Урок с применением стратегий программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Урок по схеме ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ Применяемые стратегии "Перепутанные логические цепочки", "Направляемое чтение" На уроке проводится словарная работа, используются яркие иллюстрации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. С помощью системы вопросов проанализировать текст поэмы с целью понимания его идейного и жанрового содержания;
2 развитие языкового чутья, внимания к литературному тексту, углубление и расширение читательского кругозора учащихся, развитие умения прогнозировать сюжет;
3 идею произведения соотнести с собственными жизненными выводами учащихся с целью формирования активной жизненной позиции, воспитание патриотизма, осуждение малодушия героя, восхищение идеалами горцев.
Оборудование
Портрет Лермонтова М.Ю.
Слайды с текстом и иллюстрациями Кавказа и горцев.
Сюжетные иллюстрации к поэме.
План.
На доске М.Ю. Лермонтов. Горская легенда.
Вызов
Кто такие горцы? Что вы знаете или думаете, что знаете о них?
Д
1 Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
2 Вымысел, нечто невероятное
айте определение легенды
Словарная работа. Найти соответствия. На ватмане
Сакля неверный
супостат жилище горцев
лань лоб
скрепясь душой веки
ложе враг
вежды с трудом
чело постель
несчастливая судьба рок
животное семейства оленей враг
Осмысление
Прежде чем мы начнём знакомство с текстом горской легенды предлагаю вашему вниманию иллюстрации к ней. Расположите их последовательно, по своему усмотрению и объясните логику сюжета.
1. Бежал он в страхе с поля брани
2. Селима звал он прежде другом,
Селим пришельца не узнал.
3.Я любим,
Она лишь мной живет и дышит…
4.Старуха мать ждет сына с битвы
5.И под окном поутру рано
Он в сакли просится стуча
Направляемое чтение
1 остановка
Кто такой Гарун?
О каком долге говорит автор?
(Согласно обычаю горцев, оставшиеся в живых обязаны были уносить с поля сражения тела убитых сородичей, а не оставлять их на поругание врагам).
В какое время и как он «пришел домой»
2 остановка
С каким чувством Гарун переступил порог друга? Почему глагол звал в строке «Селима звал он прежде другом» в прошедшем времени?
Чему радовался Селим, опишите егосостояние, каков его дух?
Каково будет его отношение к Гаруну?
3 остановка
О чем песня старины?
Почему Гарун стал бледнее луны?
Войдёт ли Гарун в сад любимой?
Зачем автор повторяет слово «слышит»?
4остановка
О чем говорит крупная слеза?
Все ли будут строги к бежавшему с поля брани?
Был ли смысл ещё в одной жертве?
Какой будет встреча с матерью?
Какое объяснение
Гарун даст своему бегству?
5 остановка
Почему мать назвала его беглецом свободы?
Что будет дальше?
6 остановка
Как вы поняли смысл слов:
«В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца»?
Рефлексия
Каково отношение автора к своему герою?
Как называется поэма?
Какую оценку содержит название?
Каков сюжет, совпал ли с вашим, объясните авторскую логику построения сюжета.
.Какие произведения русской литературы аналогичны поэме?
Домашнее задание. Напишите эссе «Мое отношение к поступку Гаруна»