Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Планета знаний») «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Планета знаний») «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»
Тема урока: «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»
Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции и театрализации.
Цель:
-Выяснить особенности разных видов искусств;
- Учиться обозначать разные виды искусств словом, видеть и чувствовать прекрасное;
-Эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.
Задачи:
Научить сопоставлять особенности изображения весны в различных художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.
Развивать умение пользоваться библиотекой, находить необходимые книги, пользоваться оглавлением; анализировать главную мысль произведения.
Воспитывать любовь к творческому наследию русских поэтов, писателей и композиторов; предоставить возможность обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово.
Оборудование: выставка книг великих русских писателей и поэтов; презентация с иллюстрациями картин И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода.», А.Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Март, Апрель, Май), рисунки обучающихся на тему «Весна», карточки для обучающихся.
Прогнозирование: обучающиеся должны не только прийти к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции; отчет о своем понимании произведений искусств: выразительное чтение стихов, мини-сочинение-рассуждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Планета знаний») «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Матвеево-Курганского района Ростовской области
Урок литературного чтения в 3 классе
(УМК «Планета знаний»)
«Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»
Учитель начальных классов
Кавалерист Нина Алексеевна
с. Алексеевка
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Планета знаний»
Тема урока: «Весна в произведениях русских поэтов, писателей и композиторов»
Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции и театрализации.
Цель:
-Выяснить особенности разных видов искусств;
- Учиться обозначать разные виды искусств словом, видеть и чувствовать прекрасное;
-Эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.
Задачи:
Научить сопоставлять особенности изображения весны в различных художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.
Развивать умение пользоваться библиотекой, находить необходимые книги, пользоваться оглавлением; анализировать главную мысль произведения.
Воспитывать любовь к творческому наследию русских поэтов, писателей и композиторов; предоставить возможность обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово.
Оборудование: выставка книг великих русских писателей и поэтов; презентация с иллюстрациями картин И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода.», А.Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И.Чайковского «Времена года» (Март, Апрель, Май), рисунки обучающихся на тему «Весна», карточки для обучающихся.
Прогнозирование: обучающиеся должны не только прийти к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции; отчет о своем понимании произведений искусств: выразительное чтение стихов, мини-сочинение-рассуждение.
Структура урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
2.Постановка проблемы.
3. Этап исследования – непосредственное слушание музыки, рассматривание картин природы, чтение литературных произведений.
4. Контрольно-оценочный этап - выразительное чтение, чтение наизусть, цитирование.
5. Рефлексия.
6. Итог урока.
7.Домашнее задание.
Сценарий урока.
Вводно-мотивационный этап.
Приветствие учащихся. Рассаживание по группам (учащиеся разделены по группам предварительно).
Учитель :
- Ребята, если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете, кто к нам придёт в гости и о чём мы будем говорить на уроке.
-Какое слово вы прочитали в выделенных клетках? (ВЕСНА)
- Ребята, прочтите слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. (См. слайд 2)
«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет»
(А. Толстой)
– Какие чувства вызывают эти строки?
– Какое настроение, что вам сейчас хочется?
Учитель уточняет тему и вместе с детьми определяют цель урока: Выяснить особенности разных видов искусств, учиться обозначать их словом, видеть и чувствовать прекрасное, сравнивать произведения.
Учитель:
- Сегодня у нас на уроке – гостья. Пусть она представится сама.
(Входит Весна (девочка в красивом платье с цветами в руках).
Весна:
- Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня ... (Весна). (См. слайд 3)
- Я хочу вам преподнести подарки. Пусть эти цветы принесут вам радость, хорошее настроение и успех на уроке. (каждой группе кладёт на стол цветок, связанный детьми, посещающими кружок креативного рукоделия)
3. Этап исследования – непосредственное слушание музыки, рассматривание картин природы, чтение литературных произведений.
Чтение литературных произведений.
Учитель: Мы приглашаем вас отправиться в страну, имя которой искусство. (См. слайд 4) Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и воспевают настоящую истинную красоту нашей красавицы весны. . В природе бывает три весны: весна света - март, весна воды - апрель, весна зеленой травы – май.
Весна:
- Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март)
- Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Месяц к нам пришел …(апрель)
- Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай!
Что за месяц это?..(май)
Учитель:
- Давайте послушаем ребят, которые читали произведения о ранней весне.
(В. Бианки «Синичкин календарь», Б. Пастернак «Март», Е. Баратынский «Весна, весна!..» и др.)
Три! – нагнулась и присела,(выполнить эти движения)
А четыре! – полетела.(имитировать полёт)
Рассматривание репродукций к картинам А.К. Саврасова, И.И. Левитана. (См. слайды 5,6,7 )
И.И. Левитан «Март».
И.И. Левитан «Весна. Большая вода».
А.К. Саврасов «Грачи прилетели».
– Что объединяет эти художественные произведения? А в чем различие?
(Художники отразили в своих произведениях весну во всем ее многообразии. Здесь и приближение весны, когда еще лежит снег, деревья стоят голые, но дыхание весны чувствуется во всем: в солнечном освещении, набухших почках, темнеющем и оседающем снеге; в гомоне грачей; в разливе рек. Увидели три картины ранней весны, разные ее моменты, почувствовали и разные оттенки радостного и грустного настроений.)
Слушание музыки.
Музыка, которая сейчас прозвучит, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно. Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно.В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». (См. Слайд 8)
- «Времена года. МАРТ».
– Что я чувствую, представляю, слушая эту мелодию? (Настроение меняется. Хочется радоваться, охватывает чувство свежести, поэтичности, любви, трепета, нетерпеливого ожидания, беспокойства и надежды.)
– Какой была музыка? (Одна часть мелодии лирическая, а вторая – с большими взлетами эмоций и широким дыханием позволяет наблюдать смену настроений, оттенков одного и того же чувства. Некоторые элементы напоминают трели весенней песни жаворонка.)
Физминутка для глаз (с использованием лазерного фонарика)
Сообщения детей.
А) Музыка первого месяца весны называется « Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.
Б) У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.
-«Времена года. Апрель».
В) Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
«Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?».
«Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.
Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.
Мини-итог
– Что же подействовало на мои чувства? (Звуки музыки подействовали на настроение, вызвали чувства восхищения, поэтичности, чувства ожидания, нежной грусти, радости обновления…)
4. Контрольно-оценочный этап
– Выразительное чтение стихов.
– Кому удалось передать настроение лирического героя при выразительном чтении стихотворения?
Оценивание работы учащихся.
5. Рефлексия.
– Что сегодня узнали нового?
– Что было трудным?(Сложнее всего обосновать свое мнение при вычитывании стихов, находить доказательства в тексте; особенно трудно сравнивать произведения…)
6. Итог урока.
– К какому выводу мы пришли, рассмотрев произведения разных видов искусства? (См. слайд 9 )
(Оказывается, что об одном и том же явлении можно рассказывать по-разному. Композитор передает свои чувства, настроение музыкой. Художник передает свежесть, великолепие, таинство природы, настроение, свои переживания цветом, игрой света и тени. А поэт пользуется языковым богатством русской речи. В своих произведениях авторы открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к своей Родине, природе России, к прекрасному времени года – весне, отразили весну во всем своем многообразии, показали разные ее моменты.)
7.Домашнее задание.
- Написать мини-сочинения-рассуждения о двух наиболее понравившихся стихотворениях, оформить работу на альбомном листе.
- Заполнить карточку
1. Знаю…
2. Узнал…
3 Хочу узнать…
Учитель:
-Молодцы ребята. Порадовали мы весну, порадует и она нас теплом, зеленью и цветами. Надеемся, что вы получили огромное удовольствие от увиденного. Желаем вам всем успеха во всем! До свидания, до новых встреч!" (См. Слайды 10,11)