kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы как форма проектной деятельности.Большие уроки «Маленького Принца» (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери).Литературно-творческий проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типологические признаки проекта

Большие уроки «Маленького принца:

1.По доминирующей деятельности  -  смешанный тип, так как объединяются все виды деятельности: исследовательская, творческая, поисковая, ролевая, практико-ориентированная.

2.По предметно-содержательной области  -  монопроект, так как проводится в рамках одного предмета литературы с применением знаний живописи и  архитектуры, музыки и  театра, информатики и др.

3.По характеру координации  - открытый, с явной координацией, так как учитель направляет работу участников, организует отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей.

4.По характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса).

5.По количеству участников–групповой (участвуют все ученики класса).

6.По продолжительности выполнения – средний,  занимает до одного месяца.

Основные этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (выбор темы, определение цели проекта, формирование творческих групп ( распределение ролей  и заданий);

2.Совместное планирование предполагаемых действий:

а) обсуждение источников информации, методов сбора, анализа и способов представления информации;

б)установление критериев оценки результатов;

3.Сбор информации (исследование, поиск, наблюдение, работа с литературой, практическое воплощение,  инсценирование, интервьюрование и т.п.)

4.Анализ информации, формулировка выводов, подведение итогов.

5.Презентация, защита.

Параметры внешней оценки проекта:                                                                                                                      1.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.                                    2.Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.                  3.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.                           4.Коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте).                                                             5.Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.                                                 6.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей . 7.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.                             8.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.                                                                                   9.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы как форма проектной деятельности.Большие уроки «Маленького Принца» (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери).Литературно-творческий проект »


Школа – гимназия № 7 имени Гали Орманова














Урок литературы как форма проектной деятельности





Подготовила учитель русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения Шабданбекова А.М.












г.Астана

СОДЕРЖАНИЕ:



1.К истории вопроса 2.Что мы понимаем под методом проектов. 3. Основные требования к использованию метода проектов:

4.Типология и структурирование проектов

5. Параметры внешней оценки проекта:

6. Телекоммуникационный проект

7.Урок литературы как форма проектной деятельности.


8. Инсценирование собственного творческого продукта

9. Литература для учителя.


10. ПРИЛОЖЕНИЯ:


1) ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (из опыта работы).

2) ПРИЛОЖЕНИЕ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (из опыта работы).




















1.К истории вопроса

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. 2.Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

3. Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

4.Типология и структурирование проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта - характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта.

Типы проектов:

  • литературно-творческие.;

  • естественно-математические;

  • зкологические;

  • языковые (лингвистические);

  • культуроведческие;

  • спортивные;

  • географические;

  • исторические;

  • музыкальные



Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска

информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.)

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

5. Параметры внешней оценки проекта:

    • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

    • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

    • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

    • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.



6. Телекоммуникационный проект

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?


Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

    • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

    • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;

    • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

    • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

    • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания


7.Урок литературы как форма проектной деятельности.


Как повысить эффективность урока литературы? Как сделать его активным средством формирования коммуникативных навыков учащихся? Как повысить интерес к чтению и изучению художественных произведений, для того чтобы успешно осуществлять цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Процесс открытия мира «для себя» воспитывает человека. «Активность этого процесса будет неизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла в каком-нибудь результате», - утверждает Р.Ф. Брандесов

Одним из путей развития коммуникативной компетенции учащихся можно считать активное использование метода проектов на уроках литературы.

Согласно типологии проектов, предложенной Е.С.Полат, учитывая специфику литературного образования, можно использовать на уроках литературы наиболее приемлемые типы проектов: исследовательские, практико-ориентированные, литературно-творческие и ролевые.

Метод проектов на уроках русского языка и литературы – это новая технология обучения, которая, прежде всего, обеспечивает активизацию креативности каждого учащегося на уроке.

Для реализации метода проектов на уроках русского языка и литературы необходимо включать творческую деятельность учащихся в образовательный процесс. Например, выполнение творческих проектов способствует развитию наблюдательности и внимательности, самостоятельности и ответственности, фантазии и воображения, творческого и критического мышления учащихся. В проекте эти способности реализуются и развиваются параллельно через коммуникативные умения в устной и письменной продуктивной формах.

Учащиеся в процессе работы над своей частью проекта, а особенно во время выступлений и ответов на уроке ясно осознают, и сами приходят к пониманию того, как это важно и необходимо научиться говорить правильно и красиво, ясно и точно выражать свои мысли, суметь завладеть вниманием аудитории.


Для достижения прогнозируемого результата на уроках литературы необходимо предоставлять право выбора школьникам для индивидуальных, групповых и коллективных проектов. На уроках русского языка приемлемыми являются индивидуальные творческие проекты.


Для развития творческого потенциала каждого школьника можно использовать следующие виды творческих проектов на уроках литературы:
1) составление опорных схем-конспектов:
а)для интерпретации прочитанного художественного произведения,
б)для презентации собственного творческого продукта;
2)сочинение сказок, рассказов, эссе и сочинений разных жанров;
3)инсценирование собственного результата творческой деятельности.

На уроках русского языка можно включать следующие виды работ :
1) составление опорных схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм,
2) сочинение сказок для усвоения программного материала.


Как показывает практика, данные виды творческих проектов может выполнять каждый школьник, поставленный в условия творческой задачи.

Каждый учитель может создать необходимые условия для создания учащимися индивидуальных, групповых и коллективных творческих проектов.



8. Инсценирование собственного творческого продукта

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Одним из средств реализации этой цели на уроках литературы являются ролевые проекты в форме инсценирования собственных сказок и рассказов. Эти виды проектов можно использовать на уроках развития речи или во внеурочной деятельности.

Сначала можно начать с инсценирования художественных произведений или их отрывков. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия

На уроках развития речи можно создавать творческие проекты не только в виде сочинения сказок и рассказов разных жанров. Некоторые творческие работы могут стать и ролевыми проектами на этом же уроке. Например, при сочинении рассказа ребята распределяют роли в группах: генераторы идей, сочинители, корректоры, помощники, может быть, художники и ответственные за тишину.

Следующая задача: составить сценарий, организовать репетицию и представить проект зрителям – ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей, может быть, завхоз и др. Причём часто две обязанности выполняет один ученик. Каждую роль, или вид творческой деятельности, на уроке необходимо оценивать либо учителю, либо самим учащимся в группе.

Презентация проектов проходит на этом же или следующем уроке, и зрителями становятся сами школьники. Каждый ученик вправе выбрать форму проекта на уроке. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества. Индивидуальных проекты можно представить для защиты, или презентации, в виде опорных схем-конспектов и прочитанных классу сочинений, групповые – в виде опорных схем-конспектов и инсценирования сказок или рассказов.

Необходимо добавить также, что после презентации всех проектов на уроке можно провести анализ представленных работ. Высказываются положительные отзывы, а критика представляет собой только пожелания.

В процессе подготовки и реализации ролевых проектов развивается творческое воображение как направление интеллектуального и личностного роста развития школьника. Однако главным результатом ролевых проектов мы считаем развитие коммуникативности – умения общаться со сверстниками – важнейшим направлением социально-личностного развития ребёнка. Кроме того, инсценирование способствует формированию психологической совместимости, как способности к адаптации к различным темпераментам и характерам школьников в одной группе, воспитывает толерантность.

Каждый ребёнок обладает огромным творческим потенциалом, но, к сожалению, чаще всего нереализованным ни дома, ни в школе. А ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Кроме этого, если разбудить творческое начало, заложенное природой в каждом ребёнке, это послужит стимулом в дальнейшем в его профессиональной деятельности, в максимально возможной самореализации личности в условиях развивающегося общества. Ведь известно, что творческая личность сможет легко адаптироваться в быстрой смене производственных и информационных технологий, к жизни в сложных условиях.

Помимо передачи фундаментальных знаний, школа должна учить учащихся мыслить вообще, генерировать нестандартные идеи и реализовывать их в различных творческих проектах. В результате включения в образовательный процесс системы творческих проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся повышаются уровни самостоятельности, воображения и творческого мышления (в целом – креативности). Таким образом, становится очевидным, что каждый ребёнок может генерировать идеи и «преодолевать стереотипы, наложенные традиционным образованием и накопленным жизненным опытом».

Не надо ставить цели сделать учеников писателями или сказочниками. На уроках литературы учитель создаёт условия для развития образного, ассоциативного и творческого мышления, учили самостоятельности и толерантности, формировали гуманистическое мировоззрение и коммуникативные умения. Но главное, помогает каждому школьнику раскрывать свой творческий потенциал, т.е. активизировать креативность средствами творческих проектов.



9. Литература для учителя:

1.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

2.Новые педагогические и информационные. технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

3.Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

4.Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы. – Челябинск,1988































ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.


Сочинение сказок

Схема – основа сказки, по которой можно сочинить первую сказку,

где добро побеждает зло.








Сочинение рассказов разных жанров

Опорная схема-конспект для сочинения научно-фантастического рассказа

о путешествии на необитаемый остров







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Школа- гимназия № 7 имени Гали Орманова


Литературно-творческий проект

Тема: Большие уроки «Маленького Принца»

(по сказке Антуана де Сент-Экзюпери)



Предмет: литература,7 класс

Технология: Метод проектов.

Преподаватель: Шабданбекова А.М.
















г. Астана

Типологические признаки проекта

Большие уроки «Маленького принца:

1.По доминирующей деятельности - смешанный тип, так как объединяются все виды деятельности: исследовательская, творческая, поисковая, ролевая, практико-ориентированная.

2.По предметно-содержательной области - монопроект, так как проводится в рамках одного предмета литературы с применением знаний живописи и архитектуры, музыки и театра, информатики и др.

3.По характеру координации - открытый, с явной координацией, так как учитель направляет работу участников, организует отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей.

4.По характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса).

5.По количеству участников–групповой (участвуют все ученики класса).

6.По продолжительности выполнения – средний, занимает до одного месяца.

Основные этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (выбор темы, определение цели проекта, формирование творческих групп ( распределение ролей и заданий);

2.Совместное планирование предполагаемых действий:

а) обсуждение источников информации, методов сбора, анализа и способов представления информации;

б)установление критериев оценки результатов;

3.Сбор информации (исследование, поиск, наблюдение, работа с литературой, практическое воплощение, инсценирование, интервьюрование и т.п.)

4.Анализ информации, формулировка выводов, подведение итогов.

5.Презентация, защита.

Параметры внешней оценки проекта: 1.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. 2.Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. 3.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4.Коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте). 5.Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. 6.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей . 7.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. 8.Эстетика оформления результатов проведенного проекта. 9.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.



Тема урока: Большие уроки Маленького принца.

Цель урока: формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности через изучение, понимание и осмысление содержания повести-сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся личностью и творчеством французского писателя-романтика (интеллектуальное развитие учащихся);

  2. раскрыть авторскую позицию и его понимание нравственности, истинных и мнимых ценностей бытия (нравственное развитие);

  3. развивать творческое и критическое мышление, коммуникативные способности учащихся (культурное развитие).

Проблема урока: Каковы истинные и мнимые ценности бытия?

В чем заключается смысл жизни?

Эпиграф к уроку: Истина для человека – это то, что делает его человеком.

А. де Сент-Экзюпери.

Тип урока: литературно-творческий проект.

Планируемые результаты:

1)подготовка слайд-фильма о личности писателя;

2) составление Кодекса чести и правил жизни на основе содержания сказки;

3)разработка эскиза памятника писателю;

4)самостоятельный выбор важных эпизодов и их инсценирование;

5)написание различных творческих работ ( интервью с писателем, сочинение рассказа о неожиданной встрече с Маленьким принцем; о нравственных уроках сказки и др.).

Опережающее задание:

1)прочитать текст сказки;

2)внимательно изучить все авторские рисунки;

3)найти и выделить в тексте все встретившиеся цитатные аргументы и афоризмы философского содержания.

Основные этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (выбор темы, определение цели проекта, формирование творческих групп ( распределение ролей и заданий);

2.Совместное планирование предполагаемых действий:

а) обсуждение источников информации, методов сбора, анализа и способов представления информации;

б) установление критериев оценки результатов;

3.Сбор информации (исследование, поиск, наблюдение, работа с литературой, практическое воплощение, инсценирование, интервьюрование и т.п.)

4.Анализ информации, формулировка выводов, подведение итогов.

5.Презентация, защита.

Задания для творческих групп:

1. Задания для группы «Биографы»:

-подготовить слайд-фильм о личности, судьбе и творчестве писателя, используя все возможные источники (книги, журналы, телевидение Интернет; беседы и информации преподавателей школы и др.);

-найти фотоматериалы о жизни Экзюпери,

-изучить воспоминания близких, друзей, современников и др.


  1. Задания для группы «Литературоведы»:

-вдумчиво изучить содержание сказки «Маленький принц» для определения особенностей её художественного мира;

- внимательно исследовать текста сказки, найти все встречающиеся в тексте произведения цитатные аргументы и афоризмы (не считая общеизвестные) и постараться раскрыть их смысл;

-на основе текста сказки составить своеобразный Кодекс чести и правил жизни, подобрать подходящее название.

3. Задание для группы «Художники»:

-внимательно изучить имеющиеся в тексте рисунки автора для понимания авторского замысла;

-нарисовать свои рисунки и иллюстрации к сказке, используя свою фантазию и воображение,

-нарисовать карту (модель)художественного пространства сказки.

4. Задание для группы «Актёры»:

-самостоятельно выбрать из текста эпизоды наиболее важные для понимания

смысла сказки и предложить их для инсценирования на уроке;

-разработать сценарий этих эпизодов;

-провести предварительный отбор актёров для участия в инсценировке;

-подготовить подходящие костюмы и декорации;

-организовать репетиции и подготовить выступление.

5. Задание для группы «Архитекторы»:

- разработать макет или эскиз памятника писателю, используя свою фантазию и опираясь на известные сведения и материалы о писателе;

-обосновать идею памятника и выразить своё отношение к писателю.

6.Задание для группы «Музыковеды»:

-провести опрос школьных преподавателей музыки с целью узнать, известны ли им песни, связанные с персонажами этой книги;

-записать найденные музыкальные произведения на кассету для использования на уроке;

-совместно с учителями музыки подготовить исполнение песни о Маленьком принце;

-подобрать подходящую музыку для иллюстрации отдельных моментов урока.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний (методом «мозгового штурма» определить основную идею сказки).

III. Презентация проекта.

1. Вступительное слово (определение направленности и специфики работы над проектом, акцентирование внимания на значении изучения личности и судьбы писателя для понимания его творчества).

2. Представление проекта по творческим группам:

а) Группа «Биографы».

Рассказ о жизни и творчестве писателя с демонстрацией на экран через мультимедийный проектор фотоматериалов, иллюстрирующих события и факты из жизни писателя.

б)Группа «Литературоведы».

Задание классу:

- вспомнить содержание произведения, определить основные проблемы, поднимаемые автором устами Маленького принца и сформулировать их в виде кратких изречений-правил;

Цель задания:

- показать умение мыслить критически и творчески, высказывать своё мнение о прочитанном (учащиеся с развитым творческим воображением и фантазией предлагали взять некоторые выражения из текста в авторском варианте, т.е. ничего не изменяя).

Представление группой «Литературоведы» результата своей работы, т.е. «Кодекса чести», уже в оформленном виде на экране мультипроектора (возможно представление участникам презентации в виде оформленных красочных буклетов).

Выбор названия из вариантов, предлагаемых учащимися: «Золотые правила жизни», «Большие уроки Маленького принца», «Зарубки на сердце» и др.

в)Группа «Художники».

Представление своей части работы над проектом в форме выставки рисунков на экране ( рисунки с изображением самолета, самого летчика, Лиса, Маленького принца и различные иллюстрации к сказке, которые выполнили сами учащиеся под руководством учителя рисования).

Обсуждение творческой интерпретации учащихся, их взгляда на художественный мир, созданный в сказке Экзюпери.

г)Группа «Актёры».

Выступление участников инсценирования эпизодов сказки:

СЦЕНА 1 . «РОЗА»

РОЗА: - Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем

растрепанная...

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: - Как вы прекрасны!

РОЗА: Да, правда? - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

РОЗА: Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне.

- Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

ПРИНЦ: На моей планете тигры не водятся.

И потом, тигры не едят траву.

РОЗА: Я не трава,

ПРИНЦ: Простите меня...

РОЗА: Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы.

ПРИНЦ: "Растение, а боится сквозняков... очень странно... –

- Какой трудный характер у этого цветка".

РОЗА: Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком

холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла...

- Где же ширма?

ПРИНЦ: Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

РОЗА: Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом

ПРИНЦ: Эти разговоры о когтях и тиграх... Они должны бы меня растрогать, а я разозлился. - Прощайте, -

РОЗА: - Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Оставь колпак, он мне больше не нужен.

ПРИНЦ: Но ветер...

РОЗА: Не так уж я простужена... Ночная свежесть пойдет мне на пользу.

Ведь я - цветок.

ПРИНЦ: Но звери, насекомые...

РОЗА: Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с

бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня

навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня

тоже есть когти. Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

СЦЕНА 2. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И ЛИС».

ЛИС: Здравствуй.

ПРИНЦ: Здравствуй, -( вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.)

ЛИС: Я здесь.

ПРИНЦ: Кто ты? - Какой ты красивый!

ЛИС:Я - Лис, -

ПРИНЦ: Поиграй со мной. Мне так грустно...

ЛИС: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

ПРИНЦ:Ах, извини. А как это - приручить?

ЛИС: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

ПРИНЦ: Людей ищу. А как это - приручить?

ЛИС: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.

ПРИНЦ:Узы?

ЛИС: Вот именно. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

ПРИНЦ: Я начинаю понимать. Была одна роза... наверно, она меня приручила...

ЛИС: Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч. Твоя походка позовет меня, точно музыка. Как чудесно будет, когда ты меня приручишь!

- Пожалуйста... приручи меня!. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

ПРИНЦ: А что для этого надо делать? -

ЛИС: Надо запастись терпеньем. Сперва сядь вон там, поодаль. Я буду на тебя поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Я буду ждать тебя и почувствую себя счастливым. К назначенному часу начну волноваться и тревожиться. К этому часу я буду готовить свое сердце…Я узнаю цену счастью!

ЛИС:Я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

  • Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

  • Самого главного глазами не увидишь.

ПРИНЦ: Самого главного глазами не увидишь.

ПРИНЦ: Потому что я отдавал ей всю душу...

ЛИС: Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

ПРИНЦ: Я в ответе за мою розу...

Лис и Принц (хором): Мы в ответе за всех, кого приручили…

д) Группа «Архитекторы».

Представление на экране совместно разработанного эскиза памятника писателю, обоснование его идеи, с помощью языка архитектуры выражение своего отношения к писателю.

Рассказ о памятнике писателю, выполненном Марселем Мейером.

е) Группа «Музыковеды».

---Исполнение песни о Маленьком принце.

---На фоне звучащей в исполнении Эдит Пиаф песни «Нет, я ни о чём не жалею» чтение учеником слов Антуана де Сент-Экзюпери: «Я ни о чём не жалею. Такое у меня ремесло…Я всегда говорил, действовал, писал, только побуждаемый любовью…Я не умею жить вне любви».

IV. Рефлексия.

-На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?

-В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?

-Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил?

(Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка – приглашение размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления…)

V. Подведение итогов.

1.Решение проблемы проекта.

2.Выполнение задания по группам (обсуждение в группе, поиск ответов на поставленные вопросы, представление ответов в творческой форме, т.е. в виде схемы, кластера и т.д.).

3.Презентация у доски. (Ответы учащихся с опорой на материалы проекта и их формулировка, исходящая из того, что они узнали на уроке, т. е. через понимание смысла вечных ценностей жизни, которые заключаются в простых и в то же время сложных секретах сказки для детей и взрослых).

VI.Заключительное слово учителя.

Проблемы, которые поднимал в своём произведении Экзюпери, остались и по сей день. Поэтому эта сказка, написанная более 60 лет назад и переведенная на 160 языков мира, остается актуальной и сейчас, в начале третьего тысячелетия).


VII.Домашнее задание:


Творческие задания по выбору учащихся:


1.Составить план выступления о личности писателя, используя изученный на уроке материал.

2.Написать рассказ «Неожиданная встреча с Маленьким принцем», попытавшись перенестись на его планету или встретившись с ним на Земле.

3.Взять интервью у писателя: «О чем бы я спросил у А. де Сент-Экзюпери?», используя его письма и воспоминания современников.

4.Написать эссе-рассуждение на тему: «Большие уроки Маленького принца».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шабданбекова Ардак Медалбековна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства