1. Организационный этап. Цель: положительный настрой, концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности учащихся. | 3 | Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Учитель сообщает, что сегодня, 3 марта, Всемирный день писателя. Краткая беседа о роли писателей в жизни общества. Коррекция временных понятий . - В каком тысячелетии мы живем? В каком тысячелетии мы живем? Какой сейчас год? Как принято на письме обозначать год? Век? - Каких писателей ХIХ – ХХ вв. вы знаете? Какие их произведения читали? Учитель предлагает учащимся выбрать портрет писателя, творчество которого изучали, затем назвать его. | Учащиеся проверяют свои рабочие места. Отвечают на вопросы Выбирают нужный портрет из 3-х предложенных и называют его фамилию, имя, отчество. |
2. Сообщение темы, целей и задач урока. Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности | 2 | Слово учителя. Имена многих поэтов и писателей связаны с Крымом. Это А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.А.Волошин, И.А.Бунин и А.С.Грин. Александр Степанович Грин с 1924 года, последние 8 лет жизни, проживал в г.Феодосии. Жизнь писателя была тяжела, иногда беспросветна… Но до конца своих дней Грин оставался мечтателем с добрыми глазами и детской улыбкой. Несколько уроков мы с вами посвятили чтению прекрасной книги «Алые паруса». Сегодня мы завершаем работу с этой повестью-феерией. В ходе урока вы должны вспомнить все, что знаете об этой романтичной истории, её героях. Мы составим краткие характеристики Ассоль и Грэя , поговорим о море, о средствах его изображения в изобразительном искусстве и помечтаем о будущем. | Учащиеся слушают рассказ учителя. |
3. Проверка домашнего задания. Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания. | 7 | 1. Вы подготовили выразительное чтение отрывков последней главы и ответы на вопросы учебника. - Что делал Грэй перед встречей с Ассоль? Словарная работа: штурвал - Что делала Ассоль в это время? - Что она чувствовала? Как себя вела? Словарная работа: потрясение - Как они встретились? 2. Просмотр отрывка из художественного фильма «Алые паруса» | Учащиеся из текста выбирают и читают вслух отрывки, отвечают на вопросы, подбирают синонимы к словам штурвал и потрясение. Ученики с низкими познавательными возможностями выполняют индивидуальное задание на карточках. Смотрят отрывок фильма, кратко обсуждают его. |
4. Обобщение изученного материала. Цель: помочь осмыслить и обобщить знания учащихся об идее произведения, его жанровых особенностях, разнообразии художественных приемов. Физминутка. Цель: снять статическое напряжение, переключить внимание. | 7 3 3 7 | 1. Эвристическая беседа - Чему учит повесть А.Грина? (мужеству, терпению, радости жизни, учит мечтать о прекрасном и верить в исполнение желаний, мечты) - Как сам автор определил жанр «Алых парусов»? повесть-феерия (от «фея» - волшебница) – волшебное, сказочное зрелище. - Какова же идея произведения? Научись мечтать и верь в исполнение своей мечты, научись исполнять мечты окружающих - Какие краски использовали вы, делая иллюстрации к повести? - Какими цветами наполнено произведение А. Грина? Учитель организует приток свежего воздуха и выполнение упражнений для конечностей, туловища, глаз под музыкальное сопровождение. 2. Обобщающая работа по главным героям. - Что мы знаем об Ассоль? Кто она? Чем она занималась? Какая она? О чем мечтала Ассоль? - Где прошло детство Грэя? Как он оказался на корабле? Кем работал? Чего достиг в жизни? Каким стал? Словарная работа: стремиться, романтик 3. Работа над составлением сенканов. - Предлагаю всем вспомнить, что такое сенкан? как составляются сенканы? СЕНКАН — это пятистрочный нерифмованный стих, где 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание (два прилагательных); 3 строка - действие (три глагола); 4 строка – фраза, отношение к герою или событию (четыре слова); 5 строка – слово-синоним к теме в первой строке. Повторение знаний о частях речи. Работа в группах над составлением сенканов о Грэе и Ассоль. - Как звучат сенканы? Ассоль Девушка. Нежная, очаровательная. Мечтала, верила, ждала. Обрадовалась появлению своего принца. Хрупкий цветочек. Грэй Капитан. Мужественный, сильный. Стремился, добился, влюбился. Превращает мечты в реальную жизнь. Романтик. | Учащиеся коллективно составляют ответы на проблемные вопросы. Учащиеся выполняют упражнения Учащиеся выбирают правильный ответ и объясняют свой выбор. Класс делится на две подгруппы, равные по познавательным возможностям, одна составляет сенкан об Ассоль, вторая – о Грэе. По одному ученику из группы записывают сенканы на доске, другие – читают их. |
5. Систематизация знаний. Цель: систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. Грина. | 7 | Разгадывание кроссворда. 1). Крымский город, где жил А.Грин (Феодосия) 2).Имя писателя. (Александр) 3).Настоящая фамилия писателя (Гриневский) 4). Название корабля Грэя («Секрет») 5). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна) 6). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец) 7). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис) 8). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия). Ключевым словом по вертикали, подсказкой будет служить слово «ФАНТАЗИЯ». Подберите к нему близкое по значению слово, синоним (МЕЧТА) 2. Мини-сочинение «Заветное желание» - А у вас есть мечта? Напишите о своих мечтах мини-сочинение, поместите на Дерево Желаний. Мечты обязательно сбудутся! Схема мини-сочинения: - Я давно мечтаю о … - Для исполнения своей мечты я … - Верю, что моя мечта … | Учащиеся читают вопросы, припоминают верные ответы, записывают в клеточки кроссворда. Учащиеся подбирают синоним Учащиеся пишут мини-сочинение и прикрепляют на приготовленное заранее Дерево Желаний. Для детей с низкими познавательными возможностями – готовые формы на печатной основе, в которых нужно вписать по одному слову, отвечая на каждый пункт схемы. |
6. Итог. Рефлексия. Цель: подвести итог урока, оценить результат деятельности обучающихся на уроке. | 3 | 5. Итог. - Что вас привлекает в повести «Алые паруса»? - Что особенно запомнилось? - Какие черты характера привлекли в главных героях? - Что понравилось на уроке? - Чем запомнится вам этот урок? - Оценивание ответов обучающихся. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминая и анализируя моменты урока, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; выделяют особенно запомнившиеся черты характера Грэя и Ассоль, которые их привлекают. |