kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. "К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди

Класс: 3

Тип урока: окрытие новых знаний

Цель урока: формирование умений работать с текстом произведения К.Г.Паустовского "Какие бываю дожди", видеть выразительные средства, составлять план текста, воспитание уважения к мнению товарищей

Учебные задачи:

  • ввести в круг чтения учащихся произведения К.Г.Паустовского

  • совершенствовать знания о художественном и научно-познавательном рассказах

  • формировать умения работать с текстом произведения (выделение фактов и их описание)

  • понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства) произведения

  • выразить свою точку зрения, вести беседу (коммуникативные УУД)

  • формировать регулятивные УУД: выбирать оптимальный алгоритм решения задачи

  • формировать разнообразные формы рефлексии

  • совершенствовать мыслительные операции

  • развивать эмоциональные сферы

    Учебные умения:

  • различать литературные жанры

  • называть произведения К.Г. Паустовского, вошедшие в круг чтения

  • самостоятельно работать с текстом, используя разные формы чтения

  • овладевать основными видами речевой деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, МасВоок, учебник по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 век", рабочая тетрадь, текст с биографией автора, листы со схемой для составления плана, лист для составления синквейна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Паустовский Какие бывают дожди 3 класс»

Урок литературного чтения в 3-м классе по произведению К.Паустовского "Какие бывают дожди"

Цель урока: Формирование умений работать с текстом произведения К.Г.Паустовского, видеть выразительные средства, составлять план текста, работать в паре, группе, коллективно.

Учебные задачи:

  • ввести в круг чтения учащихся произведения К.Г.Паустовского

  • совершенствовать знания о художественном и научно-познавательном рассказах

  • формировать умения работать с текстом произведения (выделение фактов и их описание)

  • понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства) произведения

  • выразить свою точку зрения, вести беседу (коммуникативные УУД)

  • формировать регулятивные УУД: выбирать оптимальный алгоритм решения задачи

  • формировать разнообразные формы рефлексии

  • совершенствовать мыслительные операции

  • развивать эмоциональные сферы

Учебные умения:

  • различать литературные жанры

  • называть произведения К.Г. Паустовского, вошедшие в круг чтения

  • самостоятельно работать с текстом, используя разные формы чтения

  • овладевать основными видами речевой деятельности


Ход урока

  1. Выявление читательского опыта

слайд 1 - Прочитайте фразу.


“Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа...”


- Как вы думаете, кому принадлежат эти строки?


- Откройте масвоок, выполните задание «биография».


- Почему вы так решили?

- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (продолжить знакомство с творчеством Паустовского, (фамилию на доску) может быть ещё что-то скажут, записать высказывания на доске))

- Да, слова принадлежат Паустовскому.


слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский– известный русский писатель ХХ века.

- Почему он писал не только для взрослых, но и для детей?

- Прочитайте информацию, выполните задание. (работа в паре)

(Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Рассказы Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым языком.)

выслушать ответы

- Какие чувства вызывала природа у Паустовского? (ответы детей, знают: любовался, восхищался природой)

- А у вас?


- Откройте следующее задание в масвоок «текст».

- Из каких произведений отрывки? Прочитайте? Выполните задание. (работа в паре)


  • Чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах...” (“Кот - ворюга”)

  • Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков...” (“Заячьи лапы”)

  • Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. («Стальное колечко»)

Проверка.

- У кого 100% при выполнении задания? Молодцы.

- Прочитайте отрывки. (Чтение отрывка, Озвучивание заголовка.)

- Закройте крышку компьютера.


- Писатель искренен и точен в своих описаниях природы.

- А какие это произведения по жанру? (рассказы)

-Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о рассказе Паустовского, о природе)

  1. Обогащение читательской деятельности

  1. Работа с репродукцией картины Шишкина.


слайд 3 (звук дождя)

- Посмотрите на репродукцию картины.

- Предположите, как она называется?

- Какие звуки вы слышите? (шум дождя)

- Да, эта картина, «Дождь в дубовом лесу», её нарисовал известный русский художник Иван Иванович Шишкин.

- А что такое дождь? (поиск информации в интернете, словаре, в голове)

слайд 4

(Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй)

- Вы знаете какими могут быть дожди?  (Дети говорят то, что они знают о дожде).

- А разве может быть так много разных дождей?

- Какие высказывания о дожде вы знаете?

В народе говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь, «льет как из ведра», «льет стеной».

- Почему о дожде говорят по-разному? Вам это интересно?

- Что предстоит узнать на уроке? (Будем знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения.) (жанр, тема, какие бывают дожди – на доску)


Вывод:

- Нам предстоит познакомиться с произведением К.Г. Паустовского, определить жанр и тему произведения.

- Откройте учебник стр. 92.


  1. Чтение текста произведения

- Прочитайте заголовок.

- Предположите, л чем пойдет речь в произведении?

- Паустовский умел слушать и понимать природу, давайте и мы вслушаемся в звуки, представим красоту описанной природы.

- Следите, вслушивайтесь в звуки природы.

  1. Беседа по первичному восприятию произведения

- Понравилось произведение?

- Чем?

- Услышали звуки дождя? Запахи? (Дети делятся впечатлением от рассказа).

- Что помогает нам представить красоту природы? (средства художественной выразительности – эпитеты, сравнение, олицетворение

Вспомнить определения понятий.

- Давайте найдем в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. (названия на доску)


эпитеты: маленькая чаша

сравнение: туманная прядь, похожа на жемчуг, дождь с царевной и ее слезами

олицетворение: солнце садится, дым припадает дыхание влаги, капля выбивает, дождь шепчет, возится, трогает,


Вывод:

- Для чего автор использует средства художественной выразительности? (Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок)

- Каков жанр произведения, тема произведения? (Рассказ о природе)


  1. Заполнение модели обложки

- Откройте тетрадь стр.60

- Прочитайте задание №1, Что вам необходимо сделать?

- Заполните модель обложки книжки самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу? (взаимопроверка)

слайд 5

- У кого задание выполнено так же. Молодцы.

- Объясните обозначения.


- Похож ли этот рассказ на произведения изученные ранее? (Нет)

- А почему? («Кот-ворюга» - юмористический рассказ, а этот другой, «Стальное колечко» - художественный, «заячьи лапы», «теплый хлеб»)

- Какие бывают рассказы (Дети отвечают)

- А этот рассказ какой?( Объясняют)

- Да, это научно-познавательный рассказ и он отличается от художественного.

- А чем? (Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств.)

- Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский? (Он даёт нам сведения о дожде.)

Вывод:

Да, научно-познавательные рассказы передают факты и их описание.


слайд 7 (пустой)


  1. Выборочное чтение, составление плана (работа в группах)

- Возьмите листочки с заданием. (схема пустая)

- Как вы думаете, что вам предстоит сейчас сделать? (Разделить тест на части, заполнить схему)

- Как бы вы разделили текст? Подумайте самостоятельно. (работа в группах) самостоятельное обсуждение 1-2 мин.

- Сейчас мы и будем составлять план заполнять схему, искать факты, их описание, перечитывая текст.

- О чем автор сообщает в начале рассказа? (о приближении дождя)

- Прочитайте.

- Какие приметы выделил автор? (первый абзац)

- Как понимаете слово голосят? (свое понимание, объяснение в словаре)

- Как автор передает состояние природы перед дождём?

- Как озаглавим часть? (Перед дождем)

- Запишите заголовок части в схему.

- Как описывает начало дождя? (второй абзац)

- Что значит крапает?

- Как озаглавим эту часть? (Начало дождя)

- Запишите заголовок части в схему.

- Что происходит дальше? Автор рассказывает о дождях (Виды дождя)

- Запишите заголовок части в схему.

- Какие дожди автор описал?

- Запишите заголовки в схему. (спорый, грибной, слепой)


  1. Поиск информации и заполнение схемы по «видам дождя» (самостоятельная работа в группах)

- Сейчас вам работая в группах нужно будет :

- Найдити, как автор в тексте описывает дожди записать в таблицу (… группа), что объясняется о видах дождя в интернете (…….. группа), заполните таблицу.

- Проверим. (Чтение записей)

- Где информация о дожде более полная, красивая в тексте или в интернете?

- Почему?

Вывод: информация более полная в тексте, т.к. автор передает факты и их описание используя художественные средства выразительности. Поработав с описанием дождя, теперь вы узнаете любой дождь.


  1. Обобщение читательской деятельности

- Что автору удалось нам рассказать?

- Как вы думаете, все ли виды дождя описал автор?

- Как говорил об этом сам автор, прочитайте.

- Нужно ли было Паустовскому написать о всех видах дождя?

- Какова цель создания этого и любого другого произведения? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

- Чем удивил вас автор? Над чем задумались?

- А вы любите дождь?

- Почему?

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые люди становятся поэтами, писателями...

- Я знаю, что среди вас есть такие способные и талантливые дети, кто уже в себе ощущает такие задатки.

Составление синквейна

– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн. Вы знаете, что такое синквейн?

(Пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии)

Возьмите листочки, заполните.

Фамилия, имя____________________________________________________

1 существительное «тема»________________________________________

2 прилагательных_________________________________________________

3 глагола________________________________________________________

Фраза (личное отношение к теме)__________________________________

Вывод__________________________________________________________

1 строка – название темы (Дождь)

2 строка – два прилагательных (Спорый, проливной)

3 строка — три глагола (Льет, припустил, расходится)

4 строка – Личное отношение к теме Мне нравится …

5 строка – вывод (Как разнообразны дожди!)

- Давайте прочитаем. (Чтение детьми вариантов синквейнов. )

  1. Рефлексия. Итог.

- Урок подходит к концу.

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что трудно?

- Кто доволен своей работой?

- Договорите предложение слайд 6

На уроке я повторил…

Я учился…

На уроке мне было…

Я понял, что…

Я радовался ..

Кому было трудно..

  1. Оценки

  2. Домашнее задание

для желающих – придумать текст “Мой любимый дождь”; для всех - прочитать и рассказать понравившийся отрывок о каком-либо из видов дождя, описанном К.Г.Паустовским

т. стр. 60-62 № 2,5

слайд 7 (музыка)

- Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили капельки, которые падали с неба, с веток после дождя?

Дополните рисунок в Перволого своими капельками. (рисуют под музыку песни).

10


Просмотр содержимого презентации
«презентация для урока »

“ Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа...”

Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа...”

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

И.И.Шишкин Дождь в дубовом лесу (1832-1898)

И.И.Шишкин

Дождь в дубовом лесу (1832-1898)

Дождь  Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.        Толковый словарь Ожегова

Дождь Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Толковый словарь Ожегова

Название произведения.  Жанр, тема. К.Г. Паустовский Какие бывают дожди

Название произведения.

Жанр, тема.

К.Г. Паустовский

Какие бывают дожди

Продолжите фразу: На уроке я повторил… Я учился… На уроке мне было… Я понял, что… Я радовался …

Продолжите фразу:

  • На уроке я повторил…
  • Я учился…
  • На уроке мне было…
  • Я понял, что…
  • Я радовался …

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения. "К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди."

Автор: Ваниосова Наталья Викторовна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства