Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме" В.Г.Короленко "В дурном обществе" »
Конспект урока литературы по теме
«В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»
Класс: 5
Дата проведения: 29.01.2015
Учитель: Куртдеде З.И.
Цели урока: раскрыть учащимся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепить знания о художественно-изобразительных средствах: эпитет, сравнение; развитие творческих способностей, речи, памяти; воспитание милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям.
Оборудование: учебник под ред. В.Я.Коровиной; иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки.
Самого главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце.
(Антуан де-Сент Экзюпери
Ход урока:
I.Орг. момент
Приветствие. Настрой на работу.
II. Сообщение темы
Ребята, мы продолжаем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Тема нашего урока - Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.
Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие.
Словарная работа.
Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность, сочувствие. (работа с толковым словарем).
Мы должны понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные уроки мы можем извлечь из урока.
Звучит песня одинокого бродяги («Генералы песчаных карьеров»)
- Какое настроение навевает песня?
- Кто из героев повести мог бы петь эту песню?
4.Работа над темой
1) Роль пейзажной зарисовки
- Почему , прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (настраивает, готовит к восприятию)
- Как автор подчеркнул мрачность и трагичность повести? (через пейзажную зарисовку)
- Когда пейзаж бывает печален? ( когда человеку грустно)
- Что означала в этом городе фраза «живет в замке»?
2) Драма Тыбурция и его детей.
- Что думает автор о людях, которые отвергнуты себе подобными? ( автор называет их несчастливцами, они вызывают авторское сочувствие)
- Кого автор считает замечательной личностью среди несчастливцев? (Тыбурция)
О пане Тыбурции автор рассказывает много и подробно. В чем же его драма? (Рассказ ученика о Тыбурции)
- Чем занимались дети Тыбурция? ( Валек ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
- Так в чем же состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила их воровать.)
3) Драма Васи и его отца.
-Васин отец – судья. Какова роль судьи в обществе? ( Он судит людей, переступивших грань дозволенного , т.е. преступников.)
- Почему же в глазах человека, занимающего солидное положение в обществе, «глубокая неустанная печаль»?
- Каково мнение о нем в городе? (Честный)
- А что происходит с ним дома? ( Отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству)
- Ребята, а не нарушает ли сам судья законы? Какие? (Нарушает нравственные законы).
Работа с текстом. Прочитайте, как судья становится преступником.
- На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)
- В чем заключается драма Васи и отца? ( В ощущении одиночества.)
4. Защита рисунка (индивид. задание)
- Какой эпизод изобразил на своем рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?
III. Эвристическая беседа
1)- Почему знакомство с Валеком и Марусей так увлекло Васю?( Он почувствовал радость от новой дружбы.)
- Какой увидел Вася Марусю? Выборочное чтение
- Какие средства художественной выразительности использует автор? (Эпитеты, сравнения) Работа с текстом.
- Чем бедные дети не похожи на обычных детей, которых знал Вася?
( Валек отличался «своими манерами взрослого человека», Маруся редко смеялась, играть не любила).
- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь»? ( Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети.)
- Когда раскрылась мальчику эта загадка? ( Когда Вася попал в подземелье). Чтение описания подземелья.
- Как вы понимаете выражение « серые камни высосали жизнь из Маруси»?
Назовите слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень? ( Жесткий, серый, холодный…)
- Что «высасывало» румянец, блеск глаз девочки? Давайте запишем эти слова на синих листочках ( Голод, холод, боль, страх, несправедливость…)
Серый камень – символ жестоких, несправедливых законов общества.
2) Работа с текстом
- Какое чувство испытывает Вася , познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию? (Потрясение)
Чтение по ролям диалога мальчиков из 5 главы.
- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
( Ушел домой и горько плакал)
- Что понял Вася? ( Люди не всегда совершают плохие поступки потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви).
- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова на красных листочках ( Доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание…).
Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.