kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. Знакомство с произведением С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема: Знакомство с произведением С.А.Есенина «Береза».
«Здесь царствует поэзия и красота»
Цели: познакомить с произведением, способствовать полноценному восприятию стихотворения;
Развивать представление о слове и цвете, как средствах создания образа;
Формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении;
Совершенствовать навык чтения, учить использовать логическое ударение, интонацию для выражения настроения;
Воспитывать любовь к родной природе, Родине, поэзии.
Ход урока.
1.Сегодня на уроке, ребята мы отправимся в удивительный мир. Где царствует поэзия и красота.
- Сейчас Вы увидите великолепные фотографии, всмотритесь в них и подумайте, что их объединяет?
(Видеоряд с изображением Русской природы. (звучит музыка Георгия Свиридова)
(слайд 2-6)
- Итак, что объединяет их между собой? (все это изображения природы)
- Заметьте, природы нашей Родины. (на слайде 7 : Россия-Родина моя)
-Вы скажите, а причем здесь поэзия?
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо и хмуро и сине,
В стране тонкоствольных берез!
(можно ли сказать о красоте русской природы лучше, чем о ней расскажет поэзия ? Наверное, нет!
Многие художники, поэты, композиторы воспевают ее красоту в своих произведениях.
Не остался равнодушным к ней и замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.
2. Биография автора: (слайд 8) Родина С.Есенина – село Константиново, Рязанской области, утопающее в зелени лесов, цветов и синеющей глади озер. Яркие воспоминания детства, картины природы - вот объекты пера автора.
3.Сообщение темы урока: (слайд 9) Сегодня мы познакомимся с первым произведением С.А.Есенина, а называется оно-
- «Береза».
4.Первичное чтение ( учитель) (слайд 10)
5.Восприятие: - Понравилось ли вам стихотворение?
-Какие чувства, впечатления возникли у вас после чтения?
6.Постановка учебной задачи:
Стихи Есенина полны чувств, звуков, запахов и красок.
Понять его произведение нам помогут слова:
Я ВИЖУ…
Я СЛЫШУ…
Я ЧУВСТВУЮ …
- Итак, давайте попробуем всмотреться в Есенинскую березу, что особенного он заметил в ней? Что поразило его ?
У вас на столах буклеты с текстами произведения, откройте их. Рассмотрите. Что заметили? Кто догадался как мы сегодня будем знакомиться со стихотворением?(будем не только читать, но и изображать, иллюстрировать произведение. (т.е рисовать увиденную нами и автором картину)
Главным помощником будет карандаш. Возьмите его.
7 Анализ произведения
Прочитайте 1 строфу?(слайд10)-выделение цветом
-Подчеркните строчку, которая является ключевой (главной) в ней? (береза белая,) Почему белая? (На дворе зима) Не только ствол белый , но и каждая веточка!
-Прочитайте строчку, которая подтверждает это.
( принакрылась снегом)
-Как вы думаете, почему автор использует при описании березы именно слово- принакрылась? (слайд 11)
-а не укрылась или накрылась? ( на слайде: Укрылась – со всех сторон
Накрыться - только сверху
Принакрыться - слегка
( дети раскрывают значения слов)- работа в парах
Принакрылась слегка Значит снег какой? (снег легкий, пушистый)
Принакрылась – принарядилась, словно русская красавица ! До самой земли наклонив свои ветви, будто кланяясь и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
-А теперь давайте попробуем изобразить увиденную картину автора.
-Что будет на переднем плане нашей картины? (береза) (показ учителем на доске изображения березы)
-Какие ветви у нее? Вернемся к ЧТЕНИЮ 2 СТРОФЫ (Подчеркните карандашом строчки описания веток) «НА пушистых ветках….» (раскидистые, пушистые( будем рисовать листочки?) (нет) Почему? (ЗИМА)
-Какие детали еще вы заметили в костюме березы? Возможно, вам встретились незнакомые слова? (слайд 12)
«Снежную кайму» -как вы понимаете, что такое кайма?( Кайма – это полоса по краю чего- нибудь.) (показ на слайде учеником).(
«Белая бахрома» ( Бахрома – свисающие кисти) (показ на слайде 13)
(нам на помощь приходит словарь Ожегова)
учитель: Принакрылась снегом точно?…….(серебром)
- Каким мы видим снег? (он искрится, поблескивает, переливается)
Нарядная береза? (да)
-Как это передать в чтении? (торжественно и восхищенно прочитать об этом) выразительное чтение 1 и 2 строфы. (несколько человек)
Созвучны ли строки Есенина с нашим рисунком?
Давайте продолжим знакомство с произведением, может быть. следующие строки подскажут и другие детали картины?
прочитайте3-4 строфу про себя. (слайд 14)
Учитель: -Что вы услышали? («Сонная тишина»,)
(покой, тишину)
- тогда откуда появляется золотой огонь? ( это нарастающий поток света, зари)
-Что такое заря? ( освещение неба лучами восходящего или заходящего солнца.) изображение зари на рисунке.
-Утренняя или вечерняя заря описана автором? ( утренняя)
-Какие строчки подтвердят это? (Сонной тишине). Природа пробуждается, медленно, лениво, трудно побороть ночь.( день короче ночи! 22 марта день весеннего равноденствия)
-Как прочитаем эти строки? (Спокойно, убаюкивающее.)
«А заря, лениво, обходя кругом…» -Что хотел подчеркнуть поэт в описании картины?
( поэт подчеркивает неспешность, но вечную работу природы, «вечный» круг солнца, того , что все в природе взаимосвязано)
Выразительное чтение 3-4 строфы. (несколько человек)
Физкультминутка Эдвард Григ «Утро» Представим пробуждение природы, легкое падение снега, восход солнца! (слайд 15)
Итак, какой мы увидели березу? Ученик: Я ВИЖУ….(слайд16)
Учитель: возьмите карандаш и подчеркните в тексте слова, которые помогли нам воссоздать увиденную автором красоту.( белой, нарядной, украшенной в бахрому на фоне утренней зари), а раньше он видел ее? (да)
Но именно сегодня она покорила его своим великолепием!
Почему именно береза стала объектом описания автора?)
-Она была сказочно красива в лучах восходящего солнца!
Как часто мы не замечаем красоту окружающих нас предметов.
Что у нас за окном? Какой сегодня удивительный день?
Как красивы березы!
постарайтесь своим чтением передать не только отношение автора, его чувства к природе, березке. Но и свое .
7 Выразительное чтение детьми. (3-4)
Посмотрите на нашу картину. Я ЧУВСТВУЮ…
Сумели ли мы передать чувства, настроение автора, красоту того раннего утра? ( да или нет)
Что нам поможет сделать это? (цвет) Именно цвет помогает художникам передать характер настроение картины?
Давайте попробуем определить ее цветовое решение, цветовую гамму.
ИТАК:
Я ВИЖУ
Береза? БЕЛАЯ
Снег? ПЕРЕЛИВАЕТСЯ, ИСКРИТСЯ
ЗАРЯ? РОЗОВЫЕ, КРАСНЫЕ, ОРАНЖЕВЫЕ.
А сейчас закройте глаза, представьте свою работу в цвете.
Я СЛЫШУ? …ПОСЛУШАЙТЕ ТИШИНУ… Вспомните, все, о чем мы сейчас говорили. И постарайтесь выполнить свой рисунок с той любовью к природе, березке, которая побудила Сергея Есенина на создание этого стихотворения.
8 Интересные факты из жизни поэта: С.А.Есенин имел очень необычную внешность. Многие его сравнивали с героем русской сказки «Снегурочка» - Лелем, пастушком. (слайд17)
Выполняя работу, вы услышите удивительную мелодию флейты, которая обязана своим рождением именно дудочке пастушка, кто знает, может быть, она, поможет вам, точнее передать не только чувства автора к березке , но и ваше отношение к ней.
9 Творческая работа детей ( в цвете) Желаю успеха!
10 Афиширование работ учащихся.
11 Показ на (слайде 18) работы учителя. ( использование компьютера в изобразительном искусстве)
12 Итог: Наш урок подошел к концу. (Слайд 19)
Удалось ли нам увидеть березу?
Услышать звуки тишины?
Почувствовать любовь автора к природе?
На память о нашей встрече, о знакомстве со стихотворением «Береза» С.А.Есенина ученица нашего класса подготовила чтение этого стихотворения наизусть, возможно и у вас возникнет желание выучить его и рассказать на следующем уроке, а еще вам останется буклет-тест , где вы сможете самостоятельно ответить на вопросы по произведению. (на выбор Д/з)
Спасибо за работу! (Слайд 20)
В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу .

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения. Знакомство с произведением С.Есенина »

Тема: Знакомство с произведением С.А.Есенина «Береза».

«Здесь царствует поэзия и красота»

Цели: познакомить с произведением, способствовать полноценному восприятию стихотворения;

Развивать представление о слове и цвете, как средствах создания образа;

Формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении;

Совершенствовать навык чтения, учить использовать логическое ударение, интонацию для выражения настроения;

Воспитывать любовь к родной природе, Родине, поэзии.

Ход урока.

1.Сегодня на уроке, ребята мы отправимся в удивительный мир. Где царствует поэзия и красота.

- Сейчас Вы увидите великолепные фотографии, всмотритесь в них и подумайте, что их объединяет?

(Видеоряд с изображением Русской природы. (звучит музыка Георгия Свиридова)

(слайд 2-6)

- Итак, что объединяет их между собой? (все это изображения природы)

- Заметьте, природы нашей Родины. (на слайде 7 : Россия-Родина моя)

-Вы скажите, а причем здесь поэзия?

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо и хмуро и сине,

В стране тонкоствольных берез!

(можно ли сказать о красоте русской природы лучше, чем о ней расскажет поэзия ? Наверное, нет!

Многие художники, поэты, композиторы воспевают ее красоту в своих произведениях.

Не остался равнодушным к ней и замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.

2. Биография автора: (слайд 8) Родина С.Есенина – село Константиново, Рязанской области, утопающее в зелени лесов, цветов и синеющей глади озер. Яркие воспоминания детства, картины природы - вот объекты пера автора.

3.Сообщение темы урока: (слайд 9) Сегодня мы познакомимся с первым произведением С.А.Есенина, а называется оно-

«Береза».

4.Первичное чтение ( учитель) (слайд 10)

5.Восприятие: - Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства, впечатления возникли у вас после чтения?

6.Постановка учебной задачи:

Стихи Есенина полны чувств, звуков, запахов и красок.

Понять его произведение нам помогут слова:

Я ВИЖУ…

Я СЛЫШУ…

Я ЧУВСТВУЮ …

- Итак, давайте попробуем всмотреться в Есенинскую березу, что особенного он заметил в ней? Что поразило его ?

У вас на столах буклеты с текстами произведения, откройте их. Рассмотрите. Что заметили? Кто догадался как мы сегодня будем знакомиться со стихотворением?(будем не только читать, но и изображать, иллюстрировать произведение. (т.е рисовать увиденную нами и автором картину)

Главным помощником будет карандаш. Возьмите его.

7 Анализ произведения

Прочитайте 1 строфу?(слайд10)-выделение цветом

-Подчеркните строчку, которая является ключевой (главной) в ней? (береза белая,) Почему белая? (На дворе зима) Не только ствол белый , но и каждая веточка!

-Прочитайте строчку, которая подтверждает это.

( принакрылась снегом)

-Как вы думаете, почему автор использует при описании березы именно слово- принакрылась? (слайд 11)

-а не укрылась или накрылась? ( на слайде: Укрылась – со всех сторон

Накрыться - только сверху

Принакрыться - слегка

( дети раскрывают значения слов)- работа в парах

Принакрылась слегка Значит снег какой? (снег легкий, пушистый)

Принакрылась – принарядилась, словно русская красавица ! До самой земли наклонив свои ветви, будто кланяясь и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

-А теперь давайте попробуем изобразить увиденную картину автора.

-Что будет на переднем плане нашей картины? (береза) (показ учителем на доске изображения березы)

-Какие ветви у нее? Вернемся к ЧТЕНИЮ 2 СТРОФЫ (Подчеркните карандашом строчки описания веток) «НА пушистых ветках….» (раскидистые, пушистые( будем рисовать листочки?) (нет) Почему? (ЗИМА)

-Какие детали еще вы заметили в костюме березы? Возможно, вам встретились незнакомые слова? (слайд 12)

«Снежную кайму» -как вы понимаете, что такое кайма?( Кайма – это полоса по краю чего- нибудь.) (показ на слайде учеником).(

«Белая бахрома» ( Бахрома – свисающие кисти) (показ на слайде 13)

(нам на помощь приходит словарь Ожегова)

учитель: Принакрылась снегом точно?…….(серебром)

- Каким мы видим снег? (он искрится, поблескивает, переливается)

Нарядная береза? (да)

-Как это передать в чтении? (торжественно и восхищенно прочитать об этом) выразительное чтение 1 и 2 строфы. (несколько человек)

Созвучны ли строки Есенина с нашим рисунком?

Давайте продолжим знакомство с произведением, может быть. следующие строки подскажут и другие детали картины?

прочитайте3-4 строфу про себя. (слайд 14)

Учитель: -Что вы услышали? («Сонная тишина»,)

(покой, тишину)

- тогда откуда появляется золотой огонь? ( это нарастающий поток света, зари)

-Что такое заря? ( освещение неба лучами восходящего или заходящего солнца.) изображение зари на рисунке.

-Утренняя или вечерняя заря описана автором? ( утренняя)

-Какие строчки подтвердят это? (Сонной тишине). Природа пробуждается, медленно, лениво, трудно побороть ночь.( день короче ночи! 22 марта день весеннего равноденствия)

-Как прочитаем эти строки? (Спокойно, убаюкивающее.)

«А заря, лениво, обходя кругом…» -Что хотел подчеркнуть поэт в описании картины?

( поэт подчеркивает неспешность, но вечную работу природы, «вечный» круг солнца, того , что все в природе взаимосвязано)

Выразительное чтение 3-4 строфы. (несколько человек)

Физкультминутка Эдвард Григ «Утро» Представим пробуждение природы, легкое падение снега, восход солнца! (слайд 15)

Итак, какой мы увидели березу? Ученик: Я ВИЖУ….(слайд16)

Учитель: возьмите карандаш и подчеркните в тексте слова, которые помогли нам воссоздать увиденную автором красоту.( белой, нарядной, украшенной в бахрому на фоне утренней зари), а раньше он видел ее? (да)

Но именно сегодня она покорила его своим великолепием!

Почему именно береза стала объектом описания автора?)

-Она была сказочно красива в лучах восходящего солнца!

Как часто мы не замечаем красоту окружающих нас предметов.

Что у нас за окном? Какой сегодня удивительный день?

Как красивы березы!

постарайтесь своим чтением передать не только отношение автора, его чувства к природе, березке. Но и свое .

7​ Выразительное чтение детьми. (3-4)

Посмотрите на нашу картину. Я ЧУВСТВУЮ…

Сумели ли мы передать чувства, настроение автора, красоту того раннего утра? ( да или нет)

Что нам поможет сделать это? (цвет) Именно цвет помогает художникам передать характер настроение картины?

Давайте попробуем определить ее цветовое решение, цветовую гамму.

ИТАК:

Я ВИЖУ

Береза? БЕЛАЯ

Снег? ПЕРЕЛИВАЕТСЯ, ИСКРИТСЯ

ЗАРЯ? РОЗОВЫЕ, КРАСНЫЕ, ОРАНЖЕВЫЕ.

А сейчас закройте глаза, представьте свою работу в цвете.

Я СЛЫШУ? …ПОСЛУШАЙТЕ ТИШИНУ… Вспомните, все, о чем мы сейчас говорили. И постарайтесь выполнить свой рисунок с той любовью к природе, березке, которая побудила Сергея Есенина на создание этого стихотворения.

8​ Интересные факты из жизни поэта: С.А.Есенин имел очень необычную внешность. Многие его сравнивали с героем русской сказки «Снегурочка» - Лелем, пастушком. (слайд17)

Выполняя работу, вы услышите удивительную мелодию флейты, которая обязана своим рождением именно дудочке пастушка, кто знает, может быть, она, поможет вам, точнее передать не только чувства автора к березке , но и ваше отношение к ней.

9​ Творческая работа детей ( в цвете) Желаю успеха!

10​ Афиширование работ учащихся.

11​ Показ на (слайде 18) работы учителя. ( использование компьютера в изобразительном искусстве)

12​ Итог: Наш урок подошел к концу. (Слайд 19)

Удалось ли нам увидеть березу?

Услышать звуки тишины?

Почувствовать любовь автора к природе?

На память о нашей встрече, о знакомстве со стихотворением «Береза» С.А.Есенина ученица нашего класса подготовила чтение этого стихотворения наизусть, возможно и у вас возникнет желание выучить его и рассказать на следующем уроке, а еще вам останется буклет-тест , где вы сможете самостоятельно ответить на вопросы по произведению. (на выбор Д/з)

Спасибо за работу! (Слайд 20)

В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
урок литературного чтения. Знакомство с произведением С.Есенина

Автор: Лецко Оксана Анатольевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства