kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"Лучшие годы - детство» по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока"Лучшие годы - детство" по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Целевой компонент урока

Педагогические целеполагания:

 

 1.Организовать работу по анализу художественного текста.

 2.Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

 3.Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

 4.Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.

 5.Организовать работу в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"Лучшие годы - детство» по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» »

Тема урока: «Лучшие годы - детство» по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Целевой компонент урока

Педагогические целеполагания:


1.Организовать работу по анализу художественного текста.

2.Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3.Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4.Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.

5.Организовать работу в группах.


Ожидаемый результат:


1.Учащиеся хорошо ориентируются в тексте.

2.Умеют выразительно читать текст и пересказывать отдельные эпизоды.

3.Учащиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

4.Учащиеся умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть,

честность, доброта, трудолюбие.

5.Учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей


Используемые технологии: технология критического мышления.


Методы обучения: диалоговое взаимодействие.


Организационные формы урока: фронтальная и групповая.


Оснащение: рассказ В.Астафьева;

-портрет писателя;

-компьютер;

-проектор;

- презентация по биографии и творчеству В.П.Астафьева

- листы для записи наблюдений и выводов


Сценарий урока


1. Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация


(Слайд № 1)

Эпиграф: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я всё не могу забыть бабушкиного пряника-

Того дивного коня с розовой гривой…»

(Слайд № 2)

Стадия вызова

Учитель: Тема нашего занятия «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева», писателя-сибиряка, детство и юность которого прошли в деревне. Он рано остался сиротой. Мама утонула, отец женился на другой. Через какое-то время отец заболел и умер, а мачеха бросила мальчика. Он вернулся к дедушке и бабушке, которые и воспитывали его. Когда началась война, Астафьев ушел на фронт. Воевал. После войны стал писать очерки, рассказы, которые принесли ему известность.


Учитель: Тему урока запишите в тетради.

1


(Слайд № 3)

В своих произведениях Астафьев ставит вопрос об ответственности человека за все сущее на земле. Очень интересно, на мой взгляд, размышляет писатель о детях.


  • Почему же В.П.Астафьев обращается в своих произведениях к теме детства?

  • Что привлекает его в этой теме?


(Слайд № 4)

Может быть, после всех жизненных испытаний писатель желает посмотреть на мир глазами ребёнка, вернуться в те дни, когда он получил первые уроки жизни.

Может быть, он хотел поблагодарить свою бабушку Катерину Петровну за её уроки мудрости, жизни, доброты.

Может быть, потому что дети отражают жизненную позицию семьи. Они во многом копируют родителей, поэтому все хорошее и плохое, что есть в семье, становится известно окружающему миру.


(Слайд № 5)

Жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание. Человек уходит в жизнь с тем, чему его научили в детстве.

Вы согласны с этим утверждением?

Как вы это понимаете?


Учитель: А сейчас вернемся к теме урока, попытайтесь определить, какова же цель нашего урока?


Ученики: Оценить поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах. (!!!)


Учитель: Согласна. А теперь задачи. Как добиться поставленной цели?


Ученики: 1. Понаблюдать за поведением Вити и левонтьевских ребятишек.


2.Сравнить семью мальчика Вити и семью Левонтия и сопоставить их отношение к жизни.

3. Оценить поступки и сделать вывод. (!!!)


( Слайд № 6)

Интеллектуальная разминка:

  1. Кто из героев рассказа называл бабушку генералом?

  2. Какую ягоду собирал Витя, чтобы «трудом своим заработать пряник»?

  3. Почему все жалели Витю, и он был окружен редкостным вниманием?

  4. На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик?

  5. Как звали бабушку Вити?

  6. О ком из героев рассказа Витя говорил: «Он любил море, а я любил его?»

  7. Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники?


Ответы:1-дедушка, 2-земляника , 3-сирота, 4-Енисей, 5-Катерина, 6-Левонтий, 7- конь.


2. Осмысление. Этап художественного восприятия текста.

3




(Слайд № 7)

Ребята, что в вашем понимании детство?

Подберите слова – ассоциации с данным словом.


Ответы будут попадать в корзину идей, которая нарисована на доске.

Нужно выйти и записать свою ассоциацию.


Детство: игра, смех, счастье, маленький, весело, беззаботность, дружба, каникулы, мультфильмы, Интернет, прогулки, отдых и т.д.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, всё ли это было у главного героя рассказа? Почему?


Ученики: Нет


Учитель: Да, действительно, не всё перечисленное вами было у Вити!

Почему?

Ученики: Время было очень тяжёлое. Первые годы после гражданской войны. Страна

разорена. Люди живут очень скудно. Все тяготы повседневных забот легли

именно на плечи бабушки Катерины Петровны.

(Слайд № 8)

«Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках

в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы жизнь моей бабушки

беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…»

«Боже упаси… перечить бабушке, сделать чего не по её усмотрению…»

Учитель: Кому принадлежат эти слова?

Ученики: Это слова ребёнка, Вити. И взрослого человека, писателя В.П.Астафьева.

Учитель: Слова писателя запишите в тетради.


(Слайд № 9)

Что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта?


Учитель: Ответить на этот вопрос нам поможет текст.

Давайте вспомним способы создания характера в художественном произведении.


Ученики: Автор не даёт подробного описания портрета бабушки, но её образ можно

представить, вообразить, исходя из поступков, речи героини. (!!!)

Можно сделать вывод, что ей присущи и строгость, и доброта.


Учитель: Дома вы нарисовали портреты бабушки, давайте их посмотрим. (!)


А какие языковые особенности отличают бабушку?

Ученики: Просторечия, диалектизмы… ( ! )

Учитель: Найдите их в тексте?


Ученики: «своих вечно потачил», «мошенничат», «Чё потом из него будет», «малой»,

« утворил», «омманешь баушку», «восподь тебе пособил» и др. ( !)


4

Учитель: Как вы думаете, почему автор передаёт точную речь бабушки со всеми

диалектизмами и просторечиями?

Ученики: В.П.Астафьев, таким образом, подчеркнул яркую индивидуальность и вместе с

тем народность характера. Бабушка кажется, хотя и строгой, «но своей домашней».


Учитель: Ребята, В.П.Астафьев – замечательный психолог, он умеет тонко обрисовать

переживания ребёнка.

Что же за история произошла с Витей?

Ученик: (Рассказывает кратко) ( ! )

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на поведение Вити, на его поступки

А также на поведение Левонтьевских «орлов».

Создадим таблицу, в которую будем записывать только глаголы, которые характеризуют героев. Эпизод сбора земляники.


Создание таблицы на доске, ребята в тетрадях.


( Слайд № 10 )


ВИТЯ ЛЕВОНТЬЕВСКИЕ РЕБЯТА


« Я брал старательно». « Главное закрыть дно посудины».

« стал собирать ягоды скорее» «Левонтьевские орлы бросали друг в друга

посудой, барахтались, раза два принимались

драться, плакали, дразнились; заскочили в

чей-то огород, напластали беремя луку,

наелись до зелёной слюны, а недоеденный

побросали».

«Старшой надавал пинков и брату, и сестре

за то, что жрали ягоды…»

Глаголы: рассердился, бросил, жрут, валяются, подскочил, пнул, взвыл, кинулся, бьются,

Катаются, раздавили.


Учитель: О чём говорят данные глаголы, которые мы записали?

( Слайд № 11 )

Глаголы действия показывают, что ведут себя Левонтьевские ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом ещё и дерутся.


Учитель: Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

Ученики: Высказывают свои версии.


(Слайд № 12 )

Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника- он по-другому не умеет. Вспоминает слова бабушки, это помогает ему. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». И он отправляется за земляникой, «чтобы трудом своим заработать пряник», он знает, что даром в жизни ничего не даётся.


5



3. Работа в тетрадях по группам.


Учитель: Давайте в тетрадях запишем такую цепочку( через что пришлось пройти герою)


(Слайд № 13)

  1. Искушение, 2- преступление, 3- муки совести, 4- наказание,5- прощение.


Учитель: Работаем в группах. Задача каждой группы- найти в тексте соответствующий

эпизод, важную цитату для пересказа. ( ! )


Заслушиваем по порядку ответы учащихся.

1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.


2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.


3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.


4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”


5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.


Вывод: чем больше мальчик страдает, тем чудеснее, счастливее завершение этой истории.


Учитель: Расскажите о мечте всех деревенских ребятишек.

Ученики: Пряник конем, весь белый, а грива, хвост, глаза, копыта розовые.


Учитель: Почему каждый мальчишка мечтал получить такой пряник?

Ученики: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе. Во-вторых, с

таким конем сколько почету, внимания. Ребята левонтьевские к тебе ластятся

и так и эдак. Чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому.

Лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его. ( ! )


Учитель: Почему же бабушка всё-таки купила пряник своему внуку?

Ученики: Она верила в то, что мальчик раскаялся. По мнению автора, добро всегда более

действенно по сравнению с другими средствами.


6


( Слайд № 14 )

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».


Учитель: О последней встрече с бабушкой В.П.Астафьев пишет в другом своём рассказе

«Последний поклон». Он возвращается с войны с орденом Красной Звезды, а

она, уже совсем старенькая, встречает его.


Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа.

(Ксерокопии текста на каждой парте).

«Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились. . .

-Што так смотришь? Хороша стала? – попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я . . . сгрёб бабушку в беремя.

- Живой я остался, бабонька, живой!

-Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась. . .»


«Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров . . . сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек, да кумовей.


Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью- всем, что есть на этом свете дорогого для меня . . .

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случилось это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, отдать ей последний поклон».

Учитель: Да, действительно писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих

бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока

они живы…


( Слайд № 15 )

Домашнее задание:

1.Написать сочинения о своих бабушках и дедушках, о близких вам людях.

2. Ребята, рекомендую прочитать и другие рассказы Астафьева: «Далёкая и близкая сказка», «Запах сена», «Ангел-хранитель», я уверена, что и они вам очень понравятся! (1 по выбору учащихся)









7


«Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились. . .

-Што так смотришь? Хороша стала? – попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я . . . сгрёб бабушку в беремя.

- Живой я остался, бабонька, живой!

-Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась. . .»


«Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров . . . сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек, да кумовей.


Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью- всем, что есть на этом свете дорогого для меня . . .

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случилось это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, отдать ей последний поклон».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства