Урок-конференция по рассказу Б.Екимова "Родня"( 8 класс)
Урок-конференция по рассказу Б.Екимова "Родня"( 8 класс)
Основной целью урока-конференции по рассказу Бориса Екимова будет осмысление нравственных понятий: ДОЛГ, СОВЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ.Главное, о чем пойдет речь, - это об отношении к старикам, о том, что такое настоящий РОДНОЙ дом, родные люди. На первый план выходит не столько умение учащихся трактовать текст,сколько умение сопереживать, сочувствовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция по рассказу Б.Екимова "Родня"( 8 класс)»
ЧТО ТАКОЕ ДОЛГ И СОВЕСТЬ?
Урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Екимова «Родня» ( 8 класс)
Цель : осмысление нравственных понятий: нравственность, долг, совесть; совершенствование умения анализировать художественный текст; совершенствование навыков монологической речи.
Предварительная подготовка: прочитать рассказ; написать небольшое эссе по личным впечатлениям от прочитанного; поработать с разного вида словарями для уточнения толкования понятий ДОЛГ,СОВЕСТЬ – задание отдельной группе учащихся; подготовить презентацию «Борис Петрович Екимов»-отдельной группе учащихся.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы проводим конференцию по рассказу Б.Екимова «Родня». Приглашаю вас поделиться первыми впечатлениями от рассказа.
Проверка домашнего задания: чтение учащимися фрагментов эссе ,написанных к уроку.
Учитель: Во многих из ваших миниатюр прозвучали слова «ответственность», «долг», «совесть». Ответ на какой вопрос мы постараемся получить в ходе нашей конференции?
Формулировка темы урока и постановка задач учащимися.
Словарная работа: установить значение слов ДОЛГ, СОВЕСТЬ по словарям Ожегова, Даля, Энциклопедическом, Философском, Этимологическом - по группам.
Эти нравственные понятия относятся к категории так называемых «вечных» вопросов. К ним обращается во многих своих произведениях Борис Петрович Екимов.
Презентация «Борис Петрович Екимов». Работу представляет группа биографов.
Осмысление названия рассказа «Родня»
Назовите пословицы и поговорки о родне.
Подберите однокоренные слова к слову РОДНЯ ( родной, родство, родственник, родина, безродный, урод, уродство…)
Только ли об ответственности по отношению к РОДНЫМ людям говорят пословицы и поговорки о родне?(Нет, еще и об ответственности по отношению к Родине)
Как же сделать так, чтобы близкий и родной по крови человек не стал безродным?
Работа с текстом рассказа «Родня»
Что вы можете сказать о хозяевах дома, куда приехал Лунякин?(Добрые гостеприимные люди. «Хозяин пошел вниз,во двор, отпирать гараж. Хозяйка готовила скорый ужин»)
2.Они хорошие родители? (Они внимательны к дочери. Занимаются ее образованием,развитием. «А секция? А музыка? - всполошилась хозяйка…» Пекутся о ее физическом и духовном развитии)
3. А какой пример духовности и нравственности сами подают ребенку?
Читаем отрывок со слов «А где дедуня? - вспомнил вдруг гость….» до слов « Они сидели друг против друга, два нестарых еще мужика…плечистые, крепкие, но в ранней седине»
Комментируя этот эпизод, обратим внимание на слова « ТЕСНАЯ КУХНЯ»( почему «ТЕСНАЯ»?) , « ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ», «МОЛЧАТЬ БЫЛО ТЯГОСТНО»( почему?)
Анализ отрывка со слов «А чего дед?» до слов «…виделось такое и все».
Верит ли внук в то, что деду на самом деле хорошо в доме ветеранов?
На что жалуется хозяин дома Лунякину, говоря о деде? Обратим внимание на слова « А дед, если честно говорить, он кому, он мне лишь родня. А для дочки и для жены он кто?...словно чужой человек. И он это чуял. Ему тоже несладко, будто у чужих…» вот так и стал человек БЕЗРОДНЫМ…
О чем вспоминает Лунякин, стоя на балконе? ( О детстве, о бабушке с дедом, о родителях. Думает и о старике, сданном какчто-то ненужное, в дом престарелых.) Обратим внимание на слова « И о другом думалось,об этом доме,где он гостил сейчас. Тепарь с ним порвется нить… …. Порвалось.. Конечно, порвалось.. И это было горько.» Почему ПОРВАЛОСЬ?
Проанализируем сцену встречи Лунякина с дедом: описание палаты( яркие шторы,голубое покрывало); разговор деда и Лунякина; гостинцы( почему деду дороже простая репка, а не мандарины? почему он плачет, глядя на репку?)
Финал рассказа. Почему последнее предложение «Девочка шла рядом»?
Почему только один герой рассказа назван по фамилии, остальные – безымянные ?
Обобщение
Так что же такое ДОЛГ и СОВЕСТЬ? Как эти понятия соотносятся с поступками героев рассказа?
О чем заставляет задуматься автор?
Поразительный факт: в Китае, стране с миллиардным населением, нет ни одного дома престарелых…