовато-розовым, а местами светло-желтым?
Что на картине указывает на полдень? Почему от березок остаются на снегу голубые тени?
Почему дальний лес изображен синевато- лиловым?
Какое небо вам кажется более красивым: пасмурное или ярко-голубое, светлое или солнечное? Почему?
Кто из вас умеет ходить па лыжах?
Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж?
(Этот пейзаж художник изобразил тихим, уютным в деревне, вызывает у нас чувство покоя. Хочется побывать в этом уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни. в полуденный час подышать морозным воздухом)
Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину?
(Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, не отрывая глаз, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы п побывали здесь)