kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро». Мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым  и  с главным героем рассказа  «Васюткино озеро» - Васюткой.  Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс »

Урок литературы "По Васюткиным тропкам"

(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс



План-конспект урока

Тема: «По Васюткиным тропкам».

Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро».

Цели урока:

Обучающие: Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой. умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха. Отметить на географической карте «Васюткино озеро».

Развивающие: Развитие речи и творческих способностей учащихся

Воспитательные: Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.

Задачи урока:

Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В. П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности ;формировать навыки работы с ИКТ.

Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока:

Урок обобщения знаний

Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Спасатели», «Литераторы»).

Оборудование урока:

  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

  • Слайдовая презентация, демонстрационный материал по географии, буклеты с памятками, кроссворды, рисунки, композиции, тесты, загадки к рассказу, учебники, словарь Ожегова.

  • Компьютер, проектор, экран

  • Тетради по литературе

  • Аромалампа с запахом кедра, фонозапись «Пение птиц», на столах вазочки с орехами, кедровыми шишками. На столах композиции их веточек и птиц.

Ход урока

1.Организационный момент I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.

  • Она щедра и сурова.

  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга.

2.Сообщение темы и целей урока. Слово учителя о форме проведения урока.

_ Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым и с главным героем рассказа «Васюткино озеро» - Васюткой. Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми? Скажите, что вы положили в свои рюкзачки?

Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого? (Георгий Скребицкий).

Мы с вами уже много говорили о нашем крае, нашей природе. Виктор Петрович Астафьев – писатель сибиряк, он писал о краях, похожих на наши. А также о людях, живущих здесь, людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний. Наверное, и мы с вами можем гордиться тем, что живем в столь суровом краю. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Спасателей, выйдем на просеку юных натуралистов и, возможно, доберемся до берега Успеха.

В конце урока в маршрутных листах ваших групп вы оцените работу каждого.



-На группы разделились заранее. Каждая группа получила задание.

Вы должны продемонстрировать выполненную работу.

3.Основная часть урока

Первый привал: «Опушка Архивариусов»

«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.

Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.

Тема произведения – человек и природа.

Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.


Природа в произведении.

Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..»

Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

( вопросы и задания по биографии писателя)

· Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах?

(Показ презентации и книги в 2-х томах В.П. Астафьева «Последний поклон». В 1997 году в городе. Красноярск проходил Международный съезд русистов, где Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, принимала участие. В Государственной научной библиотеке Красноярского края и в Государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева она встретилась с Виктором Петровичем, сделала несколько фотоснимков на память и попросила автограф у писателя).

· Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»?

- Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?



Второй привал: «Поляна литераторов»

( Вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения)

· На какой реке происходит действие рассказа?

· Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

· С какой целью уходит Васютка в тайгу?

· Какую оплошность допустил мальчик?

· Кто виноват в том, что он заблудился?

· Как нагнетается тревога, испуг Васютки?

· Как бы вы повели себя в такой ситуации?

Физминутка электронная «Осенний лес».

Третий привал: «Просека юных натуралистов»

( группа выполняла задания по географии, составляла кроссворды «Животный мир тайги»)

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

· Что вы знаете о реке Енисей из научных источников? В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»? (Работа со словарем Ожегова)

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.



· Расскажите о тайге как о природной зоне России.

· Найдите описание тайги в тексте. (Стр. 129).Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге?

· Расскажите об обитателях тайги

  • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 120 по тексту).

  • Что вы знаете о реке Енисей? Покажите на карте

  • Расскажите о тайге – природной зоне России.

  • Расскажите об обитателях тайги.

  • Страшна ли Заполярная тайга зверьем? (Стр. 127)

  • Решите кроссворд.

  • Свои ответы сопровождайте наглядным материалом.



Учащиеся сопровождают свой ответ показом слайдов, выполненных самостоятельно.

Четвертый привал «Спасатели»

Эта группа изготовила буклеты и презентацию с памятками:

«Советы идущему в лес»

«Если ты заблудился»

«Как вести себя в лесу»

«Как разводить костер»

4.Проверка знаний

-В завершение нашего путешествия вы проверите свои знания содержания произведения

1.Жанр произведения

А) рассказ;

Б) повесть;

В) сказка-быль.

2. В основе произведения лежит:

А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

Б) изображение природы Сибири;

В) повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу:

А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

Б) выполняя поручение отца;

В) ради удовольствия

4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» – автор использует:

А) сравнение;

Б) антитезу;

В) метафору.

5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:

А) тетерев;

Б) глухарь;

В) кедровка.

6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

А) горько плакал;

Б) запаниковал;

В) решил не сдаваться.

7. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

А) в озере есть водоворот;

Б) озеро проточное;

В) ветер принесёт непогоду.

8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

А) речка;

Б) болото;

В) озеро.

9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

А) его заметили с бота;

Б) его не заметили с бота;

В) он был очень рад рыбакам.

10. Родные Васютки:

А) были уверены в том, что он сам найдется

Б) потеряли надежду найти его;

В) продолжали искать и надеяться.

11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

А) богатейшей флоре и фауне;

Б) теплой осенней погоде;

В) умениям и навыкам таежного жителя.

12. Найдя озеро, Васютка:

А) стал известным на всю страну;

Б) зазнался;

В) принес пользу стране.

13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.

А) «С тайгой надо дружить!»;

Б) «Тайга хлипких не любит!»;

В) «В тайге одному делать нечего!».

Самопроверка и самооценка

Выводы

1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти». (Запишите эту «затесь» с своих тетрадях).


2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.


5. Берег Успеха.

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

Сумел он добраться до своего берега Успеха?

А мы? Оцените работу своих групп в маршрутных листах.

6. Домашнее задание.

Затеси – это зарубки на деревьях,указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления,зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле...

  • Природа посылает Васютке озеро-загадку...

  • Озеро - отражение души Васютки...

  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!



Темы сочинения:

1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).

2. “Сибирский характер” Васютки.

3. “Тайга хлипких не любит...”

4. Один в тайге.

5. Уроки рассказа «Васюткино озеро».

6. Написать письмо Васютке.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями.Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы,звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн

(пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.

  2. 2 прилагательных – описание темы.

  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.

  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.

  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)



- Мы завершили свою плодотворную работу. Подведем итог.( вопросы на слайде)



- В чем проявляется умение выжить?

_ Чему вы научились у главного героя?

_ У каждого есть своя мечта! Давайте и мы загадаем желание побывать в Овсянке, на смотровой площадке. Запишем желание на листочке и сохраним в классе.

Разгадывание кроссвордов, подготовка к работе с тестами на следующем уроке. Если остается время, группы могут загадать друг другу загадки на тему «Лес».

Материалы к уроку.

Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (верховья в Туве). дл. 3487 км. Образуется слиянием большого В. (Бий-Хем) и Малого Е. (Ка-Хем). Течет по Тувинской котловине, где называется Верх. Е. (Улуг-Хем), через Зап. Саян, Минусинскую котловину; впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска, морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство. На Енисее стоят города Кызыл, Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.

Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.

Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.

Предварительная подготовка:

Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».

Предварительное задание группам:

Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;

«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;

«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Литераторы» - перечитать рассказ..






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Конакова Наталья Юрьевна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства