Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с личностью А.С.Грибоедова;помочь учащимся раскрыть особенности фольклора, истории в творчестве писателя; способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли;
совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование: компьютеры, обучающие диски, проектор
Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический;
выразительное чтение, беседа, задания исследовательского характера.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели урока
(1 слайд)
III. Изучение нового материала
- Вступительное слово учителя (2 слайд)
А.С. Грибоедов, передовой человек своего времени, разделявший взгляды декабристов, осуждал колонизаторскую политику царского правительства на Кавказе. Он говорил о необходимости развития промышленности, сельского хозяйства, просвещения, культуры в этом богатом, многонациональном крае.
Грибоедов был связан дружескими узами со многими деятелями литературы и искусства Кавказа - Чавчавадзе, Орбелиани, Дадашвили, Ахундовым и многими другими.
В 1825-1826 г.г. , находясь на Кавказе, Грибоедов попадает на одну из стычек русских войск с чеченцами. Участвует в военном походе на Чечню.
По свежим впечатлениям пишет стихотворение
«Хищники на Чегеме»
- Выразительное чтение стихотворения «Хищники на Чегеме» учителем.
- Создание образа Чацкого (3 слайд)
Кавказ сыграл большую роль в творческой жизни А.С. Грибоедова. Созданию образа Александра Андреевича Чацкого, главного героя комедии «Горе от ума», во многом способствовали кавказские впечатления драматурга: встречи и беседы с мятежными людьми, декабристами. В условиях кавказской действительности чувствовали себя свободно и, не боясь, открыто говорили о крепостном праве, критиковали самодержавно-бюрократический строй России.
Чацкий - передовой человек своей эпохи, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века -это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям.
- Грибоедов – поэт, пианист, композитор(4слайд)
В памяти современников Грибоедов остался как человек мужественный, деятельный, талантливый. Он не боялся обращаться к Николаю I с просьбой о смягчении наказания сосланных в Сибирь декабристов, просил о переводе их на Кавказ. Благодаря Грибоедову-дипломату, был заключен Туркманчайский мирный договор на выгодных для России условиях. Современники высоко ценили Грибоедова-поэта, драматурга, пианиста, композитора. Его вальсы звучали в домах людей, понимавших и любивших музыку.
- Прослушивание Вальса Грибоедова
- Выразительное чтение стихотворения (5 слайд)
Каждая вещь должна быть хороша сама по себе.
Стихи Грибоедов писал подчас на редкость легкие и точные:
Там, где вьется Алазань,
Веет нега и прохлада,
Где в садах сбирают дань
Пурпурного винограда,
Светло светит луч дневной,
Рано ищут, любят друга…
Ты знаком ли с той страной,
Где земля не знает плуга,
Вечно юная блестит
Пышно яркими цветами
И садителя дарит
Золотистыми дарами?..
IV. Подведение итогов (6 слайд)
V. Домашнее задание.