Цель:
Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю.Лермонтова путем анализа произведения писателей Северного Кавказа; способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли; совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование: компьютеры, обучающие диски, проектор
Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический; выразительное чтение, беседа, задания исследовательского характера.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Реализация домашнего задания
(Обзор лирики Лермонтова)
III. Изучение нового материала
- . Обращение к эпиграфу:
«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал…» (1 слайд)
Выразительное чтение учителя стихотворения В.Я.Брюсова «К портрету Лермонтова» (2 слайд)
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски – прекрасном,
Ты демонски – мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов слов к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
В.Я.Брюсов
- Работа над портретом М.Ю.Лермонтова. (2 слайд)
Гравюра по стали Ф.А.Брокгауза в Лейпциге. 1865. Поэт изображен в виц-мундире лейб-гвардии Гсарского полка.
Коста Хетагуров (3 слайд)
Будучи учеником Ставропольской гимназии Хетагуров познакомился с творчеством Лермонтова. Глубокий интерес к творчеству русского поэта он пронес через всю жизнь. Поэтому выступление молодого осетинского литератора 6 августа 1889 года на открытии памятника Лермонтова в Пятигорске было неслучайным.
Речь Коста Хетагурова напомнила о свободолюбивом характере поэзии Лермонтова:
«Великий, торжествующий гений! Подрастающее поколение приветствует тебя как друга и учителя, как путеводную звезду в новом твоем движении к храму искусств, наук и просвещения». Здесь же он прочел свое стихотворение «Перед памятником Лермонтову», в котором назвал поэта предшественником желаний свободы и указал на то, что образ поэта не умрет и не поблекнет в народе.
Лермонтову было посвящено еще одно стихотворение, которое Коста написал к 60-й годовщине гибели поэта в 1901 году. Под названием «Памяти Лермонтова» оно было напечатано в газете «Северный Кавказ».
- Связь венгерского художника М.М.Зичи с творчеством поэта. Приезд М.Зичи на Кавказ. (4 слайд)
Известный венгерский художник М.М.Зичи совершил Поездку по Кавказу с целью изучить природу и типы строений для иллюстрации сочинений Лермонтова.
«Я был поражен,- признается художник,- необыкновенною точностью описания местности в повести «Княжна Мери».
Действительно княгиня и княжна Лиговские жили в доме по старому бульвару в Пятигорске, на самом деле существующему по сию пору. Дом Реброва в Кисловодске
и окно княжны Мери показывают с твердой уверенностью, где произошла дуэль и был убит Грушницкий.
- В.Одоевский о М.Лермонтове (5 слайд). Сообщение ученика.
- Выразительное чтение стихотворений Лермонтова (из записной книжки Одоевского). («Сон»,»Спор», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Пророк»,
«Выхожу один я на дорогу».)
- Работа над художественными образами.
- Лермонтов в творчестве А.Кешева, Р Гамзатова (6 слайд).Сообщение ученика.
Выразительное чтение стихотворений А.Кешева, Р Гамзатова .
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание. (7 слайд)