kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона в басне «Волк на псарне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения

- развитие навыков анализа литературного произведения.

- знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона в басне «Волк на псарне». »

Дата 02. 11. 2012 г.

Класс 5 «а, в»

Урок русская литература

Учитель Коростылева Н. В.

Тема урока Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона в басне «Волк на псарне».

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

ТДЦ

Образовательная: закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения

Развивающая: развитие навыков анализа литературного произведения.

Воспитательная: знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;


ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы

Обучения

Формы Организации

Педагогической Деятельности

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

6

Организационный момент

Актуализация знаний.


















Знакомство с понятием «центон».


Повторение литературоведческих сведений.











Проверка д. з.


Проверка инд. домашнего задания

Проверка чтения наизусть басни «Квартет»


Проверка создания своих собственных басен.

Объяснение нового материала.



Словарная работа.


Прослушивание басни.

Выявление первых читательских впечатлений.

Слово учителя.











Работа с художественными средствами языка.







Работа по развитию речи. (Иллюстрации к басне)


Совершенствование навыков выразительного чтения.

Подведение итогов.

 


Домашнее задание.

- Здравствуйте, садитесь!



Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о баснях Крылова. А в качестве разминки послушайте басню.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ —
Известно, что слоны в диковинку у нас...
Так за Слоном толпы зевак ходили...
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело — только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)



- Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)


— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)

- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?

— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

Послушаем инсценированное чтение басни, которую вы уже знаете давно, а в этом году  вновь с ней повстречались. Отметьте те пороки, которые «щиплет» Крылов.

(Подготовленное чтение басни «Ворона и Лисица»)

Дети говорят о пороках Лисицы и Вороны.

-Давайте еще раз вспомним, чем отличается литературный источник – басня Эзопа и басня Крылова, которую мы только что услышали в исполнении ребят.

(Называют отличия)

Послушаем, насколько вы хорошо подготовили выразительное чтение наизусть басни И. А. Крылова.

3-4 ученика читают басню.





- Было еще одно задание, наверно, самое сложное - попробовать самому написать басню. Что у вас получилось? Напоминаю, что цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.


- Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа.

(Запись в тетрадях темы урока)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.


- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)


Прослушивание басни в исполнении учителя.



- Понравилась басня? Чем?




Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

На доске и в тетрадях делается запись:

Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов

Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона)

- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен).

-Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?

(Мой Волк сидит,  прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть)

- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?

(Пустился мой хитрец в переговоры…).

- Прочитайте строки, передающие речь Волка…

- Ловчий… Каков он?

(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом)

(Запись под именем Кутузова)

- Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!


- Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

(см. рисунок 1, рисунок 2)


Выразительное чтение.





- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она? Какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне? О каком историческом событии?

Дома – выразительно читать басню.


Создание ситуации успеха







.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Коростылева Надежда Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства