Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: М.Д. Зверев "Тайна двухэтажного города" »
Урок литературы 5 класс
Тема: М.Д. Зверев «Тайна двухэтажного города». Тема повести. Герои произведения и их приключения. Изображение мира природы. Фольклорно - мифическое и научное объяснение мира в произведение.
Цели урока:
Повышение коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Расширять знакомство учащихся с творчеством М.Д. Зверева.
Развитие навыков самостоятельной, коллективной и индивидуальной работы.
Формирование готовности к познавательно-поисковой деятельности.
Повышение мотивации к изучению литературы, путем применения методики критического мышления
Задачи урока:
Активизация лексического материала.
Совершенствование навыков письменной и устной речи.
Оборудование: раздаточный материал, cлайд-презентация для сопровождения отдельных этапов урока, словарь толковый.
Используемые методики: технология критического мышления, ИКТ.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой. - Приветствие. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. И тогда увидите Вы картины светлые, Облака небесные,
Легкие, несмелые.
2 Вызов
1Опережающее задание ученику. Определение темы и целей урока после сообщения учащегося.
Работа с одаренными
Биографический очерк
Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни. М.Д. Зверев
Тонко знать и любить природу, животный мир дано не каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства и определенные усилия. Все эти необходимые составляющие мы находим у Максима Дмитриевича Зверева.
Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году. Величественная природа Сибири сразу покорила его отца, несколько позже Максим Дмитриевич вспоминал: «… отец пристрастился к охоте и начал брать меня с собой, начиная с семилетнего возраста. Летом с утра до вечера я проводил время на берегу Оби с товарищами. Так постепенно с детских лет сделался охотником и рыбаком».
Работа помощником лесничего в юношеские годы сыграла основную роль в выборе будущей профессии – в начале 1920-х годов М.Зверев получил образование зоолога в Томском университете. Проработав 25 лет в Сибирском институте защиты растений, он участвовал в многочисленных экспедициях, писал научные статьи. Профессия зоолога помогла молодому ученому глубже познать мир природы, проникнуть в ее сокровенные тайны. Имя М.Зверева становится известным в ученых кругах. Но вместе с тем Максим Дмитриевич чувствует неудовлетворенность. Он все больше и больше начинает понимать, что не может выразить себя в научных работах, что те чувства и мысли, которые дает общение с природой, не помещаются в жесткие рамки сухого научного изложения. К концу 1940-х годов он переходит на литературную работу. В то время из-под его пера уже вышло несколько сборников рассказов о животных.
Вообще-то первые литературные пробы были сделаны очень рано: в 6-летнем возрасте детские впечатления от охоты, прогулок по лесу Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов. Природная наблюдательность, пытливый ум, отличная память, художественное проникновение в действительность служили ему верными союзниками в написании удивительно добрых книг. Литературный родник, взявший свое начало с рассказа по материалам зоологической экспедиции на Алтай «Белый марал» (1925) впоследствии превратился в безбрежный океан. Писатель не раз возвращался к «Белому маралу». С каждой новой авторской редакцией менялся характер героев повести и ее язык. Если в первом издании охотник-промысловик Аманчин убивает маралуху и забирает теленка-альбиноса, чтобы с выгодой продать его, то в последней редакции звучат уже другие, определенно гуманные ноты. Но во всех изданиях повести остается неизменным свободолюбивый нрав главного героя – белого марала.
Поэтично звучат названия лучших произведений Максима Зверева: «Волчонок из Бетпак-Далы», «В норах и гнездах», «Лесные встречи» и др.
По своим размерам они не велики. Но сколько в них интересных, подчас неожиданных открытий, маленьких тайн из жизни зверей и птиц. Герои его рассказов самые разные: гордый малодоступный для наблюдений хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Нельзя без улыбки читать рассказы о сибирском коте, которого старый охотник натаскал на дичь, или о «гусином чабане», одевшем птиц в лапти. Писатель рассказывает не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергией и стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле.
Тираж книг Максима Зверева более 12 миллионов экземпляров, многие из них переведены на различные языки мира, их издавали в зарубежных странах, в том числе Чехословакии, Германии, Италии, Франции, Испании. Его повесть «Золотой сайгак», написанная на основе подлинных событий из жизни юных натуралистов Алма-Атинского зоопарка, пересекла океан и уже более сорока лет читается в США. А изданная в Германии книга М.Д.Зверева «Волк в пустыне» была названа лучшей среди книг года и получила там особую премию.
М.Д.Зверев не ограничивался только писательской деятельность. Он активно занимался общественной работой: член правления Союза писателей Казахстана, член Союза кинематографистов Казахстана, член редакционного совета издательства «Кайнар», принимал активное участие при организации юннатских кружков при Алма-Атинском зоопарке, первой юннатской станции в Казахстане.
За автобиографическую повесть «Заимка в бору» удостоен Государственной Премии Казахстана (1982). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
3 Исследовательская работа со словарем
Повесть - 1) Рассказ о последовательном ходе событий. 2) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.
4Осмысление.
Работа в паре
Составление вопросов по главам (по 4 вопроса)
Обмен вопросами.
Работа в группе
1 группа: Опишите мир Заилийского Алатау- презентация
2 группа: Опишите Вову и Сабиру. Прием «Фишбоум»
Общий вопрос для групп: Что вы узнали для нового для себя (сель в горах, гроза, поведение животных, таинственное мерцание).