Данный урок-конференция разработан для обучающихся 10-11 классов. Материал может быть использован в любом УМК, так как даётся в перечне произведений для дополнительного ознакомления в государственном стандарте по литературе.
Проект ориентирован на ориентацию образовательных стандартов и способствует реализации задач ФГОС в изучении литературы, включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Веб-квест направлен на создание условий для расширения знаний по творчеству В.А.Закруткина, донского писателя, и воспитания уважения к культуре малой родины и нашей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Формирование гуманистического мировоззрения, высоких нравственных качеств учащихся.
Оборудование:
1. Портрет В. Закруткина.
2. Тема конференции «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…».
3.Фотографии «Женщина на войне».
4. Выставка иллюстраций к повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
5. Компьютер, проектор, экран.
6.Электронные приложения, фрагменты фильма.
Предварительная подготовка включала в себя:
1. самостоятельное знакомство с текстом повести;
2. анализ эпизодов;
3. определение отрывков для выразительного чтения и заучивания наизусть;
4. анализ вопросов для обсуждения;
5. выбор информационного или творческого проекта с последующим его представлением.
Вопросы для самоподготовки.
Какова тема повести В. Закруткина «Матерь человеческая»?
Что из детства и юности Марии типично для эпохи построения нового общества в нашей стране?
Было ли у нее свое женское счастье? В чем оно состояло?
Как ворвалась война в хутор и семью героини?
Свидетелем каких событий стала Мария?
Каким было первое желание Марии после всего пережитого? Что ее остановило?
Перечислите самые пронзительные страницы повести?
Что особенно вас поразило в действиях Марии?
Почему Мария не убила Вернера Брахта?
Зачем так старательно, самоотверженно работала на полях?
Какие страницы повести вы бы отнесли к числу волнующих? (Рассуждения Марии о жизни и смерти двух юношей – русского и немца, эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома).
А почему автор повести не указывает точное место жительства своей героини?
Чем заканчивается повесть? А чем рассказ о ней?
Что вынесено в заглавие? Почему?
О чем заставляет задуматься автор повести?
Темы для обсуждения:
1. Детство и юность главной героини.
2. Тихое семейное счастье.
3. Приход фашистов. Казнь.
4. Жизнь в обезлюдевшем хуторе.
5. Две судьбы. Две смерти.
6. Тема мужества, душевной красоты, сила духа и любви ко всему живому.
7. Тема войны и мира, жизни и смерти, разрушения и создания.
Виды деятельности:
Беседа по вопросам, работа с эпизодами, которые произвели наибольшее впечатление, выразительное чтение отрывков, отзывы о произведении, иллюстрирование, устное словесное рисование.
Примерный план конференции:
1. Вступительное слово учителя (ведущего) о целях и задачах конференции.
2. Выступление докладчиков по предложенным темам и вопросам (с использованием фрагментов текста, иллюстраций, кинофрагментов, фотографий, электронных приложений, справочных материалов).
3. Обсуждение выступлений, докладов, сообщений.
4. Подведение итогов конференции.
Материалы к проведению конференции.
1. Вступительное слово ведущего с объявлением темы, цели конференции.
2. Выступление группы биографов с презентацией информационного проекта.
3. Женщина и война.
«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами», - написал недавно ушедший от нас известный писатель Борис Васильев, автор замечательных произведений «Завтра была война», «В списках не значился».
Его замечательная повесть «А зори здесь тихие» как раз и повествует о женщинах, погибших за свободу и будущее Родины. Подвиг каждой из героинь становится весомым и значительным оттого, что они, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на земле, взваливают на себя груз ратных забот.
Но женщины не только геройски воевали в годы Великой Отечественной войны. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10—12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. Об этом писал в 1945 году М.Исаковский в стихотворении «Русской женщине».
4. Чтение стихотворения М. Исаковского «Русской женщине».
«И ты перед всею страною, и ты перед всею войною сказалась – какая ты есть….»
А какая она, русская женщина, отнюдь не сильная физически, но наделенная несгибаемым характером? Как смогла она пройти испытания ужасом оккупации, смертью близких людей, но при этом не озлобиться, а, напротив, стать выше мстительной ненависти, снова научиться жить и любить.
Именно о такой женщине рассказывает нам в своей повести «Матерь человеческая» В.А.Закруткин.
5. Из истории создания повести «Матерь человеческая».
В основе этой его повести, написанной в 1969 году, лежит реальный факт.
«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...
В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.
На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе...»
Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году.
Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере лучшие черты, присущие русской женщине-матери.
- Какие чувства испытывали вы, читая повесть?
- Как бы вы определили, о чем произведение?
- Главная героиня, какая она?
6. Анализ идейно-художественного содержания повести «Матерь человеческая».
Почему писатель назвал свою повесть «Матерь человеческая»? В каких эпизодах, по вашему мнению, заключено идейное содержание повести?
Можно ли судьбу Марии назвать героической? В каких поступках особенно ярко проявилось её мужество, стойкость, безмерная любовь к Родине? ( Чтение фрагмента от « По запыленным щекам Марии бежали слезы…» до слов « куда ж мне деваться на этом пожарище…»).
Почему, на ваш взгляд, Мария, оставшись одна в сожженном немцами хуторе, ослабевшая, голодная, обезумевшая от горя, все-таки сумела найти в себе силы для жизни, для борьбы?
Мария решила не убивать раненого немецкого солдата – юношу и даже оказала ему помощь. Правильно ли она поступила? Как характеризует Марию этот поступок? (Чтение отрывка от «Смотри ты, как все на свете устроено…» до слов «… спас их от неволи и смерти»).
Можно ли назвать Марию счастливой женщиной? Если да, то почему?
Насколько убедительно, на ваш взгляд, рисует писатель картины войны, страшные дни немецкой оккупации? (Чтение фрагментов «Казнь», «Гибель Сани», «Сожженный хутор»).
В чем основные художественные особенности повести В. Закруткина «Матерь человеческая», в чем ее воспитательное значение?
7. Фрагмент фильма по повести «Матерь человеческая».
9. Презентация творческих проектов учащихся.
10. Подведение итогов конференции.
«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы». (С.Алексиевич)
Пока есть такие матери, жизнь не исчезнет. Мария действительно является матерью человеческой. Любовь страдающей души Марии неисчерпаема и постоянна. И каждый раз она в конкретных проявлениях: в любви к людям, к мужу и сыну, к обездоленным незнакомым детям, к родной земле, природе, животным.
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть», - пишет автор, еще раз напоминая нам, что мы тоже не должны забыватьо наших матерях, о женщинах, вынесших все тяготы войны. Оказавшись в поистине трагических обстоятельствах, они сохранили духовную силу и стойкость, богатство и цельный внутренний мир и одарили всех своей материнской любовью.
Пояснительная записка
к веб-квесту «Жизнь и творчество В.А. Закруткина»
http://limars.jimdo.com/
Авторы: Лиманская Ирина Анатольевна, Середина Маргарита Петровна
Место работы: МБОУ СОШ №7 г. Сальск, Ростовской области
Должность: учителя русского языка и литературы
Название ресурса: образовательный веб-квест «Жизнь и творчество В.А. Закруткина »
Предмет: литература
Класс: 10 – 11
Данный веб-квест разработан для учащихся 10-11 классов.
Материал может быть использован в любом УМК, так как даётся в перечне произведений для дополнительного ознакомления в государственном стандарте по литературе.
Проект ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по литературе и способствует реализации задач ФГОС в обучении литературы, включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Веб-квест направлен на создание условий для расширения знаний по творчеству В.А. Закруткина, донского писателя, и воспитания уважения к культуре малой родины и нашей страны.
Цель данной работы:
подготовка к читательской конференции по творчеству Виталия Александровича Закруткина.
Задачи:
развивать навыки информационной деятельности обучающихся;
формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по теме;
развивать творческий потенциал школьников;
формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальная;
парная;
групповая.
Научность моего веб-квеста состоит в том, что с его помощью формируются такие универсальные учебные действия, которые, по моему мнению, соотносятся с ключевыми умениями XXI века:
критическое мышление
технологическая и информационная грамотность
навыки сотрудничества
Образовательные результаты рассматриваются на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначаются в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Авторские права сохранены, благодаря гиперссылкам на используемые материалы, как текстовые так и фото и видео.
Данный веб-квест рассчитан на 2 недели.
Веб-квест «Жизнь и творчество В.А. Закруткина» (http://limars.jimdo.com/ ) состоит из следующих разделов:
Вступление (представлена информация о теме веб-квеста)
Учительская страница – указывает на то, что обучающимся предстоит сделать в процессе работы с веб-квестом. Даны задания по группам: биографы, иллюстраторы, журналисты.
Конференция (итоговый продукт веб-квеста): план-конспект урока-конференции.
Итоговые работы творческих групп
Комментарии – здесь гости могут сделать записи о своих впечатлениях о веб-квесте.