- Здравствуйте, садитесь!
Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о баснях Крылова. А в качестве разминки послушайте басню. В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, Из дальних странствий воротясь, По улице Слона водили, Как видно, на показ — Известно, что слоны в диковинку у нас... Так за Слоном толпы зевак ходили... Какой-то Повар-грамотей С поварни убежал своей. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из того не дело — только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе все в него впряглись. Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу. — Узнали ли вы эти строки? Откуда они? — Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)
- Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.) — Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме) - Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория? — Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. Послушаем инсценированное чтение басни, которую вы уже знаете давно, а в этом году вновь с ней повстречались. Отметьте те пороки, которые «щиплет» Крылов. (Подготовленное чтение басни «Ворона и Лисица») Дети говорят о пороках Лисицы и Вороны. -Давайте еще раз вспомним, чем отличается литературный источник – басня Эзопа и басня Крылова, которую мы только что услышали в исполнении ребят. (Называют отличия) Послушаем, насколько вы хорошо подготовили выразительное чтение наизусть басни И. А. Крылова. 3-4 ученика читают басню.
- Было еще одно задание, наверно, самое сложное - попробовать самому написать басню. Что у вас получилось? Напоминаю, что цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали. - Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа. (Запись в тетрадях темы урока) Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. - Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев) Прослушивание басни в исполнении учителя. - Понравилась басня? Чем? Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов. На доске и в тетрадях делается запись: Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона) - А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен). -Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления? (Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть) - А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь? (Пустился мой хитрец в переговоры…). - Прочитайте строки, передающие речь Волка… - Ловчий… Каков он? (Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом) (Запись под именем Кутузова) - Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте! - Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали! - Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели. (см. рисунок 1, рисунок 2) Выразительное чтение. - Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она? Какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне? О каком историческом событии? Дома – выразительно читать басню. |