Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро». Мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым и с главным героем рассказа «Васюткино озеро» - Васюткой. Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс »
Урок литературы "По Васюткиным тропкам"
(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
План-конспект урока
Тема: «По Васюткиным тропкам».
Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро».
Цели урока:
Обучающие: Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой. умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха. Отметить на географической карте «Васюткино озеро».
Развивающие:Развитие речи и творческих способностей учащихся
Воспитательные: Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.
Задачи урока:
Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В. П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности ;формировать навыки работы с ИКТ.
Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока:
Урок обобщения знаний
Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Спасатели», «Литераторы»).
Оборудование урока:
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004
Слайдовая презентация, демонстрационный материал по географии, буклеты с памятками, кроссворды, рисунки, композиции, тесты, загадки к рассказу, учебники, словарь Ожегова.
Компьютер, проектор, экран
Тетради по литературе
Аромалампа с запахом кедра, фонозапись «Пение птиц», на столах вазочки с орехами, кедровыми шишками. На столах композиции их веточек и птиц.
Ход урока
1.Организационный момент I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга.
2.Сообщение темы и целей урока. Слово учителя о форме проведения урока.
_ Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П.Астафьевым и с главным героем рассказа «Васюткино озеро» - Васюткой. Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми? Скажите, что вы положили в свои рюкзачки?
Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого? (Георгий Скребицкий).
Мы с вами уже много говорили о нашем крае, нашей природе. Виктор Петрович Астафьев – писатель сибиряк, он писал о краях, похожих на наши. А также о людях, живущих здесь, людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний. Наверное, и мы с вами можем гордиться тем, что живем в столь суровом краю. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Спасателей, выйдем на просеку юных натуралистов и, возможно, доберемся до берега Успеха.
В конце урока в маршрутных листах ваших групп вы оцените работу каждого.
-На группы разделились заранее. Каждая группа получила задание.
Вы должны продемонстрировать выполненную работу.
3.Основная часть урока
Первый привал:«Опушка Архивариусов»
«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.
Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.
Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.
Тема произведения – человек и природа.
Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.
Природа в произведении.
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..»
Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
( вопросы и задания по биографии писателя)
· Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах?
(Показ презентации и книги в 2-х томах В.П. Астафьева «Последний поклон». В 1997 году в городе. Красноярск проходил Международный съезд русистов, где Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, принимала участие. В Государственной научной библиотеке Красноярского края и в Государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева она встретилась с Виктором Петровичем, сделала несколько фотоснимков на память и попросила автограф у писателя).
· Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»?
- Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?
Второй привал: «Поляна литераторов»
( Вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения)
· На какой реке происходит действие рассказа?
· Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?
· С какой целью уходит Васютка в тайгу?
· Какую оплошность допустил мальчик?
· Кто виноват в том, что он заблудился?
· Как нагнетается тревога, испуг Васютки?
· Как бы вы повели себя в такой ситуации?
Физминутка электронная «Осенний лес».
Третий привал: «Просека юных натуралистов»
( группа выполняла задания по географии, составляла кроссворды «Животный мир тайги»)
Мы добрались до просеки Юных натуралистов!
· Что вы знаете о реке Енисей из научных источников? В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»? (Работа со словарем Ожегова)
Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:
“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.
· Расскажите о тайге как о природной зоне России.
· Найдите описание тайги в тексте. (Стр. 129).Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге?
· Расскажите об обитателях тайги
Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 120 по тексту).
Что вы знаете о реке Енисей? Покажите на карте
Расскажите о тайге – природной зоне России.
Расскажите об обитателях тайги.
Страшна ли Заполярная тайга зверьем? (Стр. 127)
Решите кроссворд.
Свои ответы сопровождайте наглядным материалом.
Учащиеся сопровождают свой ответ показом слайдов, выполненных самостоятельно.
Четвертый привал«Спасатели»
Эта группа изготовила буклеты и презентацию с памятками:
«Советы идущему в лес»
«Если ты заблудился»
«Как вести себя в лесу»
«Как разводить костер»
4.Проверка знаний
-В завершение нашего путешествия вы проверите свои знания содержания произведения
1.Жанр произведения
А) рассказ;
Б) повесть;
В) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
Б) изображение природы Сибири;
В) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
Б) выполняя поручение отца;
В) ради удовольствия
4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» – автор использует:
А) сравнение;
Б) антитезу;
В) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько плакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
7. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесёт непогоду.
8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
10. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
12. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»;
Б) «Тайга хлипких не любит!»;
В) «В тайге одному делать нечего!».
Самопроверка и самооценка
Выводы
1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти». (Запишите эту «затесь» с своих тетрадях).
2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
5. Берег Успеха.
Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?
Сумел он добраться до своего берега Успеха?
А мы? Оцените работу своих групп в маршрутных листах.
6. Домашнее задание.
Затеси – это зарубки на деревьях,указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления,зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы:
Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле...
Природа посылает Васютке озеро-загадку...
Озеро - отражение души Васютки...
Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава -
Васюткиного озера сияние!
Темы сочинения:
1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).
2. “Сибирский характер” Васютки.
3. “Тайга хлипких не любит...”
4. Один в тайге.
5. Уроки рассказа «Васюткино озеро».
6. Написать письмо Васютке.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями.Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы,звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.
Синквейн
(пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
Имя существительное, определяющее тему.
2 прилагательных – описание темы.
3 глагола(деепричастия) – название действий.
4 слова: фраза – отношение к теме.
Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)
- Мы завершили свою плодотворную работу. Подведем итог.( вопросы на слайде)
- В чем проявляется умение выжить?
_ Чему вы научились у главного героя?
_ У каждого есть своя мечта! Давайте и мы загадаем желание побывать в Овсянке, на смотровой площадке. Запишем желание на листочке и сохраним в классе.
Разгадывание кроссвордов, подготовка к работе с тестами на следующем уроке. Если остается время, группы могут загадать друг другу загадки на тему «Лес».
Материалы к уроку.
Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (верховья в Туве). дл. 3487 км. Образуется слиянием большого В. (Бий-Хем) и Малого Е. (Ка-Хем). Течет по Тувинской котловине, где называется Верх. Е. (Улуг-Хем), через Зап. Саян, Минусинскую котловину; впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска, морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство. На Енисее стоят города Кызыл, Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.
Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.
Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.
Предварительная подготовка:
Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».
Предварительное задание группам:
Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;
«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;
«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;
«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;