Тема: Сравнение поэтического и живописного образа.
Цели: - создать положительную мативацию на уроке;
- продолжить формирование умения находить природу юмора в поэтическом
произведении и анализировать произведение живописи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать навыки поискового чтения;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- способствовать развитию умения монологической и диалогической речи;
- воспитывать умение доказывать свою точку зрения, выражать согласие и несогласие.
Оборудование: - презентация к уроку;
- портреты С.Я. Маршака , Ю.М. Чичкова и И.Репина;
- аудиозапись песни Ю Чичкова «Из чего же, из чего же, из чего же…»
- репродукция картины И.Репина «Стрекоза»;
- учебник литературного чтения 2 кл авт . В.Ю. Свиридова;
- листочки с темой домашнего мини-сочинения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Звонок зовёт нас снова в класс,
Урок пора начать.
Стихотворения наизусть
Мы будем все читать.
II.Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы рассматривали поэтические образы плакс, созданные разными
авторами. Каждый автор создавал образ плаксы разными литературными приёмами.
Послушаем произведение построенное на неожиданном повороте событий.
(Чтение наизусть стихотворения Саши Чёрного «Плакса»)
оценивание ответов уч-ся.
- Напомните мне, какой литературный приём использует в своём произведении?
- Эти произведения показали сходства образов детей.
III. Сообщение цели урока.
- Сегодня мы посмотрим, насколько разные в литературе образы мальчиков и образы девочек.
Начнём расследование.
IV.Работа по теме урока.
1. Биографические сведения об авторе.
- Откройте учебник на стр.106. Прочитайте вступление к стихотворению.
-Прежде чем задать вопрос, хотелось бы уточнить, как понимаете выражение «авторитетный
человек»? (Авторитетный –заслуживающий безусловного доверия человек)
Кого предлагают послушать в качестве авторитетного человека? (С.Маршака.)
- Что вы знаете о поэте?
- О мудрости какого народа здесь говорится?(Об английском фольклоре.)
-Какая связь между С.Маршаком и английским фольклором?
2.Самостоятельная работа.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
3.Проверка восприятия.
- Какое настроение вызывает? (Смешно) Почему?
- Если присмотреться внимательно, то увидим, что стихотворение разделено на две части.
Прочитайте первую часть.
Кому она посвящена? Почему именно такой ответ даётся на вопрос?
- Прочитайте вторую часть. А почему про девочек даётся такой ответ?
- Вы согласны с ответами автора? Объясните своё мнение.
- Что бы вы добавили к ответу Маршака?
- Может быть, вы любите что-то другое? Расскажите.
4. Выразительное чтение стихотворения.
а)- Какой у нас с вами получился замечательный диалог. Кстати, что такое диалог?
Давайте отблагодарим С.Маршака выразительным хоровым чтением его произведения по
ролям. Подумайте, как это сделать? Ваши предложения.
б) распределение ролей
в) хоровое чтение по ролям.
V.Физ пауза.
- Нашему хору не хватает музыки. Её сочинил замечательный детский композитор Юрий Михайлович Чичков. Свою песню он назвал «Из чего же, из чего же, из чего, же…» Споём?
(Пение сопровождается характерными движениями и фотографиями детей из школьной
жизни.)
VI.Продолжение работы по теме.
1.Работа по картине И.Репина «Стрекоза»
а)- Мы узнали из чего «сделаны» мальчики и девочки. Начнём подробное расследование с
девочек. В этом нам поможет русский художник Илья Ефимович Репин.
Учебник стр.107.
- Вот так необычно он изобразил свою дочь Веру.
- Что видите?
- Как и когда Репин пишет дочь?(Какое время года , дня.)
- Как думаете, почему художник даёт ещё одно название «Стрекоза»?
- Каких по характеру детей обычно называют «Стрекозой»?(Подвижных, непоседливых)
- Почему не «Бабочка», например?
- Чем отличаются образы девочки-стрекозы и девочки-бабочки?
Подсказка. Вспомните, какие это насекомые и как они летают?
- Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери «Стрекоза»?
в) – Если присмотреться внимательно, есть ли какие-то сходства одежды девочки и крыльев
стрекозы?
- Рассмотрите платье Верочки.
- Как думаете, что является главной причиной названия портрета сходство платья и внешнего
образа стрекозы или важнее характер девочки?
- Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по её позе и её «манерам»?
Может быт, это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему «нет»?
- Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?(Она прыгнет сама, т.к. она
уже готова прыгнуть.)
- Сколько ей по-вашему лет? На самом деле Верочке здесь 11 лет.
- Можем ли мы судить о характере Верочки по выражению её лица?
VII. Обобщение.
- Ну, что ж, пора подвести итог нашим расследованиям. Похожа ли Верочка на девочек из
стихотворения С. Маршака?
- Какой же вывод мы можем сделать о сравнивании детей? (Все дети разные.)
И это просто здорово!
VIII. Домашнее задание и рефлексия.
- У нас сегодня получился замечательный диалог. (Оценивание работы учащихся.)
По результатам нашего диалога вы дома составите устно мини-сочинение на тему
«Похожа ли Верочка на меня или на кого-нибудь из моих друзей?»
На следующем уроке мы послушаем их и это уже будут не диалог, а монологи.
IX.Резерв.
- Хотите узнать подробнее о репинской «Стрекозе»?
Свою младшую дочь Веру Илья Ефимович писал не единожды.
В 1874г, когда Верочке было 4 года,
в 1881г - 11 лет,
в 1892г - 22года.
Вера Ильинична Репина проявляла разносторонние художественные интересы:
занимались живописью,
театральным искусством,
очень красиво пела.
В жизни выбрала профессию артистки.