Урок литературы по теме "Про Сарли, черепаху с большого барьерного рифа"
Урок литературы по теме "Про Сарли, черепаху с большого барьерного рифа"
Тема: «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа» Лесли Риис (2-ой урок по теме).
Цель (обучения) : Формирование навыков литературоведческого анализа текста «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа».
Цель (личностного развития): Создание условий для развития коммуникативных навыков посредством активного вовлечения учащихся в совместные обсуждения темы. Формировать умения задавать вопросы, грамотно выстраивать речь (как устную, так и письменную);
Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение сострадать чужой боли, сопереживать героине рассказа.
Результаты обучения:
А) умеет определять идею произведения, ведет диалог, отвечает на вопросы низкого порядка
В) осознано вступает в диалог, отвечает на вопросы высокого порядка, осуществляет поиск необходимой информации.
С) умеет анализировать, формулировать свою точку зрения, выполняет задания повышенного уровня сложности
Ресурсы: флипчарты , стикеры, маркеры, оценочные листы, таблицы заданий для каждой группы, лепестки ромашки Блума для приёма «Карусель», памятка по составлению вопросов.
Ход урока:
Организационный момент
1.Эмоциональный настрой
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Говорят, что улыбка и хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
-Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
2.Формирование групп.
(уч-ся раздаются черепашки разного цвета, дети делятся на группы по цвету черепашки , пять групп по шесть человек)
Распределение ролей в группе (Лидер, секретарь, эксперт, корреспонденты)
Стадия вызова
1.Актуализация знаний
Читаю стихотворение
Из чего твой панцирь, черепаха?
Я спросил и получил ответ:
Он из пережитого мной страха,
И брони надежней в мире нет. (дети слушают стихотворение, определяют тему урока)
- Почему мы урок начинаем с этого стихотворения?
- Над каким произведением будем работать?
- С произведением мы уже знакомы.
- Какую цель поставим на урок сегодня? Расскажите друг другу. Поделитесь с классом. (Обсуждают цель в группе, озвучивают)
2.Знакомство со стратегией оценивания на уроке
-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу и работу товарищей на уроке в листе успеха по ключу.
Ключ к 1-2 заданию
Без ошибок – 2 б
№Задание
Баллы
1Логические цепочки
2Выборочное чтение
3Составление вопроса
4Задание по анализу текста
5Бонус
Общий балл
С ошибками – 1 балл
Не справился – 0 баллов
Бонус – 2 балла (если смог помочь товарищу)
Ключ к 3-4 заданию
Высказывал идеи сам -2б
С пом. товарищей -1б
Не участвовал в обсуждении – 0.
Осмысление содержания
Приём «Свободный микрофон»
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»
- «Меня удивило в рассказе…»;
- «Был поражен…».
- «Меня заставило задуматься…»
Приём «Логические цепочки»
- Распределите картинки в соответствующей последовательности
Оценивание «Знак рукой». Оценивание в листе успеха
Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и зачитайте отрывок соответствующий каждой картинке.
Оценивание «Жестом руки» Оценивание в листе успеха
ФИЗМИНУТКА
Стратегия «Ромашка Блума» Работа в группе
- Мы сегодня попытаемся составить волшебную ромашку вопросов.
-Она у нас получится, если вы верно составите вопросы и ответите на них.
- Назовите все вопросы ромашки Блума.
- На парте у вас памятки по составлению вопросов, прочитайте только ту памятку, которая соответствует вашему заданию:
1гр -Объясняющий
2гр - Уточняющий
3гр - Оценочный
4гр - Практический
5гр - Творческий
Например:
Объясн: Почему Сарли долго держалась подальше от песчаных отмелей?
Уточ: Верно ли, что катание на черепахах является спортом?
Оцен: какие чувства вы испытали, узнав историю о Сарли?
Прак: Смогли бы вы так поступить с черепахой?
Творч: Предположите, что могло бы произойти, если бы не начался циклон.
Дети составляют вопрос в группе, записывают его на лепестке ромашки, передают в другую группу по «карусели». Затем новые группы отвечают на данный вопрос и оценивают его.
Работа по анализу текста в группах.
- Ребята, давайте мы вместе попытаемся создать картину того, что произошло с Сарли, чтобы наши гости поняли, какие испытания и страдания выпали на её долю.
1группа – Составить постер
- Какие качества характеризуют туристов, а какие Сарли. Выберите из списка те качества, которые характерны для этих героев и наклейте под подписями. Докажите. Зачитайте отношение автора к ним.
Вывод: - Для чего нам нужно знать характеры героев?
2 группа – Заполнить таблицу. Выписать слова, с помощью которых автор описывает действия СОЛНЦА, ожидание ПТИЦ, страдания ЧЕРЕПАХИ СОЛНЦЕ ПТИЦЫ ЧЕРЕПАХА
Вывод: - Как солнце и птицы усиливают страдания Сарли?
3 группа Выписать, изобразительные средства, которые использовал автор, чтобы показать состояние циклона.
Эпитеты
Олицетворения
Сравнения
ВИДЕОРОЛИК « ШТОРМ на море»
ВИДЕОРОЛИК «Черепаха»
4 группа – «Дискуссионная беседа»
- Хорошо ли, что начался циклон и пошёл ливень?
- Заполните дискуссионную карту.
- Докажите, зачитав отрывки из текста, с.53
Да, потому что….
Хорошо ли, что начался циклон и пошёл ливень?
Нет, потому что…
5 группа - Составьте обращение к людям. К чему вы их хотите призвать?
Презентации групп ( от каждой группы выступают по 1-2 представителя)
Обобщение
- Какова идея рассказа?
Человек должен беречь природу, а не вредить животным
«Мы в ответе за всё живое на планете»
«Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта»
-Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе.
Итог: - Подведите итоги своего оценивания на листе успеха.
- С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?
- Как вы преодолевали трудности выполнения данного задания?
Домашнее задание
1. Пересказ отрывка из текста (обязательно)
( на выбор)
2. Составление синквейна о Сарли
3.Написать эссе "О чем меня заставил задуматься рассказ Л.Рииса ?
Рефлексия Притча:
Однажды старая мудрая черепаха встретила у моря трёх молодых черепашек.
«Каким было ваше путешествие к морю?»- спросила она каждую.
Первая ответила: – «Я целый день гребла ластами по ненавистному горячему песку и с трудом добралась до моря».
Вторая ответила: – «Я достаточно легко добралась до моря. Мне было интересно путешествовать».
Третья ответила: – «Я вообще не заметила, как пролетело моё путешествие, так он было увлекательно».
Кто из вас на уроке был: (на доске) первой черепашкой, второй, третьей? (Ответы учеников).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Про Сарли, черепаху с большого барьерного рифа" »
Уважаемая редакция журнала «Мұғалім шеберханасы» высылаю урок литературного чтения повторно (прежний был в таблице), прикрепляю файл квитанцией.
Тема: «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа» Лесли Риис (2-ой урок по теме).
Цель (обучения) : Формирование навыков литературоведческого анализа текста «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа».
Цель (личностного развития): Создание условий для развития коммуникативных навыков посредством активного вовлечения учащихся в совместные обсуждения темы. Формировать умения задавать вопросы, грамотно выстраивать речь (как устную, так и письменную);
Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение сострадать чужой боли, сопереживать героине рассказа.
Результаты обучения:
А) умеет определять идею произведения, ведет диалог, отвечает на вопросы низкого порядка
В) осознано вступает в диалог, отвечает на вопросы высокого порядка, осуществляет поиск необходимой информации.
С) умеет анализировать, формулировать свою точку зрения, выполняет задания повышенного уровня сложности
Ресурсы: флипчарты , стикеры, маркеры, оценочные листы, таблицы заданий для каждой группы, лепестки ромашки Блума для приёма «Карусель», памятка по составлению вопросов.
Ход урока:
Организационный момент
1.Эмоциональный настрой - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Говорят, что улыбка и хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
-Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
2.Формирование групп.
(уч-ся раздаются черепашки разного цвета, дети делятся на группы по цвету черепашки , пять групп по шесть человек)
Распределение ролей в группе (Лидер, секретарь, эксперт, корреспонденты)
Стадия вызова
1.Актуализация знаний
Читаю стихотворение
Из чего твой панцирь, черепаха?
Я спросил и получил ответ:
Он из пережитого мной страха,
И брони надежней в мире нет. (дети слушают стихотворение, определяют тему урока)
- Почему мы урок начинаем с этого стихотворения?
- Над каким произведением будем работать?
- С произведением мы уже знакомы.
- Какую цель поставим на урок сегодня? Расскажите друг другу. Поделитесь с классом. (Обсуждают цель в группе, озвучивают)
2.Знакомство со стратегией оценивания на уроке
-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу и работу товарищей на уроке в листе успеха по ключу.
Ключ к 1-2заданию
Без ошибок – 2 б
№
Задание
Баллы
1
Логические цепочки
2
Выборочное чтение
3
Составление вопроса
4
Задание по анализу текста
5
Бонус
Общий балл
С ошибками – 1 балл
Не справился – 0 баллов
Бонус – 2 балла (если смог помочь товарищу)
Ключ к 3-4 заданию
Высказывал идеи сам -2б
С пом. товарищей -1б
Не участвовал в обсуждении – 0.
Осмысление содержания
Приём «Свободный микрофон»
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»
- «Меня удивило в рассказе…»;
- «Был поражен…».
- «Меня заставило задуматься…»
Приём «Логические цепочки»
- Распределите картинки в соответствующей последовательности
Оценивание «Знак рукой». Оценивание в листе успеха
Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и зачитайте отрывок соответствующий каждой картинке.
Оценивание «Жестом руки»Оценивание в листе успеха
ФИЗМИНУТКА
Стратегия «Ромашка Блума» Работа в группе
- Мы сегодня попытаемся составить волшебную ромашку вопросов.
-Она у нас получится, если вы верно составите вопросы и ответите на них.
- Назовите все вопросы ромашки Блума.
- На парте у вас памятки по составлению вопросов, прочитайте только ту памятку, которая соответствует вашему заданию:
1гр -Объясняющий
2гр - Уточняющий
3гр - Оценочный
4гр - Практический
5гр - Творческий
Например:
Объясн: Почему Сарли долго держалась подальше от песчаных отмелей?
Уточ: Верно ли, что катание на черепахах является спортом?
Оцен: какие чувства вы испытали, узнав историю о Сарли?
Прак: Смогли бы вы так поступить с черепахой?
Творч: Предположите, что могло бы произойти, если бы не начался циклон.
Дети составляют вопрос в группе, записывают его на лепестке ромашки, передают в другую группу по «карусели». Затем новые группы отвечают на данный вопрос и оценивают его.
Работа по анализу текста в группах.
- Ребята, давайте мы вместе попытаемся создать картину того, что произошло с Сарли, чтобы наши гости поняли, какие испытания и страдания выпали на её долю.
1группа – Составить постер
- Какие качества характеризуют туристов, а какие Сарли. Выберите из списка те качества, которые характерны для этих героев и наклейте под подписями. Докажите. Зачитайте отношение автора к ним.
Вывод: - Для чего нам нужно знать характеры героев?
2 группа – Заполнить таблицу. Выписать слова, с помощью которых автор описывает действия СОЛНЦА, ожидание ПТИЦ, страдания ЧЕРЕПАХИ
СОЛНЦЕ
ПТИЦЫ
ЧЕРЕПАХА
Вывод: - Как солнце и птицы усиливают страдания Сарли?
3 группа Выписать, изобразительные средства, которые использовал автор, чтобы показать состояние циклона.
Эпитеты
Олицетворения
Сравнения
ВИДЕОРОЛИК « ШТОРМ на море»
ВИДЕОРОЛИК «Черепаха»
4 группа – «Дискуссионная беседа»
- Хорошо ли, что начался циклон и пошёл ливень?
- Заполните дискуссионную карту.
- Докажите, зачитав отрывки из текста, с.53
Да, потому что….
Хорошо ли, что начался циклон и пошёл ливень?
Нет, потому что…
5 группа - Составьте обращение к людям. К чему вы их хотите призвать?
Презентации групп ( от каждой группы выступают по 1-2 представителя)
Обобщение
- Какова идея рассказа?
Человек должен беречь природу, а не вредить животным
«Мы в ответе за всё живое на планете»
«Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта»
-Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе.
Итог: - Подведите итоги своего оценивания на листе успеха.
- С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?
- Как вы преодолевали трудности выполнения данного задания?
Домашнее задание
1. Пересказ отрывка из текста (обязательно)
( на выбор)
2. Составление синквейна о Сарли
3.Написать эссе "О чем меня заставил задуматься рассказ Л.Рииса ?
РефлексияПритча:
Однажды старая мудрая черепаха встретила у моря трёх молодых черепашек.
«Каким было ваше путешествие к морю?»- спросила она каждую.
Первая ответила: – «Я целый день гребла ластами по ненавистному горячему песку и с трудом добралась до моря».
Вторая ответила: – «Я достаточно легко добралась до моря. Мне было интересно путешествовать».
Третья ответила: – «Я вообще не заметила, как пролетело моё путешествие, так он было увлекательно».
Кто из вас на уроке был: (на доске) первой черепашкой, второй, третьей? (Ответы учеников).
Автор: Черняева Валентина Викторовна, учитель начальных классов
Средней общеобразовательной школы-гимназии №9, города Павлодара