kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы М.М. Пришвин "Предательская колбаса" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.М. Пришвин  "Предательская колбаса"

Цели: Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.

Учить понимать эмоциональный тон произведений.

Развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге-собеседнику и их собственное мышление.

Воспитывать доброту к окружающей нас природе.

Ход урока

1 Проверка д/з

   Интервью с героями рассказа «Заячьи лаки»

2.  Введение в тему.

– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя. Что знаем о нём?

– писатель

– путешественник

– фотограф

– охотник

– агроном

– сельский учитель

– военный журналист

– учёный природовед

– Кто же ещё Пришвин?

– Волшебник, обладающий силой слова

– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.

   3. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.

Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.

– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)

– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.

– Понравился ли рассказ? Что понравилось? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)

– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?

– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.

– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)

– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.

– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.

– Кто догадался, почему?

– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.

Подружились с Рябчиком.

Ярик пропал.

Через неделю снова незаконный визит.

Хватило на две недели.

Виноват, прости!

Пожалуйте, молодой человек!

– Что означает слово визит? (обращение к словарю)

– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.

– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)

– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)

– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”

– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.

– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)

– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)

– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.

– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)

– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)

– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!

– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?

– А результат? (прощал)

– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?

– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)

– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)

– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)

– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?

– Какая самая большая? Почему?

– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.

Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?

Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!

– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?

– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.

– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)

– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)

Итог:

Домашнее задание

Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы М.М. Пришвин "Предательская колбаса" 4 класс»

Тема: М.М. Пришвин "Предательская колбаса"

Цели: Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.

Учить понимать эмоциональный тон произведений.

Развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге-собеседнику и их собственное мышление.

Воспитывать доброту к окружающей нас природе.

Ход урока

1 Проверка д/з

Интервью с героями рассказа «Заячьи лаки»

2. Введение в тему.

– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя. Что знаем о нём?

– писатель

– путешественник

– фотограф

– охотник

– агроном

– сельский учитель

– военный журналист

– учёный природовед

– Кто же ещё Пришвин?

– Волшебник, обладающий силой слова

– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.

3. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.

Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.

– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)

– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.

– Понравился ли рассказ? Что понравилось? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)

– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?

– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.

– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)

– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.

– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.

– Кто догадался, почему?

– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.

Подружились с Рябчиком.

Ярик пропал.

Через неделю снова незаконный визит.

Хватило на две недели.

Виноват, прости!

Пожалуйте, молодой человек!

– Что означает слово визит? (обращение к словарю)

– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.

– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)

– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)

– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”

– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.

– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)

– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)

– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.

– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)

– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)

– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!

– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?

– А результат? (прощал)

– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?

– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)

– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)

– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)

– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?

– Какая самая большая? Почему?

– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.

Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?

Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!

– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?

– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.

– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)

– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)

Итог:

Домашнее задание:


Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературы М.М. Пришвин "Предательская колбаса" 4 класс

Автор: Канаева Галина Валерьевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства