kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 9 класс Н.М.Карамзин "Бедная Лиза."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.

Цели:

-познакомить с новым литературным направлением- сентиментализмом;

-раскрыть образы главных героев;

-проникнуть в замысел автора;

-показать нравственно-философскую проблематику повести;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Оборудование: раздаточный материал.

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 9 класс Н.М.Карамзин "Бедная Лиза." »

Урок литературы

9 класс

Тема: Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.

Цели:

-познакомить с новым литературным направлением- сентиментализмом;

--раскрыть образы главных героев;

-проникнуть в замысел автора;

-показать нравственно-философскую проблематику повести;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Оборудование: раздаточный материал.

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация темы.

-Сегодня мы поговорим о прекрасной повести русского писателя, критика и историка Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

Написанная в конце XVIII века, она и 200 лет спустя сохранила свою притягательность для юного современного читателя.

-Интересна ли для вас повесть? Почему?

Успех этого небольшого по объему произведения объясняется просто: в нем речь идет о любви, то есть о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных.

В повести открывается чувство любви как чувство подвижное, изменчивое, способное обновить душу, обогатить ее (и через счастье, и через страдание).

-Как вы думаете, важен ли в любви рассудок? Что долговечнее: безрассудная любовь или разумная?

На эти вопросы нам поможет ответить Н.М.Карамзин и герои его повести «Бедная Лиза».

3. Композиция и сюжет.

Перед нами не совсем обычное произведение: это рассказ в рассказе.

-В каких произведениях мы встречали рассказ в рассказе? («После бала» Л.Толстого, «Старуха Изергиль» М.Горького)

Повесть построена по принципу кольцевой композиции. Рассказчик начинает повествование и заканчивает его, но его «я» присутствует и во время рассказа о трагической любви Лизы и Эраста: нередко автор открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию, иногда бросает лишь замечание, но большей частью он выражает себя через художественное изображение героев, событий, природы.

-Найдите в тексте открытое выражение автором своего отношения.

Сюжетная линия повести сводится к истории любви Лизы и Эраста. Карамзин всегда уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, полагая, что постижение их помогает становлению человеческой души.

Поэтому сегодня мы рассмотрим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят.

Ответы на эти вопросы позволят выйти на вечные проблемы жизни:

Любовь – счастье

Любовь – трагедия

Рок – обстоятельства

Природа – человек

4. Анатомия любви героев.

Лиза. Обратимся к чувству любви главной героини. Изображая далеко не однозначный поток чувств Лизы, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Перед нами предстает непрерывный процесс изменяющихся чувств.

Задание: Опираясь на текст, проследите чувства героини от начала до конца, назовите их.

Смущение

Волнение

Слезы

Грусть

Радость

Печальные раздумья

Восторг

Страх

Величайшее беспокойство

Отчаяние

Потрясение

Самоубийство

Вывод: Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. Все это проявление любви.

Работа с деталями. Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние.

Задание: Приведите примеры из текста.

-«осмелилась взглянуть на молодого человека»;

-«быстро голубые глаза ее обращались к земле»;

-«в глазах Лизиных блеснула радость»;

-«щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер»;

-«она смотрела на правый рукав свой и щипала его правою рукою».

Вывод: Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину.

Эраст.

-А какое изображение получает духовная жизнь Эраста?

Реализация домашнего задания. Рассказ об Эрасте.

Рассказ Карамзина сосредотачивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души.

-Под влиянием чего складывается его внутренняя жизнь?

-природные свойства (доброе сердце, но слабое и ветреное);

-влияние среды (светская жизнь, наполненная забавами);

-чтение романов, которые уводили его в мир беспечных наслаждений.

И в душе Эраста поселилась скука и жажда чистых чувств, ощущений.

В Эрасте мы видим некую двойственность: он искренне любит Лизу, кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами. С другой стороны, в его любви нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его. В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низменные чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее и изменяет своей клятве.

-Но что мы узнаем в финале повести? (Эраст после смерти Лизы не мог утешиться и почитал себя убийцею).

-О чем это свидетельствует? Можно ли сказать, что возрождение души произошло?

-Прочитайте слова в конце повести. Что они нам открывают?

Речь идет о встрече душ героев после смерти, о примирении их, значит идет речь и о прощении, а это может быть только в случае очищения души Эраста.

5. Мысль писателя о необходимости рассудка

Н.М. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

Исследуя анатомию любви, Карамзин ставит вопрос о возможности счастья в любви. Что такое это счастье? Поддается ли оно контролю? Какое счастье бывает полным: безрассудное или разумное?

Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые ее изменения.

Поэтому так необходима мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту он говорит: «Безрассудный молодой человек!..»

Вывод: Миг любви, когда человек весь отдается чувству прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

Но писатель не обвиняет героев, он лишь объясняет их поведение.

6. Стадия рефлексии.

-Что полезного вынесли из урока?

-Понравилась ли тема?

-Над чем задумались?

7. Домашнее задание.

1. Законспектировать материал, помещенный в раздаточном материале.

2. Опираясь на конспект, доказать, что повесть «Бедная Лиза» принадлежит сентиментализму.

3. Согласиться или опровергнуть мысль Карамзина о рассудке в любви. (написать сочинение- рассуждение).

Приложение к уроку литературы по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Сентиментализм

В середине XVIII века в Европейской литературе возникает новое литературное направление СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. слова «чувствительный»).

Если в классицизме правил рассудок, здесь высшей ценностью провозглашается чувство. Не величие пленяет сентименталистов, а добродетель, не героическая воля, а искренность поведения. Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к естественной природе, к быту воодушевляет сентименталистов.

Основная идея – мирная идиллическая жизнь человека на фоне природы.

Деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) резко противопоставляется городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).

Появляются новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушки.

Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчание ручейка, лужок- созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

Основная тематика – любовная.

Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневники, мемуары, эпистолярный жанр (жанр письма).

Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.

Задание: Прочитайте, законспектируйте.

Домашнее задание.

1.Опираясь на конспект, доказать, что повесть «Бедная Лиза» принадлежит сентиментализму.

2. Согласиться или опровергнуть мысль Карамзина о рассудке в любви. (написать сочинение- рассуждение).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы 9 класс Н.М.Карамзин "Бедная Лиза."

Автор: Сафарова Наталья Ивановна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241359

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства