Урок литературы А.С.Пушкин " Храни меня, мой талисман!" 11кл
Урок литературы А.С.Пушкин " Храни меня, мой талисман!" 11кл
Тема урока: Храни меня, мой талисман... ... Лирика любви Александра Пушкина /урок – встреча/
1. Обобщение систематизация изученного по лирике А.Пушкина;
2. Научить ребят выразительному чтению стихотворений о любви;
3. Организовать ещё одну встречу с шедевром любовной лирики со стихотворением «Талисман»;
4. Дать понятие учащимся, что есть на земле такое прекрасное чувство, как любовь.
репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК о любви, мрз запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .
Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? / «Цель к цели»/.
Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...
Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/
Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.
Любовь! Любовь! Любовь! Скажите , что же обозначает это слово ? ( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда – нибудь встретитесь с настоящей любовью, как неоднократно встречался А. Пушкин.
Работа с эпиграфом Словарная работа
Колорит – особенность
Лелеющая – эргеледип, тааладыр
Гуманность – человечность
Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий поэт!
- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?
- Чем они вас затронули?
Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».
/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/
Чтение учителем стихотворения «Талисман»
Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.
Работа по опорной схеме.
Ритм жизни Ритм песни
? Любовь ?
Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?
Описание перстня.
Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»
Дан любовью
Горечь прощальных поцелуев
ТАЛИСМАН сладость
Память
Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.
Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.
« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.
Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он. Спустя некоторое время он встретил свою Натали.
Как вы думаете о чем это стихотворение?
Плещет- плескаться
Блещет - блеск
Гарем- дом богатого мусульманина
Мусульман - восточный мужчина
Талисман - чолдуг эдилел.
Работа над текстом -------- берег...?
--------- моря...?
--------- гармония...?
Постановка проблемных вопросов.
К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви , заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...
Судьба перстня / Работа над схемой/.
В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...
Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное , он произносил : « Храни меня , мой талисман».
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...
Прослушивание мнений ребят.
« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»
« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д.З: нарисовать свой талисман.
Выучить стихотворение; эссе « Храни меня , мой талисман.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы А.С.Пушкин " Храни меня, мой талисман!" 11кл »
Тема урока: Храни меня, мой талисман... ... Лирика любви Александра Пушкина /урок – встреча/
Цели:
1. Обобщение систематизация изученного по лирике А.Пушкина;
2. Научить ребят выразительному чтению стихотворений о любви;
3. Организовать ещё одну встречу с шедевром любовной лирики со стихотворением «Талисман»;
4. Дать понятие учащимся, что есть на земле такое прекрасное чувство, как любовь.
Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК о любви, мрз запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .
Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? / «Цель к цели»/.
Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...
I Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/
Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.
Любовь! Любовь! Любовь! Скажите , что же обозначает это слово ? ( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда – нибудь встретитесь с настоящей любовью, как неоднократно встречался А. Пушкин.
II Работа с эпиграфом Словарная работа
Колорит – особенность
Лелеющая – эргеледип, тааладыр
Гуманность – человечность
Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий поэт!
- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?
- Чем они вас затронули?
Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».
/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/
Чтение учителем стихотворения «Талисман»
Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.
Работа по опорной схеме.
Ритм жизни Ритм песни
? Любовь ?
Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?
Описание перстня.
Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»
Дан любовью
Горечь прощальных поцелуев
ТАЛИСМАН сладость
Память
Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.
Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.
« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.
Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он. Спустя некоторое время он встретил свою Натали.
Как вы думаете о чем это стихотворение?
Плещет- плескаться
Блещет - блеск
Гарем- дом богатого мусульманина
Мусульман - восточный мужчина
Талисман - чолдуг эдилел.
Работа над текстом -------- берег...?
--------- моря...?
--------- гармония...?
Постановка проблемных вопросов.
К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви , заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...
Судьба перстня / Работа над схемой/.
Пушкин--- поэту Жуковскому--- сыну Павлу--- И.С.Тургеневу---Полине Виардо---в музей Александровского лицея ( до 1917г).
В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...
Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное , он произносил : « Храни меня , мой талисман».
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...
Прослушивание мнений ребят.
« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»
« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д.З: нарисовать свой талисман.
Выучить стихотворение; эссе « Храни меня , мой талисман.»