(урок литературы к 120-летию со Дня рождения и 90-летию со дня смерти Сергея Есенина, как вариант обобщающего урока по творчеству поэта)
Учебная цель: сфокусировать материал на том общем и исключительном в творчестве и жизни Сергея Есенина, что непринуждённо и органично позволило бы ввести учащихся в созданный поэтом художественный мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы к юбилею Сергея Есенина »
Урок литературы.
Тема: «Венок певцу бревенчатой избы»
(о жизни и творчестве С.А.Есенина)
(урок литературы к 120-летию со Дня рождения и 90-летию со дня смерти Сергея Есенина, как вариант обобщающего урока по творчеству поэта)
Учебная цель: сфокусировать материал на том общем и исключительном в творчестве и жизни Сергея Есенина, что непринуждённо и органично позволило бы ввести учащихся в созданный поэтом художественный мир.
I Вступительное слово учителя.
(звучит мотив песни «Отговорила роща золотая»)
Сергей Есенин – это имя
В берёзах нежных и осинах.
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин.
Мы говорим о Есенине – представляем портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.
- Почему же его стихи всеми любимы? Почему трогают душу?
- Почему и ранней весной, и глубокой осенью, и ненастной зимой на его могиле живые цветы?
Наш урок проводится не только в память о поэте, но и для того, чтобы попробовать разгадать секрет очарования его поэзией.
Сегодня мы попытаемся объять необъятное.
II Работа класса по микротемам. Чтение стотворений.
Микротема 1.
Давайте подберём эпитеты, определения к стихам Есенина. Блок о стихах поэта: «Стихи чистые, голосистые». Какие ещё?
(чистые, звонкие, искренние, красивые, откровенные, чарующие. музыкальные, чувственные, обнажённые, ранимые, нежные, но есть и грубые)
- Что помогло Есенину сформироваться как поэту?
(ответ учащихся о детстве, о родной деревне)
Микротема 2.
Определим основную тему творчества, точнее не тему, а…чувство. Это шире, объёмнее.
«Россия!- произнёс он однажды протяжно и грустно.- Россия – какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то…»
Родина, родная природа, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Есенина.
Слайд 1 - ст. «Там, где капустные грядки»
Ст. «Деревенская избёнка»
Ст. «Зелёная причёска»
Ст. «Не напрасно дули ветры»
Ст. «Гой ты, Русь моя родная!»
Ст. «В том краю, где жёлтая крапива»
Ст. «Голубоглазый озорной мальчишка» - цветок в венок.
Микротема 3.
Назовите первый сборник стихов Есенина. («Радуница» 1916г.)
Слайд 2. – Словарная работа.
В.И.Даль: от слова «радеть» - проявлять заботу, старание, опекать.
Всю недолгую жизнь (сколько прожил поэт?), из них творчество(сколько лет?) радел о самом близком человеке – о матери, Татьяне Фёдоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери поэт посвятил задушевные строки
Милая, добрая, нежная,
С думами грустными ты…
Слайд 3 – фото матери. Звучит мелодия песни «Письмо матери».
Ст. «Ответ»
Ст. «Письмо матери»
Микротема 4.
Большое место в лирике Есенина о самом трепетном человеческом чувстве – о любви. Это отдельный большой разговор. Многие из них – шедевры русской классики.
Ст. «Какая ночь»
Ст. «Я помню, любимая»
Ст. «Кто я? Что я?»
Ст.«Руки милой – пара лебедей»
- Какое чувство пронизывает эти стихи? Какой привкус, оттенок? (грусти, тоски)
- К чему стремился всю свою жизнь поэт? (искал чистую любовь)
- Назовите имена женщин, которые сыграли важную роль в его жизни. (Айседора Дункан, Галина Бениславская, С.Толстая, Шагане Тертерян)
Слайд 4,5 – фото женщин.
Микротема 5.
Обратите внимание: о чём бы ни писал Есенин, он склонен к философским раздумьям. А это, согласитесь, удел великих.
-Назовите философские категории (миссия человека на Земле, добро и зло, жизнь и смерть)
Ст. «В этом мире я только прохожий»
Ст. «Мы теперь уходим понемногу»
Ст. «До свиданья, друг мой, до свиданья!»
- Какой мотив неотступно звучит во многих стихотворениях, буквально с 1 сборника? (мотив обречённости)
Слайд 6 – ст. «Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть».
Ст. «Не жалею, не зову, не плачу» - на фоне мелодии этой песни.
Микротема 6.
Венок поэту (каждый ученик после прочтения стихотворения о Есенине прикалывает цветок, формируя венок)
- Лучше всех знал себя и лучше всех сказал о себе сам Есенин. И лучше всех объяснил он лежавшую на нём «роковую печать», тем, что он хотел повенчать «розу белую с чёрной жабой» что он «и похабничал и скандалил для того, чтобы ярче гореть». И этот внутренний разлад сердца и ума, чистоты и порока, веры и безверия он сумел выразить изумительными строками признания:
Стыдно мне, что я в Бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь.
«Чертей» в своей душе он не отрицает, но он знает, что
…коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней.
Ст. «Нам не надо памяти тревожить» - Рюрик Ивнев. Цветок в венок.
- 1923-1925 – последние годы жизни и творчества Есенина. Одно за другим появляются в печати его лирические шедевры: «Заметался пожар голубой», «Ты такая же простая, как все», «Мы теперь уходим понемногу», «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Анна Снегина» и другие. Талант поэта в расцвете. «Стихи он пишет теперь величественные, трогательные, гениальные! - пишет другу Исаак Бабель.- Одно из этих стихотворений посылаю вам. Может быть прощальная эта Сережкина песня ударит вас в сердце так же, как и меня» К сожалению. Бабель не ошибся: «Есть одна хорошая песня у соловушки» стала действительно одной из прощальных песен Есенина.
Ст. «Зорька плеснула румянец» - Иван Молчанов. Цветок в венок.
- До сих пор нет научной биографии Сергея Есенина, но есть нечто большее: его стихи и поэмы, где запечатлена биография души поэта. Чем эта душа жила, как откликалась на дыхание времени, что её радовало, печалило, захлёстывало невыносимой тоской болью – обо всём поведал он как на духу, откровенно и честно. Из стихов же мы узнаём, где он жил, куда ездил, кого любил, как выглядел. Он перед глазами – живой образ поэта, встающий со страниц его книг. Поэтический автопортрет Есенина многоцветен и выразителен.
Ст. «Есенин – нежное имя» - Михаил Герасимов. Цветок в венок.
- Поэт ушёл из жизни совсем молодым, не осуществились многие творческие планы. Остались незавершёнными крупные вещи «Гуляй-поле», драматическая поэма «Страна негодяев». Вынашивались замыслы повести «Когда я был мальчишкой», поэмы о беспризорнике, «который был на дне жизни, выскочил, овладел судьбой и засиял».
«Многое ещё мог бы сделать Сергей Есенин»,- в этом был убеждён не только Леонид Леонов, но и многие друзья поэта.
Ст. «Сказка это, чудо ль» - Пётр Орешин. Цветок в венок.
Слайд 7 – слова Есенина, учитель озвучивает.
«Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой, не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле нивы… И всегда, всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями», - так говорил поэт Сергей Есенин.
III Подведение итогов урока.
После смерти Есенина Алексей Толстой написал: «Погиб величайший поэт… Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Сейчас уместно вспомнить слова Николая Тихонова: «ЕСЕНИН – ЭТО ВЕЧНОЕ…»
В сегодняшнем жестоком мире (с терроризмом, СПИДом, наркотиками, другими язвами современного мира) поэзия Есенина – чистый родник, голос его взывает к человечности, благоразумию, любви.
Звучит песня «Отговорила роща золотая»
Приложение 1. Плакаты с цитатами Есенина о Родине
«Быть поэтом – это значит…
кровью чувств ласкать чужие души»
«Я люблю родину!
Я очень люблю родину!»
«Росси! Сердцу милый край!»
«Я буду воспевать
всем существом в поэте
шестую часть земли
с названьем кратким Русь!»
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте родину мою!»
«Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек»
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».