kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы, пятый класс "План-конспект урока на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Развитие речи. Составление  волшебной сказки

Цель урока: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.

Задачи урока:

 Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

Развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся; формирование духовно- нравственной культуры на уроках литературы 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Форма: урок – проект

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы, пятый класс "План-конспект урока на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ"»



План-конспект урока на тему

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ


1.Учитель : Кузьменко Наталия Ивановна

2.Место работы: г. Гатчина. МОУ №8 «Центр образования»

3.Предмет: литература

4.Класс: 5-1

5.Учебник: под редакцией В. Я. Коровиной

6.Тема урока: Развитие речи. Составление волшебной сказки

7.Цель урока: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.

8.Задачи урока:

 Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

Развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся; формирование духовно- нравственной культуры на уроках литературы 

9.Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

10.Форма: урок – проект

11. Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки; волшебные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка»  (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»




12.Структура и ход урока :



Урок 9
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

II. Речевая разминка.

«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?

Чтение текста в манере «сказывания».

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».

Лес (дремучий)

Дуб (могучий)

Море (синее)

Солнце (красное)

Стрелы (острые)

Стрелы (каленые)

Ворон (черный)

Сокол (ясный)

Вопросы:

1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий «стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.) Что же такое «сказка»?

Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами. (С обязательным присутствием волшебства.)

IV. Беседа о композиции сказки.

Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.

Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство или недостача.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

8. Борьба.

9. Победа.

10. Возвращение героя.

11. Ложный герой.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.

V. Составление сказки. Коллективная работа.

Задание: постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.

Запись в тетради.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.




  1. Структура и ход урока русского языка.

Этап урока

Название

ис­пользуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

дейст­вия (УУД)

Время (в мин)

1

Самоопределение к учебной дея­тельности


1. Прежде чем начать урок, соз­дадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настрое­ние начинается с улыбки. Улыбни­тесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному обще­нию. Сегодня вы будете работать в парах.

А, сейчас про­верь, дружок.

Ты готов начать урок?


  1. Разминка для пальцев.

Подготовка класса к работе.











Дети выполняют разминку.

Коммуникатив­ные: планирова­ние учебного со­трудничества с учителем и свер­стниками;

личностные : самоопределение;

готовность и спо­собность обу­чающихся к са­моразвитию..

1-2


Проверка дом. задания


1. Употребление прописных букв


Назван.

Имена, Географ. журнал.

отчества, назван. книг и

фамилии ( города, т.д.

реки и т.д.)

2.Словарный диктант: ЗСП-1

Учитель диктует слово


Дети выходят к доске и записывают по 5 примеров







Записывают словосочетание с данным словом, выделяет корень:

Давить,

Отчество,

Консультировать,

Театр,

тревога


2










2

2

Актуализация знаний и фикса­ция затруднения в деятельности.

Формирование темы и целей урока.






















































Слайд 1,2,3,4,5 «Правила право­писания раздели­тельных Ъ и Ь знаков».


1.Словарная ра­бота.

- запишите слова с буквой Ь.


- первый день не­дели;

- южное плодовое дерево;

- морское живот­ное;

- у двух матерей по пять сыновей, одно имя всем;

- одной рукой всех встречает, другой всех про­вожает;

- название кус­тарника.


- Что объединяет все эти слова?



- На какую орфо­грамму эти слова?


2. Прослушивание стихотворения.


- А сейчас по­слушайте стихо­творение.

Мы с приятелем вдвоём

Шли на лыжах на подъём.

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки.

А от речки отъ­езжали,

Снова к горке подъезжали,

Снова лезли на подъём,

Чтобы съехать вниз потом.


- Слова на какую орфограмму часто встречались в этом стихотво­рении?




3. Работа с ил­люстрацией учебника..

- Откройте учеб­ник на с.133. Рас­смотрите иллю­страцию.

- Чем занят Афа­насий?



- Почему буква Ь находится в сере­дине?


- Что бы вы посо­ветовали Афана­сию приготовить с буквой Ь?


4. Работа с таб­лицей на доске.

- Посмотрите на таблицу, вам зна­комы следующие схемы?

- «Прочитайте» их и сформули­руете тему урока.

- Исходя из темы урока, какую цель можно по­ставить перед со­бой?

Дети записывают слова.


понедельник

апельсин

дельфин

пальцы


дверь


сирень


Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь.

Ь – обозначаю­щий мягкость со­гласного.


Дети слушают стихотворение.















Разделительный Ъ и Ь – обозна­чающий мягкость согласных








Он готовит не­обычные бутер­броды

Потому что пи­шется в середине слова


Бульон, варенье, печенье





Ответы детей.


Повторить как разли­чать и писать слова с раздели­тельными Ъ и Ь знаками.

Коммуникатив­ные:

планирование учебного сотруд­ничества с учите­лем и сверстни­ками;

выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью

Познаватель­ные:

осознание и про­извольное по­строение рече­вого высказыва­ния;

Регулятивные:

Составлять план и последователь­ность своих дей­ствий;

Личностные:

самоопределении; смыслообразо­вание.


























5-6

3

Постановка учебной задачи.















Сравнение Ь и Ъ (ссылка на веб ресурс)


- Когда и где пи­шутся раздели­тельные Ъ и Ь знаки?


Сценка. «Мягкий знак и Твёрдый знак»


- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мяг­кому промолвил Твёрдый знак.

- Слова и буквы ты всегда смяг­чить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж по­молчал!

- Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным - давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! Наш разговор - ник­чемные слова,

- Услышав этот спор, Сказала бу­ква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести.

Когда стоите в нужном месте.


Выдвигают гипо­тезы.


Выступление де­тей.
















Познавательные: общеучебные умения.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив­ные: инициатив­ное сотрудниче­ство в поиске и выборе информа­ции.













5-6

4



Слайд 6.


Прочитай слова. В каких словах есть звук Й?

После какого звука слышится? Ка­кими буквами он обозначен?»


Задание выполня­ется у доски.


-Спишите слова. Подчеркните бу­квы, которые обозначают звук Й.













- Почему урок, тема которого Разделительные ь и ъ знаки, мы по­вторяем обозна­чение звука й?





- Вспомните, ка­кую работу вы­полняет ь в сло­вах?



В слове прибой звук й слышится после гласного о, на письме звук й обозначен буквой «и краткое».

Запишем это слово.

В слове ладья звук й слышится после согласного д и перед глас­ным а. Звук й обозначен буквой я.

Запишем это слово.

Если после со­гласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется ь или ъ.


Обозначает мяг­кость согласного звука.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и про­извольно строить речевое высказы­вание.

9-10

5

Первичное за­крепление.




Слайд 7.

Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. Распределите слова в соответствующие два столбика:







Слайд 9.

На следующем слайде вы увидите картинки и фотографии.


В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки.


Физкультми­нутка.


1. Работа в парах.



- Почему пишется ь, ъ?



- Сформулируете правило написа­ния разделитель­ного ь и ъ знаков.


2. Работа с пра­вилом по учеб­нику с. 17.

- Запишите слова.


- Выполните гра­фическое обозна­чение орфо­граммы.





Взаимопроверка задания.

Ответы детей.



Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ – между пристав­кой и корнем.

Ответы детей.




1 ученик работает на доске.








Регулятивные:

готовность к пре­одолению труд­ностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность.


Коммуникатив­ные: согласова­ние действий с партнёром.


Личностные: самоопределение.


Регулятивные: контроль, кор­рекция,

Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание каче­ства и уровня ус­воения.

5-6

6

Самостоятель­ное применение знаний.









1.Работа по учебнику. Упр. 43.


- Выполним уп­ражнение








Ученики рабо­тают самостоя­тельно.




Ученики встав­ляют пропущен­ные буквы в тек­сте.

Проверка учителем.




Коммуникатив­ные: умение с достаточной пол­нотой и точно­стью выражать свои мысли.


9-10

7

Рефлексия деятельности (итог урока)



- Какую орфо­грамму вы обо­значали в словах?

- Назовите клю­чевые слова этой темы.


- Оцените свою работу на уроке кружками тёх цветов, которые лежат у вас на парте.

Зеленый – от­лично,

желтый – хорошо,

красный - надо еще порабо­тать.

  • корень,

  • при­ставка,

  • звук Й.

Познавательные: рефлексия.


Регулятивные: самооценка.


5-6

8

Домашнее за­дание


Упр. 40 (схема), с. 17, выучить упр.41



2-3


Приложение к плану-конспекту урока

«Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков»


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название

ресурса

Тип вид ресурса

Форма

предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сравнение Ь и Ъ


Мультимедийный, практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd1f1cef-730c-4224-8a3f-ba12686afe70/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BTI_141%5D.html

2

Что писать


Мультимедийный, практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf

3

Презентация: «Правила правописания разделительных ь и ъ знаков»

Мультимедийный, практический








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьменко Наталия Ивановна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 263920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства