Урок-конференция "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя"
Урок-конференция "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя"
Урок-конференция с использованием ИКТ для учащихся девятых классов на тему "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя". Учащиеся выступают в роли исследователей жизни и творчества писателя. Класс делится на 5 групп: биографы, литературоведы, мемеуаристы, актёры, художники-оформители. В результате ученики воссоздают живой образ Н. В. Гоголя - человека и писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция "Жизнь и творчество Н. В. Гоголя"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Суража Брянской области
Урок – конференция с использованием ИКТ
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
(9 класс)
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Кузьменок Ольга Сергеевна
Сураж
2016
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
(9 класс)
(Урок – конференция с использованием ИКТ)
Цели:
Познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества Н. В. Гоголя.
Воссоздать в воображении учащихся живой образ Н. В. Гоголя – человека и писателя.
Развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом.
Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству Н. В. Гоголя.
Продолжить работу по развитию творческого потенциала учащихся.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг, рисунки учащихся, репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Предварительное домашнее задание.
Класс делится на 5 творческих групп: «биографы», «литераторы», «мемуаристы», «актёры», «художники-оформители». Каждая группа выполняет задание.
«Биографы» готовят сообщение по одной из тем:
- Детство Н. В. Гоголя;
- Учёба в Нежине;
- Жизнь в Петербурге;
- На чужбине;
- Последние годы жизни Н. В. Гоголя.
«Литераторы» анализируют основные произведения писателя:
- «Вечера на хуторе близ Диканьки»(1831-1832);
- «Миргород»(1835);
- «Ревизор»;
- «Петербургские повести» (обзор).
«Мемуаристы» изучают воспоминания современников о Н. В. Гоголе и готовят творческие пересказы интересных случаев.
«Актёры» учат наизусть отрывки из произведений: описание ночи из повести «Ночь перед Рождеством», «Речь о товариществе» из повести «Тарас Бульба», лирическое отступление о Руси из «Мёртвых душ»; готовят инсценировку «Оксана и кузнец Вакула» (по повести «Ночь перед Рождеством»), сцену «Разоблачение Хлестакова» (по комедии «Ревизор», действие 5, явление 8).
«Художники – оформители» рисуют иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, оформляют план конференции, создают презентацию.
Индивидуальное задание: подготовиться ученику в роли Н. В. Гоголя.
Литература для учеников
Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород; Повести; Драматические произведения; Петербургские повести; Мёртвые души (любые издания).
Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 9 т. – М., 1976. –т. 1. – с. 121
3. Золотусский И. Г. Гоголь. – М.: Молодая гвардия, 1984. – (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып.11(595)).
Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. – М.: Детская литература, 1985.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М.: Художественная литература, 1988.
Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. – М.-Л.: Детская литература, 1951.
Хрестоматия критических материалов: Русская литература XIX века /Сост. Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1998.
Ход урока
Оргмомент
Проблемный вопрос
В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения «царя русского смеха». Он говорил: «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени». О ком идёт речь? Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя? (Слайд 2)
III. Сообщение темы урока, формы его проведения и целей
Тема урока: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». Урок проводится в форме конференции.
- Оформление записей в тетради.
Задание: фиксировать основные даты и положения из выступлений докладчиков.
Индивидуальное задание: собрать материал для репортажа.
- Вспомните, что значит слово конференция?
(Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп.)
План конференции
1. Детство Н. В. Гоголя.
2. Учёба в Нежине.
3. Жизнь в Петербурге.
4. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832).
5. «Миргород» (1835).
6. На чужбине.
7. «Петербургские повести».
8. Последние годы жизни.
- Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
- Сформулируйте цели урока.
Н. В. Гоголь – один из величайших писателей русской литературы, влияние которого определяет её новейший характер и достигает настоящего времени.
Сегодня мы попытаемся воссоздать живой образ Н. В. Гоголя – человека и писателя, вспомним лучшие его произведения.
IV. Слово учителя
Слайд 3
«Он родился в низенькой хатке, крытой соломой, в комнате с глиняным полом. Первый свет, который он увидел, был свет серенького мартовского дня, свет месяца, который у древних славян считался началом года…Он родился весной и потом всю жизнь любил весну, весною весь его организм просыпался, напрягался; весною ему и писалось, и мечталось, и жилось»,- пишет И. Г. Золотусский в книге «Гоголь» из серии «Жизнь замечательных людей».
Слайд 4
Ученик (в роли Н. В. Гоголя): «Сильно люблю весну… Мне кажется, никто в мире не любит её так, как я. С нею приходит ко мне моя юность; с ней моё прошедшее более чем воспоминание: оно перед моими глазами и готово брызнуть слезой из моих глаз…»
Учитель: «Гоголь родился в пору предчувствия радости, ликования людей и природы…Он и сам стал надеждой отца и матери, которые, потеряв двоих детей, со страхом и неуверенностью ждали третьего. Много раз ездили они молиться к святой иконе Николая-чудотворца в соседнюю Диканьскую церковь, много раз просили угодника заступиться за них, даровать им здоровое дитя… Гоголи дали слово, что если родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем». Так и случилось. 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь.
Давайте предоставим слово группе «биографов», которые познакомят нас с удивительной судьбой великого русского писателя.
V. Выступления участников конференции
(приводятся примерные варианты выступлений)
1. Детство Н. В. Гоголя
Н. В. Гоголь происходит из старинного малороссийского рода, в смутные времена Малороссии некоторые из его предков были выходцами из польского шляхетства. Ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге, что его «предки, фамилией Гоголь, польской нации». Прадед, Иоанн (Ян) – отсюда Яновские – питомец киевской академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае и от него пошёл род Гоголей-Яновских. «Гоголь – кличка, прозвище, имя птицы, селезня, франта, Из кличек и прозвищ рождались козацкие фамилии». Сам Гоголь, по-видимому, не знал о происхождении второй фамилии и впоследствии отбросил её, говоря, что «её поляки выдумали». (Слайд 5)
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте, был в приказчиках у Дмитрия Прокофьевича Трощинского, известного вельможи того времени. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине. (Слайды 6,7) Вместе с родителями Николай бывал в окрестных местах – Диканьке, принадлежащей министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховке, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцах, имении Д. П. Трощинского. (Слайд 8) С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя.
(Слайд 9)
В 1818 году Николая вместе с братом Иваном отправляют учиться в Полтавское поветовое училище. Оно почти не оставило приятных воспоминаний у Гоголя. Курс наук, состоящий из тринадцати дисциплин, основывался, прежде всего, на чтении священного писания и на различных правилах – правилах слога, чистописания, правописания. Немытые окна, тёмные классы, холод в глазах учителей – вот что запомнил Гоголь об этом учении. К тому же случилось несчастье – умер брат. Позже Гоголь написал поэму «Две рыбки».
2. Учёба в Нежине (Слайд 10)
Осенью 1820 года Василий Афанасьевич забрал сына из Полтавы и отправил в Черниговскую губернию, в Нежин, где 20 сентября был открыт лицей князя А. А. Безбородко. Застенчивый и скрытный от природы, мальчик долгое время держался в стороне от гимназистов, которые высмеивали «мужицкие» привычки «грубоватого хуторянина». Н. В. Гоголь много и напряжённо занимался. В письме к родным он сообщал, что работает «целый день с утра до вечера, ни одна праздная минута не прерывает глубоких занятий». Гимназисты пополняли своё образование усиленным чтением. Они сообща выписывали многие журналы и книги, издавали рукописные журналы: «Северная заря». «Звезда», «Метеор литературы». Любимыми писателями Гоголя были А. С. Пушкин и поэты-декабристы. Он переписывал полюбившиеся произведения Пушкина.
Не менее страстно Гоголь увлёкся театром. Он был душой труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли.
К нежинскому периоду относятся первые литературные опыты начинающего писателя. Его ранние произведения, к сожалению, не сохранились. Можно предполагать, что это были яркие сатирические зарисовки быта и нравов Нежина. Одно из произведений называлось так: «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». За два года до окончания гимназии Гоголь стал вести своеобразный дневник – «Книгу всякой всячины». Это была объёмистая, почти в 500 страниц, тетрадь. В неё записывались всевозможные сведения в алфавитном порядке. Поразительна широта интересов Гоголя: заметки по истории архитектуры, подробные записи украинских народных обычаев и поверий, описание древнегреческих музыкальных инструментов, обширнейший «лексикон малороссийский».
На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, Гоголь «перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном, на юстиции», как писал он родным. Юноша наивно верил, что если честно относиться к государственной службе, не допускать нарушения законов, то можно облегчить жизнь народа. Уезжая в Петербург, Гоголь сказал одной из своих знакомых: «Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите или услышите что-нибудь хорошее».
3.Выступления «мемуаристов»
(материалы для сообщений и творческих пересказов)
(Слайд 11) «Прибытие Никоши в гимназию запомнилось соученикам его как явление комическое. Какой-то слуга или дядька привёл его, завёрнутого во множество фуфаек и курток, чуть ли не в тулуп, и повязанного поверх головы тёплым маменькиным платком. Дядька долго развёртывал его и распоясывал, все с любопытством смотрели на эти его усилия, пока из одёжек не выглянуло личико мальчика с длинным носом, пугливо озирающегося по сторонам. Он сразу насупился, нахохлился, и слёзы выдавились у него из глаз, когда собравшиеся вокруг гимназисты стали отпускать по его адресу шуточки». ( И. П. Золотусский. Гоголь.- М.: Молодая гвардия, 1984.- с. 53.)
«Наш знаменитый Гоголь, при замечательной оригинальности своей, был неподражаемый комик, мимик и превосходный чтец. Оригинальность, юмор, сатира и комизм были прирожденны, присущи Гоголю…
На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович – задушевные между собою приятели – особенно заботились об этом и устраивали спектакли. Играли пьесы и готовые, сочиняли и сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес. Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович – трагические…
…Гоголь взялся сыграть роль дяди-старика – страшного скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком… По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку, пока наконец не достиг желаемого…Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие». (Т. Г. Пащенко. Черты из жизни Гоголя. Рассказ современника и соученика Гоголя // Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников.- М.-Л.: Детская литература.- с.253-254.)
(Слайд 12) «Дадим слово Нестору Васильевичу Кукольнику: «Нам поставлено было в обязанность каждый раз, когда у нас будут спектакли, непременно и прежде всего сыграть французскую или немецкую пиэсу. Гоголь должен был также участвовать в одной из иностранных пиэс. Он выбрал немецкую. Я предложил ему роль в двадцать стихов, которая начиналась словами: «О майн Фатер!», затем шло изложение какого-то происшествия. Весь рассказ оканчивался словами: «нах Праг». Гоголь мучился, учил роль усердно, одолел, выучил, знал на трёх репетициях, во время самого представления вышел бодро, сказал: «О майн Фатер!», запнулся…покраснел…,но тут же собрался с силами, возвысил голос, с особенным пафосом произнёс» «нах Праг!» - махнул рукой и ушёл… И слушатели, большею частью не знавшие ни пиесы, ни немецкого языка, остались исполнением роли совершенно довольны… Зато в русских пиесах Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль» в роли г-жи Простаковой…» (И. Г. Золотусский. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 1984.- с. 65.)
4. Слово учителя
Одно событие этого периода отдалило Гоголя от детства и перенесло в холодное мужество. (Слайд 13) Весной 1825 года неожиданно умер отец Василий Афанасьевич. С этой поры начинается внутренняя перестройка в Гоголе. Нет уже мальчика, есть юноша, заглядывающий в своё будущее, есть человек, который уже готов к выбору.
Ученик (в роли Гоголя): «Зачем предаваться горестным мечтаниям? Зачем раскрывать грозную завесу будущности? Может быть, она готовит нам спокойствие и тихую радость, ясный вечер и мирную семейственную жизнь… Что касается до меня, то я совершу свой путь в этом мире и ежели не так, как предназначено всякому человеку, по крайней мере буду стараться сколько возможно быть таковым»,- пишет Гоголь матери.
Учитель: Понятие судьбы отныне будет
пребывать с Гоголем. Теперь вся его любовь, вся неистраченная благодарность и сочувствие обращаются к дому, к сёстрам своим, которым он остался за отца, к родным и близким. (Слайд 14)
1825 год был годом потрясений не только для Гоголя, но и для России. В Таганроге умер царь Александр 1. На Сенатской площади в Петербурге войска отказались присягать новому императору, и тот обстрелял их пушками. Недалеко от Нежина, в Васильевке, восстал Черниговский полк. Сменилось руководство в Нежинской гимназии, началось дело о вольнодумстве. Гоголь был замешан как прямой участник. Он чувствует себя как в «тюрьме» и ждёт, когда настанет миг освобождения. В этом состоянии он пишет романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен».
В декабре 1828 года Н. В. Гоголь едет в Петербург. Он мечтает о широкой общественной деятельности.
Ученик (в роли Н. В. Гоголя): «Ещё с самых врёмён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу»,- писал Н. В. Гоголь Петру Косяровскому в октябре 1827 года.
Беседа:
- Какие черты Н. В. Гоголя раскрылись во время обучения в гимназии?
- Что влияло на формирование взглядов и характера будущего писателя?
5. Выступление «биографа»
Жизнь в Петербурге(Слайд 15)
В Петербурге Гоголя ждало глубокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе очень скудными; блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он думал. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я ожидал», - сообщает Гоголь матери. Он мечтал о «светлой комнатке окнами на Неву», а вынужден жить в мрачном доме на Гороховой улице (ныне улица Дзержинского), где ютились мелкие чиновники и мастеровые. Гоголь меняет квартиры, продвигаясь к Неве. (Слайды 16, 17)
На собственные средства Н. В. Гоголь издаёт поэму «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом
«В. Алов». Критика отозвалась о поэме неблагосклонно, и Гоголь с верным слугой Якимом скупил по лавкам злосчастную поэму, нанял номер в гостинице и сжёг её. Он понял необходимость другого литературного пути. Возник замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголь обращается к матери с просьбой прислать ему сведения о малороссийских обычаях, преданиях, костюмах, о различных духах.
(Слайд 18) В 1830 году Гоголь устраивается в Департамент уделов писцом. Год службы – это год смирения самолюбия. Сидение в Департаменте выработало в Гоголе только одно – умение красиво писать. И только по ночам, когда все спали, за столом оказывался ещё никому не ведомый Рудый Панько.
Наконец в журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Повесть была встречена критикой хорошо. Начинающий писатель познакомился с
А. А. Дельвигом, поэтом, издателем «Литературной газеты», а затем с В. А. Жуковским и П. А. Плетнёвым. Они помогли Гоголю получить место преподавателя истории в Патриотическом институте. В мае того же года сбылась заветная мечта Гоголя: на вечере у Плетнёва он познакомился с А. С. Пушкиным. (Слайд 19) Перед ним открывалась перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы. Служение искусству становится для Гоголя высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.
Беседа:
- Какие события повлияли на решение Гоголя служить искусству?
- Как вы считаете, правильный ли выбор сделал Гоголь?
6. Учитель:
В сентябре 1831 года на страницах «Северной пчелы» сообщили о выходе в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (Слайд 20) А. С. Пушкин объявил публике о явлении «необыкновенном»:
«…Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность!»
Через год появилась вторая часть «Вечеров…».
Гоголь счастлив и весел. В 23 года он известен, у него впервые появляются деньги.
Викторина
(За правильные ответы учащиеся получают жетоны)
От чьего лица ведётся повествование в « Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (От лица пасечника Рудого Панько.)
Какие произведения входят в цикл?
«Сорочинская ярмарка»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или Утопленница»
«Пропавшая грамота»
«Ночь перед Рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
«Заколдованное место» (Слайд 21)
3. На сюжет какой повести написана картина
И. Крамского «Русалки»? («Майская ночь, или Утопленница») (Слайд 22)
4. Кто из русских композиторов написал оперу по повести «Сорочинская ярмарка»? (М. П. Мусоргский)
5. В каком произведении описываются события, происходящие накануне христианского праздника? («Ночь перед Рождеством»)
(Слайды 24, 25, 26, 27). 6. В какой повести нечистая сила не давала деду плясать? («Заколдованное место») (Слайд 28)
Выступление «актёра»: художественный пересказ «Пляска деда» от лица деда или зрителя.
8. Выступление «литератора»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832)
Необыкновенным в этой книге было то, что автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. Весёлые и страшные истории рассказаны пасечником Рудым Панько. Мудрый и лукавый хуторянин, прикидываясь простачком, посмеивается над высшим светом и над «светской» литературой.
Герои «Вечеров…» - весёлые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки и грубоватые, но добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно, красиво. В их мире добро торжествует над злом, любовь - над ненавистью, красивое – над безобразным.
Ранний Гоголь – романтик. Он опирается на народное творчество. Сюжеты его повестей сказочны: реальная действительность в них причудливо переплетается с фантастическим вымыслом, наряду с людьми действуют мистические силы.
В целом «Вечера…» - жизнерадостная, светлая книга. Но в ней звучат и грустные ноты. Откуда эта грусть? Гоголь-романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, - это только сказка, красивая мечта народа, воплощённая художником слова в яркие образы, что реальная жизнь не так прекрасна, как изображена она в его книге. В действительности талантливый народ угнетён, лишён самого дорогого – свободы. Вот почему в приподнятый тон «Вечеров…» врываются грустные ноты.
9.Слово учителя
Должность младшего учителя истории уже не устраивает Гоголя. (Слайд 29) Стараниями А. С. Пушкина и В. А. Жуковского Н. В. Гоголь попадает в Санкт-Петербургский университет, где ему предстоит читать курс лекций по истории средних веков.
Смешная получилась история. Человек без учёной репутации, без солидных трудов вдруг так поднялся. Он уже не младший учитель, а адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории. Но вдохновение держалось недолго.
Ученик (в роли Гоголя): «Неузнанный я взошёл на кафедру и неузнанный схожу с неё. Но в эти полтора года – годы моего бесславия, потому что общее мнение говорит, что я не за своё дело взялся – в эти полтора года я много вынес оттуда и
прибавил в сокровищницу души»,- писал Н. В. Гоголь М. П. Погодину в декабре 1835 года.
Учитель: Конец 1833 года напоминает в биографии Гоголя счастливый вдох после остановки дыхания. В 1835 году появляются сборники «Арабески» и «Миргород».
10.Викторина
Какие повести входят в сборник «Миргород»?
( 1) «Старосветские помещики»;
«Тарас Бульба»;
2) «Вий»;
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
(Слайд 30)
У каких двух героев Гоголя головы были похожи на редьку, но у одного - хвостом вниз, а у другого – хвостом вверх? (У Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
Какой фразой заканчивается «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»? («Скучно на этом свете, господа!»)
У кого в доме все двери пели разными голосами? (В доме Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, повесть «Старосветские помещики»)
Назовите фантастическую повесть сборника. («Вий»)
Какое произведение напоминает картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? ( «Тарас Бульба»)
Кто из героев Гоголя сказал: «Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тарас Бульба) (Слайд 31)
Учитель: Тарас Бульба – сильная личность, «человек с железным характером». Вспомним «Речь о товариществе».
11. Выступление «актёра»:
«Речь о товариществе»
12. Беседа
- Какое значение имеет дружба в жизни человека?
- Как вы понимаете слова Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества»?
- Можно ли оправдать поступок Андрия?
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас Бульба, убив Андрия?
- В чём же своеобразие сборника «Миргород»?
13. Выступление «литератора»
Сборник «Миргород»(1835) – новый этап в творчестве Н. В. Гоголя. Из мира фантастики писатель ведёт читателя и в героическое прошлое народа («Тарас Бульба»), и в мир современной ему жизни («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
В «Миргороде» Гоголь выступил как ученик и последователь А. С. Пушкина. Он показал, что характер героя формируется под влиянием среды и социальных условий. Он зло и беспощадно смеялся над нравственными пороками общества.
Впервые в русской литературе так ярко была высмеяна ограниченность и пошлость, низость и
тупость помещиков-обывателей. Смех Гоголя наполнен горечью. Это «смех сквозь слёзы». В. Г. Белинский, анализируя сборник, писал о правдивости
повестей Гоголя: «И такова жизнь наша: сначала смешно, потом грустно».
Учитель: В том же 1835 году за один месяц была написана комедия «Ревизор». (Слайд 32)
14. Выступление «актёров»
Инсценировка сцены «Разоблачение Хлестакова». (Слайд 33)
15. Викторина
Кто подсказал сюжет комедии? (А. С. Пушкин)
Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (В Александрийском театре в 1836 году)
Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию.)
Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» (Императору Николаю 1)
Кому из героев комедии принадлежат эти слова:
А) «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»?
(Хлестакову)
Б) «»Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»? (Городничему)
7. Чей это портрет:
А) «Уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен…говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»? (Городничий Сквозник-Дмухановский)
Б) «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»? (Анна Андреевна)
В) «Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове…»? (Хлестаков)
16. Выступление «мемуариста»
«Смеяться, смеяться давай теперь побольше. Да здравствует комедия!»- писал Н. В. Гоголь М. П. Погодину в декабре 1835 года. Гоголь был готов посмеяться над всем. Премьера комедии состоялась в апреле 1836 года в Александрийском театре. В зале сидела избранная публика. Партер был усыпан звёздами, ложи сверкали от драгоценных камней. Гоголь вжимался в своё кресло и чувствовал себя мухой, утопающей в дорогом соусе. Он вынес 4 часа мучений. Он ждал взрыва душевного отчаяния, покаяния, но ничего не случилось. Царь захлопал – и все захлопали. Царь засмеялся – и все засмеялись. Вот тогда-то Гоголь и бежал.
«Никто, никто, никто не понял!!!»- твердил он в отчаянии.
Учитель: Удар был настолько силён, что его можно сравнить только с эффектом немой сцены в комедии. Оставалась одна надежда – «Современник». Там и печатается Гоголь. (Слайд 34)
Гоголь не увидел и не понял того, что вся прогрессивная Россия была на его стороне. С выходом в свет «Ревизора» связано начало духовного кризиса Гоголя, трагическая развязка которого наступила в конце жизни. Потрясённый резкими отзывами, летом 1836 года писатель уехал за границу, где пробыл затем, изредка наведываясь в Россию, в течение многих лет.
18. Выступление «биографа»
Гоголь поселился в Италии, в Риме. (Слайды 35, 36, 37) Но все мысли его были обращены к горячо любимой родине. «В сердце моём Русь…»- признавался Гоголь М. П. Погодину. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, показывал Рим приезжим русским. Но в Риме он и усердно работал: он закончил «Шинель», но главным предметом были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году.
Кто хочет понять Гоголя той поры, должен вглядеться в портрет работы Ф. А. Моллера. (Слайды 38,39) Это портрет не столько лица и тела, сколько портрет души. Из тёмного вырастает, возвышаясь над
ним, светлое, прекрасно-одухотворённое, и вновь вспоминаешь Гоголя: «Смех светел». Это портрет идеального Гоголя и портрет идеала в Гоголе. Это пора равноденствия его жизни.
19. Выступление «литератора»
Петербургские повести (Слайды 40, 41)
Петербургские повести – третий цикл произведений Гоголя, объединённых общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. Эта тема не являлась в 30-е годы чем-то новым и неожиданным. Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет ещё поэтами XVIII и первой половины XIX века. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.
(Знакомство с этим циклом будет продолжено на следующем уроке.)
20. Учитель:
Осенью 1839 года Гоголь возвращается в Россию. (Слайды 42, 43) В Москве его с восторгом встретили Аксаковы. Гоголь читает друзьям законченные главы «Мёртвых душ» и обещает вернуться через год с законченным произведением. Гоголь знакомится с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым. И вновь уезжает за границу. «Русь! Чего же ты хочешь от меня?»- эти строки могли родиться только после поездки в Россию. Первый
том был закончен в 1841 году. Гоголь вернулся в Россию, чтобы напечатать книгу. С некоторыми исключениями её издали в Москве в 1842 году. (Слайд 44)
21. Выступление «актёра»: выразительное чтение наизусть отрывка из «Мёртвых душ».
Учитель: В июне Гоголь снова уехал за границу. Это последнее пребывание за рубежом было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя.
22. Выступление «биографа»
Последние годы жизни
На чужбине Гоголь почувствовал себя беззащитным, бесприютным странником, вынужденным искать пристанище то в Германии, то во Франции, то в Италии. Его нравственные страдания усугублялись болезнью. Тяготясь одиночеством, Гоголь обращался к религии как к единственному спасению от душевных мучений. Писатель заново оценивает своё творчество: ему кажется, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он теперь считал себя призванным. Раздираемый душевными противоречиями, Гоголь пишет второй том «Мёртвых душ», стремясь показать перерождение отрицательных героев первого тома, но чутьём великого художника понимает, что замысел его книги фальшив. В 1845 году он сжигает рукопись второго тома. (Слайд 45) Последующие редакции также не удовлетворяют тонкого, правдивого художника. Гоголь вторично уничтожает своё произведение незадолго до смерти.
Духовный кризис писателя отразился в его книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга произвела тяжёлое впечатление даже на близких друзей тоном пророчества и учительства, проповедью смирения.
Гоголь решил возвратиться в Россию. Больной, состарившийся, с глубокой грустью в глазах, он поселился в Москве. Последние годы Гоголь жил одиноко, редко встречался с друзьями. Физические и творческие силы покидали его. Им всё больше овладевали религиозные настроения. Он изнурял себя чтением церковных книг, постами и молитвами. 11 февраля Гоголь учинил самосуд: он сжёг свои бумаги, в том числе второй том «Мёртвых душ». «Надобно уж умирать, - сказал он после этого Хомякову, - а я уже готов, и я умру». Тут действовала сила внушения, сила духа, уже приговорившая его сознание к мысли, что конец неминуем. (Слайд 46)
Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Горестным воплем из Петербурга отозвался на эту смерть И. С. Тургенев: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, данное нам смертию, назвать великим». (Слайд 47)
VI. Заключительное слово учителя
Горевала Москва, горевал Петербург, горевала и вся Россия, внезапно обнаружившая, что осталась без Гоголя. Она как бы хлынула в эти дни в Москву, затопила её улицы, Никитский бульвар и на руках вынесла гроб из квартиры.
Проходившие мимо спрашивали:
- Кого хоронят?
И такие же, как они, уверенные, что не могут так хоронить простого коллежского асессора, отвечали им важно:
- Генерала хоронят.
Вот и удостоился он посмертно звания генерала, которое всегда высмеивал, к которому так недостижимо тянулись все его титулярные советники. Вот и произвели его в чин, который он всю жизнь презирал и над которым посмеивался.
Не могли поверить люди, что умер п и с а т е л ь.
«…толки в народе… - писал один из участников похорон,- все добивались, какого чина. Жандармы предполагали, что какой-нибудь важный графили князь…один только извозчик уверял, что умер главный писарь при университете, то есть не тот, который переписывает, а который знал, как писать…»
Что ж извозчик тот был прав. Знал умерший, как писать ко всем. И оттого все пришли поклониться ему в последний час. Мир сомкнулся над могилой Гоголя, сбылась его мечта: мгновение мира, воссоединения, единого вздоха пронеслось в ту минуту над Россией. (Слайд 48)
VII. Итоги
- Какие факты биографии Н. В. Гоголя произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Что нового вы узнали о Н. В. Гоголе-человеке? писателе?
- Каким видел или желал видеть мир писатель в разные годы жизни? (Мир виделся Гоголю следующим образом: сначала это мир-сказка, затем это уже обычный, мелочный мир, но классик верит в возможность перемен, и в конце – пустой чиновничий мир, который изменить практически нельзя.)
- Итоги викторины «Кто лучше всех знает произведения Н. В. Гоголя?»
- Познакомьтесь со словами В. Г. Белинского и Э. С. Афанасьева. Как вы понимаете высказывания? (Слайды 49, 50) Приведите примеры.
(Слайд 51)
Учитель: Н. В. Гоголь – выдающийся писатель XIX века, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Наверное, поэтому продолжают волновать нас, читателей, произведения этого удивительного человека.
VIII. Домашнее задание
Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н. В. Гоголя по конспекту. Прочитать повесть «Шинель», составить сюжетную линию или найти фантастические элементы сюжета.
Литература
1. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород; Повести; Драматические произведения; Петербургские повести; Мёртвые души (любые издания).
2. Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 9 т. – М., 1976. –т. – с. 121.
3. Золотусский И. Г. Гоголь. – М.: Молодая гвардия, 1984. – (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып.11(595)).
4. Литература в школе, № 10, 2006.
5. Литературные викторины / Сост. В. А. Ильина. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001.
6. Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. – М.: Детская литература, 1985.
7. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М.: Художественная литература, 1988.
8. Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. – М.-Л.: Детская литература, 1951.
9. Хрестоматия критических материалов: Русская литература 19 века / Сост. Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1998.