kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-конкурс по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района, Курской области

 

 

 

 

 

 

 

УРОК-КОНКУРС

                    по рассказу И.С. Тургенева

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Разработала учитель

                                                                                  русского языка и литературы

                                                                                  Сысоева Елена Геннадьевна

 

                                   2014-2015 учебный год

 

 

 И.С. Тургенев «Муму»

 

  • Любовь Герасима ко всему живому.
  • Его привязанность к Муму.
  • Пейзаж в рассказе.
  • Язык произведения.
  • Портрет в рассказе.
  • Сравнение как прием изображения.

 

Проследи за тем

Каким был Герасим в начале?

Чем стремился наполнить свою жизнь?

Как работал?

Как тосковал по дому и по деревне?

Какие чувства испытывал к Татьяне?

 

Как вы оцените Герасима, его поступки и обстоятельства жизни?

 

 

ПЕЙЗАЖ

 

ПОРТРЕТ

 

СРАВНЕНИЕ

 

 

  • Что больше всего взволновало вас при чтении истории немого дворника Герасима?
  • Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»?
  • Как отзывались ее причуды на судьбах окружающих людей? (Покажите это на примерах из текста.)
  • Как вы думаете, чем полюбилась Герасиму Татьяна?
  • Проследите по тексту, как пережил Герасим неожиданное решение барыни и разлуку с Татьяной?
  • Расскажите, как Герасим нашел Муму и как он о ней заботился.
  • Почему немой богатырь так привязался к собачке?
  • Что заставило Герасима подчиниться приказу барыни?
  • Почему после гибели Муму Герасим не смог оставаться в городе?

 

Узнай героя

  • «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

/Герасим/

  • «… с человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…»

 /дворецкий Гаврила/

  • «… женщина лет двадцать осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке.»

/Татьяна/

 

О ком это сказано

1. «… был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»

/о Герасиме/

2. «… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…»

/о барыне/

3. «… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…»

/о капитане Климове/

4. «… с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»

/о Татьяне/

5. «… закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой.»

/о Капитоне/

6. «… прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны.»

/о Капитоне/

7. «… окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги…»

/о Капитоне/

8. «… а еще в Питере был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.»

/о Капитоне/

 

9. «… ах ты, забубенный человек!»

/о Капитоне/

10. «… ведь у него рука… просто Минина и Пожарского рука…бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности.»

/о Герасиме/

11. «… эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право…»

/о Капитоне/

12. «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях.»

/о Капитоне/

13. «Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.»

/о лошади Герасима/

14. «Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть.»

/о Капитоне/

 

 

 

Короткий вопрос – короткий ответ

  1. Какая птица водилась на дворе у барыни?

/гуси/

  1. От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?

/от 100 пудов/

  1. Что такое антресоль?

/верхний этаж с низкими потолками/

  1. Кто такой тягловый мужик?

/крепостной крестьянин/

  1. Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

  1. Что такое «околоток»?

 /окрестность, окружающая местность/

  1. Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?

 /калач/

  1. Где хранил Герасим ключ от замка каморки?

/носил с собой на пояске/

  1. Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?

 /во флигеле; коваными сундуками/

  1.  В какой должности состояла Татьяна?

/в должности прачки/

  1. Кто такой шорник?

/мастер по изготовлению седла, уздечки…/

  1. Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке?

 /предвещанием несчастливой жизни/

  1. Какая должность была у Капитона?

/башмачник/

  1. Как звали жену дворецкого Гаврилы?

/Устиния Федоровна/

  1. На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?

/на случай бессонницы/

  1. Прозвище старого буфетчика?

 /дядя Хвост/

  1. Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?

/в чуланчик с водоочистительной машиной/

  1. С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?

/с гусями под мышкой/

  1. Какого цвета был найденный Герасимом щенок?

/белый с черными пятнами/

 

 

Кому принадлежат эти слова?

1. «Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, – все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.»

/Капитону/

2. «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился.»

/Капитону/
 Продолжи эту фразу…

1. «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и…»

/«…определили его дворником.»/

2. «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и…»

/«…могучий, как дерево растет на плодородной земле.»/

3. «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… как вдруг…»

/«…кто-то сильно схватил ее за локоть.»/

4. «…она обернулась и так и вскрикнула…»

/«…за ней стоял Герасим.»/

5. «Татьяна от страха еще больше зашаталась и…»

/«…закрыла глаза.»/

6. «Герасим постояла, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и…»

/«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку.»/

7. «Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и…»

/«…сверху ее прихлопнула.»/

8. «Он нагнулся и увидел…»

/«…небольшого щенка.»/

9. «…никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и…»

/«…дрожал всем своим худеньким телом.»/

10. «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и…»

/«…пустился большими шагами домой.»/

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конкурс по рассказу И.С.Тургенева "Муму". »

Автор разработки: Сысоева Е.Г..

МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района, Курской области







УРОК-КОНКУРС

по рассказу И.С. Тургенева








Разработала учитель

русского языка и литературы

Сысоева Елена Геннадьевна


2014-2015 учебный год



И.С. Тургенев «Муму»


  • Любовь Герасима ко всему живому.

  • Его привязанность к Муму.

  • Пейзаж в рассказе.

  • Язык произведения.

  • Портрет в рассказе.

  • Сравнение как прием изображения.


Проследи за тем

Каким был Герасим в начале?

Чем стремился наполнить свою жизнь?

Как работал?

Как тосковал по дому и по деревне?

Какие чувства испытывал к Татьяне?


Как вы оцените Герасима, его поступки и обстоятельства жизни?



ПЕЙЗАЖ

ПОРТРЕТ

СРАВНЕНИЕ


  • Что больше всего взволновало вас при чтении истории немого дворника Герасима?

  • Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»?

  • Как отзывались ее причуды на судьбах окружающих людей? (Покажите это на примерах из текста.)

  • Как вы думаете, чем полюбилась Герасиму Татьяна?

  • Проследите по тексту, как пережил Герасим неожиданное решение барыни и разлуку с Татьяной?

  • Расскажите, как Герасим нашел Муму и как он о ней заботился.

  • Почему немой богатырь так привязался к собачке?

  • Что заставило Герасима подчиниться приказу барыни?

  • Почему после гибели Муму Герасим не смог оставаться в городе?


Узнай героя

  • «… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

/Герасим/

  • «… с человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…»

/дворецкий Гаврила/

  • «… женщина лет двадцать осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке.»

/Татьяна/

О ком это сказано

1. «… был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»

/о Герасиме/

2. «… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…»

/о барыне/

3. «… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…»

/о капитане Климове/

4. «… с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»

/о Татьяне/

5. «… закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой.»

/о Капитоне/

6. «… прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны.»

/о Капитоне/

7. «… окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги…»

/о Капитоне/

8. «… а еще в Питере был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.»

/о Капитоне/


9. «… ах ты, забубенный человек!»

/о Капитоне/

10. «… ведь у него рука… просто Минина и Пожарского рука…бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности.»

/о Герасиме/

11. «… эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право…»

/о Капитоне/

12. «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях.»

/о Капитоне/

13. «Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.»

/о лошади Герасима/

14. «Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть.»

/о Капитоне/



Короткий вопрос – короткий ответ

    1. Какая птица водилась на дворе у барыни?

/гуси/

    1. От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?

/от 100 пудов/

    1. Что такое антресоль?

/верхний этаж с низкими потолками/

    1. Кто такой тягловый мужик?

/крепостной крестьянин/

    1. Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

    1. Что такое «околоток»?

/окрестность, окружающая местность/

    1. Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?

/калач/

    1. Где хранил Герасим ключ от замка каморки?

/носил с собой на пояске/

    1. Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?

/во флигеле; коваными сундуками/

    1. В какой должности состояла Татьяна?

/в должности прачки/

    1. Кто такой шорник?

/мастер по изготовлению седла, уздечки…/

    1. Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке?

/предвещанием несчастливой жизни/

    1. Какая должность была у Капитона?

/башмачник/

    1. Как звали жену дворецкого Гаврилы?

/Устиния Федоровна/

    1. На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?

/на случай бессонницы/

    1. Прозвище старого буфетчика?

/дядя Хвост/

    1. Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?

/в чуланчик с водоочистительной машиной/

    1. С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?

/с гусями под мышкой/

    1. Какого цвета был найденный Герасимом щенок?

/белый с черными пятнами/



Кому принадлежат эти слова?

1. «Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, – все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.»

/Капитону/

2. «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился.»

/Капитону/

Продолжи эту фразу…

1. «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и…»

/«…определили его дворником.»/

2. «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и…»

/«…могучий, как дерево растет на плодородной земле.»/

3. «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… как вдруг…»

/«…кто-то сильно схватил ее за локоть.»/

4. «…она обернулась и так и вскрикнула…»

/«…за ней стоял Герасим.»/

5. «Татьяна от страха еще больше зашаталась и…»

/«…закрыла глаза.»/

6. «Герасим постояла, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и…»

/«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку.»/

7. «Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и…»

/«…сверху ее прихлопнула.»/

8. «Он нагнулся и увидел…»

/«…небольшого щенка.»/

9. «…никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и…»

/«…дрожал всем своим худеньким телом.»/

10. «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и…»

/«…пустился большими шагами домой.»/





7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-конкурс по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

Автор: Сысоева Елена Геннадьевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства