Урок литературы: "Проза и поэзия жизни в рассказе О.Генри «Дары волхвов»"
Урок литературы: "Проза и поэзия жизни в рассказе О.Генри «Дары волхвов»"
ЦЕЛИ УРОКА :
Познавательные – познакомить учащихся с рассказом американского писателя О. Генри «Дары волхвов»; совершенствовать навыки анализа художественного текста через наблюдение над поэтикой рассказа. Раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.
Развивающие – развивать логическое мышление, аналитические способности учащихся, овладевать навыками вдумчивого и внимательного чтения; развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие – воспитывать нравственные качества личности учащихся на примере героев рассказа (доброту, отзывчивость)
Методы: эвристический (частично-поисковый, интерпретирующий); объяснительно-иллюстративный, метод творческого чтения.
Формы работы: фронтально, в парах, индивидуально
Виды деятельности: Беседа, выразительное чтение учителя, учащихся, чтение по ролям, комментированный анализ текста, самостоятельная работа с текстом и рабочим листом, творческое домашнее задание (дифференцировано по уровню сложности)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы: "Проза и поэзия жизни в рассказе О.Генри «Дары волхвов»" »
Урок литературы – 7 класс
Тема: Проза и поэзия жизни в рассказе О.Генри «Дары волхвов»
ЦЕЛИ УРОКА :
Познавательные – познакомить учащихся с рассказом американского писателя О. Генри «Дары волхвов»; совершенствовать навыки анализа художественного текста через наблюдение над поэтикой рассказа. Раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.
Развивающие – развивать логическое мышление, аналитические способности учащихся, овладевать навыками вдумчивого и внимательного чтения; развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие – воспитывать нравственные качества личности учащихся на примере героев рассказа (доброту, отзывчивость)
Методы: эвристический (частично-поисковый, интерпретирующий); объяснительно-иллюстративный, метод творческого чтения.
Формы работы: фронтально, в парах, индивидуально
Виды деятельности: Беседа, выразительное чтение учителя, учащихся, чтение по ролям, комментированный анализ текста, самостоятельная работа с текстом и рабочим листом, творческое домашнее задание (дифференцировано по уровню сложности)
Виды контроля: рабочий лист, сочинение-миниатюра
1. Орг. Момент
- Здравствуйте, садитесь. Мне приятно встретиться с вами. Посмотрите на экран, пожалуйста. (На экране появляется запись: Я готов(а) к работе. У меня все получится!) Поднимите руку те, у кого такой же настрой, как у меня.
- Так как все готовы к уроку, я думаю, у нас все получится.
- Снова внимание на экран. Просмотрите слайды и скажите, что их объединяет.
- Почему наш урок мы начинаем с этих картин (фото с картинами о Рождестве)
2. Сообщение темы, определение цели
- У американского писателя О.Генри есть рассказ «Дары волхвов», действие которого тоже происходит накануне Рождества. Сегодня я предлагаю поразмышлять на тему: «Проза и поэзия жизни в рассказе О.Генри «Дары волхвов» - на доску! (записываем в тетради тему урока.)
- Для того чтобы определить цель урока, давайте разберемся со значением слов из темы.
- Что известно?
- Что непонятно?
- Как вы понимаете, что такое проза жизни? (обыденность, повседневность)
- Что значит поэзия жизни? (обаяние жизни, красота, праздник)
- Что обозначает слово «дар»? (подарок, пожертвование, врожденная способность)
- В каком произведении мы встречались со словом «волхвы» и в связи с чем? (колдун, чародей у древних славян, мудрецы, прорицатели – в «Песни о вещем Олеге», библейские волхвы)
- Кто такие волхвы?
- Первоначально появились Библейские волхвы
На экране текст и репродукции Рубенса: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему…
И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти), смирна, благовонная смола — символ жертвы Христа. В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.
Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым. А рождественская звезда стала украшением ёлки.
- Исходя из темы, попытайтесь определить цель урока.
М.О. Цель нашего урока заключается в том, чтобы анализируя рассказ, понять, что такое проза и поэзия жизни для героев рассказа, как они переплетаются между собой, в чем смысл названия.
Для этого проведем небольшое исследование, результаты которого будем заносить в таблицу. В тетради листок поделите на 2 части, в одной – проза жизни, в другой – поэзия жизни.
Работа по теме
4. Время действия.
- Готовы работать?
- В какое время происходят события рассказа? (Рождество)
- Какие ассоциации вызывает у вас этот праздник?
- В какой стране происходит действие рассказа?
- Что такое Рождество для американцев? (выступление ученика – Алена)
Рождество для американцев – это праздник, который стал хорошим поводом, чтобы навестить родственников, либо посидеть в тесном семейном кругу, сделать друг другу подарки, да и просто пообщаться.
К встрече Рождества люди готовятся загодя. Все украшают свое жилище, начинают обычно с дверей, где вешают венок из еловых ветвей, увитых красными лентами, развешивают специальные гирлянды по периметру дома, во дворах устанавливают фигурки животных, Санта Клауса, ангелов. Внутри дома или квартиры стоит обязательная рождественская елочка с разноцветными шарами и огнями, под которую складывают подарки для всех членов семьи.
Заранее планируется рождественский обед. Празднование начинается 24 вечером, стол украшает традиционный рождественский гусь или индейка, обязательна ветчина, салаты.
- Этот праздник для героев составляет прозу или поэзию жизни? (поэзию, это красота, прозу: обида, досада, нет денег - заполняем таблицу)
«Завтра Рождество, а у нее только один доллар 87 центов на подарок Джиму»
5. Место действия.
- Давайте вместе посетим нью-йоркскую квартиру героев.
Работа с текстом , стр . 205 , 3 абзац.
Задание: Прочитайте данный эпизод и найдите детали, характеризующие жилище героев.
- Что можно сказать о квартире семьи Диллингем Юнг? («Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».)
Меблированные комнаты (дорев.) - предприятие гостиничного типа, где сдаются в наем постоянным жильцам недорогие комнаты с обстановкой.
гостиницас обставленными мебелью комнатами, сдающимися внаём на длительный срок
- Что значит выражение «Красноречиво молчащая бедность»?
- Как комната героев характеризует их?
- В какой столбик вы бы отнесли описание квартиры главных героев? Почему?(проза – квартира и ее обстановка)
6. Подарки – рассказ от имени героя «Мой подарок Делле (Джиму).
-Несмотря на бедность, герои решили сделать друг другу подарки на Рождество. Как это у них получилось, мы сейчас узнаем.
-(Заранее Маша и Стас получают задание. Примерные вопросы: 1) что хотел подарить герой? 2) Найдите описание подарка. 3) Как удалось осуществить желание? 4) Трудно ли было принять решение? 5) Жалеют ли о своем поступке? 6) Настроение)
- Давайте зададим вопросы нашим героям.
- Как вы оцениваете поступок героев?
- Как бы вы поступили на их месте?
- В какой столбик нужно записать подарки героев? (ПРОЗА + ПОЭЗИЯ)
7. Чтение по ролям
- Давайте посмотрим, как произошла встреча героев. Открываем стр. 209 и прочитаем по ролям этот эпизод.
Задание:
1 охарактеризовать поведение каждого героя
2. определить роль эпизода
- Что чувствовал каждый из героев?
- Какими вы увидели героев в этом эпизоде?
- Роль данного эпизода
Автору важно было показать, что самое главное в жизни человека – любовь.
«Только ею, только любовью держится и движется жизнь». (Тургенев)
- В какую колонку необходимо записать чувства героев?
7. Герои – работа в группах
- Назовите еще раз главных героев рассказа.
- Сейчас работаем в группах. Вам необходимо ответить на вопросы, данные на карточке. Они связаны с образами главных героев.
ряд работает с образом Деллы, другой – Джима.
Образ героя.
1О чем говорит имя героя?
2. Определите черты характера, которые проявляются у героя, и составьте кластер, устно доказывая свои выводы.
- На работу 3-4 минуты.
Презентация работ учащихся
( Делла- Английское имя. Значение имени Делла: добрая, искренняя)
Таким образом, имена героев выбраны не случайно, они характеризуют богатый внутренний мир героев
8. Финал рассказа
- Обратимся к последнему абзацу рассказа: он очень важен для понимания рассказа
-Прочитаем его вслух.
Почему писатель называет молодых людей глупыми и одновременно мудрейшими, мудрее всех мудрецов наших дней?
- Почему автор называет героев волхвами? (Они бескорыстно желают счастья ближнему)
- Чем Джим и Делла отличаются от библейских волхвов? Почему автор говорит:«Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»
Можно ли финал назвать счастливым?
- Что же автор хочет нам сказать этой историей?
Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.
- Давайте вернемся к теме цели урока. Посмотрим, что у нас получилось
Проза жизни – это…
Поэзия жизни – это …
ПРОЗА ЖИЗНИ
ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ
Квартира и ее обстановка
Доходы, расходы, цены
Досада, неудовлетворенность
Рождество, волхвы
Подарки
Сокровища (часы, волосы)
Любовь
- Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни?
Если бы не было этой серой обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, невозможно было бы по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары
Несмотря на то, что проза жизни часто диктует нам свои условия, в сердце, полном любви найдется место для поэзии, как у наших героев.
9. Работа с высказываниями.
- Какое из высказываний на ваш взгляд, подходит больше всего нашим героям?
«Любовь – значит жить жизнью того, кого любишь» (Л.Н.Толстой)
«Верная любовь помогает переносить все тяжести» (Ф. Шиллер)
«Любить глубоко - это значит забыть о себе» (Ж.Ж.Руссо)
+ «Любить глубоко - это значит забыть о себе» (Ж.Ж.Руссо)
10. Творческая работа учащихся.
— Ребята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Напишите свои задумки на листочках и преподнесите родителям. (— Я подарю тебе капельку росы, чтобы в ней отражался весь мир всеми цветами радуги и ты мог любоваться им; — …улыбки близких, чтобы ты мог их видеть каждый день и никогда даже тень грусти не пробегала по твоему лицу; — …удачу, чтобы ты мог осуществить самые грандиозные планы; — …огонек свечи, чтобы он согревал твою душу и будил самые приятные воспоминания; — …радугу, чтобы она раскрашивала своими цветами серые мысли и серое настроение;— …морозный рисунок на окне, чтобы он будил воображение, искрился и радовал тебя каждый день своей новизной; — …свежий ветерок, чтобы он ласкал твои волосы, а это так приятно; — …небо в мерцающих звездах, чтобы ты мог мечтать, глядя на них; — …песню, чтобы она поднимала тебе настроение; — …доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту и т.д.)
9. Рефлексия.
- Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ?
- О чем заставил задуматься рассказ «Дары волхвов»?
- Какое открытие вы сделали для себя?
ОТМЕТКИ
Открытия детей.
Можно дарить что-то, даже не имея денег.
Главное, сделать это душевно, от всего сердца, с любовью.
Д.З. 1) Рассуждение «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или тот, кто принимает подарок?»