Урок-композиция "Откройся мысль! Стань музыкою слово..." ( По творчеству Н. А. Заболоцкого).
Урок-композиция "Откройся мысль! Стань музыкою слово..." ( По творчеству Н. А. Заболоцкого).
Тема урока -композиции « Откройся мысль! Стань музыкою слово…» актуальна, своевременна. В течение занятия идёт знакомство с некоторыми фактами биографии поэта. Выявляются ключевые темы творчества Н. Заболоцкого. Я ставлю цель добиться умения сопереживать и соразмышлять с поэтом. Хочу раскрыть силу и глубину чувства и мысли поэта, сформировать у обучающихся необходимые читательские качества: эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово. Моя задача:
Развивать у учащихся художественный вкус и эстетические чувства, воспитывать любовь к природе, к родине,к поэту.
Обогащать словарный запас учащихся.
Выставка картин русских художников: «Берендеев лес», «Весна» ( из серии «Времена года»), «Золотой клён», «Золотой ручей», «Июнь», «Река Царевна», «Классический пейзаж», «Лесное озеро» М. Ромадина; «Утро в сосновом бору», «Ручей в берёзовом лесу» И. Шишкина помогают мне добавить красок в ход урока, эмоций,сделать его не забываемым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуализация знаний обучающихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.
Выявление ключевых тем творчества Н. Заболоцкого.
Добиться умения сопереживать и соразмышлять с поэтом.
Раскрыть силу и глубину чувства и мысли, сформировать у обучающихся необходимые читательские качества: эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.
Развивать у учащихся художественный вкус и эстетические чувства, воспитывать любовь к природе, к родине.
Обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование урока:
1. Презентация « Жизнь и творчество Н. А. Заболоцкого».
2. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».
3.Аудиозапись. Песня в исполнении группы «Санкт-Петербург», музыка М. Звездинского «Зацелована, заколдована…».
4. Стихи Н. А. Заболоцкого.
5. Выставка картин русских художников: «Берендеев лес», «Весна» ( из серии «Времена года»), «Золотой клён», «Золотой ручей», «Июнь», «Река Царевна», «Классический пейзаж», «Лесное озеро» М. Ромадина; «Утро в сосновом бору», «Ручей в берёзовом лесу» И. Шишкина.
Ход урока
Когда трясёт твою землю,
эпицентр землетрясения
проходит через сердце поэта.
Чингиз Айтматов
Звучит музыка Чайковского.
Актуализация знаний.
Кто такой поэт?
Ученики отвечают….
Учитель: Человек, который творит стихи из-за каких-то особых качеств своей личности, своей души. Одному из них, а именно Николаю Заболоцкому , был дан дар свыше ощущать чужое страдание более остро, чем своё.
Марина Цветаева предложила двадцатому веку формулу: «Искусство при свете совести». Как бы соотнесли эти слова с искусством Заболоцкого?
Ученики: ответы.
Учитель: Поэт, художник слова Николай Заболоцкий воспринимает окружающее обострённо, личностно, кровью, нервами, сердцем. И значит право поэта «глаголом жечь сердца людей» обеспечено и искуплено вечной болью собственного сердца.
Актуализация знаний.
Учитель: «Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 года», - так начинает скорбную историю своего заключения один из выдающихся поэтов ХХ века Николай Алексеевич Заболоцкий. Этот потрясающий человеческий документ, оставшийся незавершённым, рассказывает о страданиях, через которые прошёл он в своей трудно сложившейся жизни.
«Следователи настаивали на том, чтобы я сознался в своих преступлениях против Советской власти. Так как этих преступлений я за собой не знал, то понятно, что и сознаваться мне было не в чем…» В своём желании сколотить дело о контрреволюционной писательской организации следователи были жестоки и изобретательны.
« Состояние моё было тяжёлое: я был потрясён и доведён до невменяемости, физически же измучен истязаниями, голодом и бессонницей».
Таким он попал в больницу для умалишённых, а потом в забитую арестантами тюремную камеру.
« В моей голове созревала странная уверенность в том, что мы находимся в руках фашистов, которые под носом у нашей власти нашли способ уничтожить советских людей, действуя в самом центре советской карательной системы».
Впереди были ещё долгие годы сталинских лагерей. А позади – детство в далёких вятских краях, в семье сельского агронома, реальное училище, рано проявившееся поэтическое призвание, литературный факультет.
Ленинградского педагогического института, модернистские увлечения, первая книга стихов «Столбцы», в которой сатирическим пером поэт заклеймил торгашей и мещан, активное сотрудничество в детской литературе. А позже – растущая склонность к осмыслению вечных проблем жизни и смерти, человека и природы, и рождение стихов, в которых очевиден интерес к философии и космическим идеям Циолковского и Вернадского, склонность к классической простоте и гармонии Тютчева и Баратынского.
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! – это ощущение поэта, находящегося в расцвете своего творческого пути. И вдруг всё так нелепо, так дико оборвалось…
«Везли нас в теплушках, под сильной охраной… на остановках выпускались собаки-овчарки, готовые растерзать любого беглеца… Шестьдесят с лишним дней мы тащились по сибирской магистрали…»
«Однажды мы около трёх суток почти не получали воды и, встречая новый 1939 год где-то около Байкала, должны были лизать чёрные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона от наших же собственных испарений. Это новогоднее пиршество мне не удастся забыть до конца жизни».
Сын поэта, Никита Заболоцкий, рассказывает, что именно в этих условиях, томительного пути на Дальний Восток рождалось стихотворение «Лесное озеро». «Бездонная чаша прозрачной воды» - это «целомудренной влаги кусок», к которому животные и дикие звери « склонялись воды животворной напиться».
Ученик : читает наизусть «Лесное озеро». Одновременно тихо звучит музыка Чайковского
Учитель: Взгляните на полотна певцов русской природы, вслушайтесь в строки созвучных стихов. Вот кто поистине влюблён в родную землю и её красоту.
Найдите с стихотворении примеры смелой метафоричности?
Ученики: отвечают…
Учитель: В лагерях заключенный Заболоцкий работал и на лесоповале, и в карьере, и на строительстве железной дороги, нефтепровода, и на добыче соды из алтайского озера, где надорвал своё сердце. Но и в этих нечеловеческих условиях он остался верен своему жизненному кредо – «Вера и упорство, труд и честность». А его письма жене проникнуты любовью и мужеством.
В 1944 году Николай Заболоцкий был освобождён из-под стражи. На Алтае, а позже в Караганде, где с ним уже была его семья, появилась возможность вернуться к литературе. Когда-то Ленинграде он начал работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве», теперь задумал вновь обратиться к нему. Урывками и по ночам, после утомительного трудового дня, вечером, когда засыпали дети, Николай Алексеевич, встав на колени перед топчаном, на котором спал, и прикрепив к нему свечку (лампочки, как и стола, у него не было), писал до глубокой ночи, чтобы рано утром отправиться в трёхкилометровый путь на работу.
Ученик: читает отрывок из «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого – « Не пора ль нам, братия, начать…» и до слов « Растекался мыслию по древу».
Крупнейший исследователь «Слова о полку Игореве» академик Д. С. Лихачёв считает, что перевод Заболоцкого « несомненно лучший из существующих, лучший своей поэтической силой». В конце 1945 года перевод был закончен. Заболоцкий был вызван в Москву и восстановлен в Союзе писателей СССР. Окончательно реабилитирован лишь посмертно в 1963 году.
И хотя его стихи московского периода старались не печатать, замалчивать, но росла слава Заболоцкого как поэта-переводчика, особенно грузинской поэзии, знаменитой поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Первые годы после своего возвращения Заболоцкий жил под Москвой, в Переделкине, на даче своего товарища. Окно выходило в берёзовую рощу, которая с раннего утра наполнялась голосами птиц. Именно этими впечатлениями навеяно стихотворение, написанное в 1946 году, но увидевшее свет много лет спустя.
Ученик: читает наизусть стихотворение « В этой роще берёзовой…» на фоне тихой музыки русских композиторов (П. И. Чайковского…)
Учитель:
В стихотворении « В этой роще берёзовой …» сколько раз, по-вашему, меняется интонация?
Назовите средство эмоционально- художественной выразительности, которое положено в основу этого произведения?
Учитель: Ключевой художественный приём, на котором построено стихотворение, - антитеза. На смену недавней горестной личной судьбе пришло мирное счастье: « вдалеке от страданий и бед», «роща берёзовая»,
« розовый немигающий утренний свет», « песня жизни» иволги.
Но почему эти надежды на счастье так хрупки, так призрачны? Почему так тревожно на душе?
Да, томительные годы на краю гибели не забыть, но ведь и сегодня, как сказал Заболоцкий в другом своём стихотворении, - « покоя в мире нет». Сказал вслед за Блоком. Да, «…И вечный бой! Покой нам только снится…»
Тревожное предчувствие не обмануло поэта. «На пределах ума» обрушиваются на мир « белые вихри» атомных взрывов, машут крыльями
« безумные мельницы» войны. Крошечная птичка летит « над руинами смерти», эта « молчаливая странница», « окружённая взрывами», а над её головой – « смертельное облако». Новый день – это уже не « свежесть утренняя», а « утренняя мгла». Нет уже иволги – символа жизни, а есть
« бешеный ворон» - символ смерти.
Нет, не может, не должно этого случиться! Поэт увидел себя, как бы отстранённо после небытия, ужаснулся и из этого мрака почувствовал, как неоценима жизнь: трепетна «божественная капля росы», под которой «холодеет кусочек цветка», светла «берёзовая роща», где «льются листья с высоких ветвей», - всё это «утро победы торжественной», победы добра над злом, жизни над смертью. Победы навсегда, «на века».
Ещё одно трагическое стихотворение, метафора человеческих отношений – «Журавли».
«К берегам отеческой земли» возвращается журавлиная стая, ведомая сильным и смелым вожаком. Но, когда он, сражённый «лучом огня», падает в «холодную волну», своё величье, «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе» он завещает молодым.
Корней Чуковский заплакал, услышав «Журавлей», а Анна Ахматова сочла это стихотворение подлинной классикой.
Ученица читает стихотворение «Журавли» наизусть.
Учитель:
Как стихотворение «Журавли» продолжает традиционную тему русской литературы, пушкинское «есть упоение в бою…», тютчевское «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»?
Ученики отвечают.
Учитель: Гибель красоты для Заболоцкого – трагедия. Он пишет о гармонии в природе и прелести человеческого лица, о душевном обаянии и возвышающей силе искусства. О красоте –загадке он говорит во многих стихах: «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Портрет», «Бетховен»…
Ученик читает наизусть стихотворение «О красоте человеческих лиц».
Учитель:
Какие нравственные ценности утверждает его поэзия?
…Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Ученики отвечают.
Учитель: Поэт видит залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости в единстве человека и природы. В наше время, когда угрожающие размеры приобрело потребительское отношение людей к природе, особенно притягательны стихи Заболоцкого, влюблённого в природу, глубоко чувствующего все голоса и краски.
Последние два года Николай Алексеевич провёл в Тарусе. Здесь ему особенно хорошо работалось. В стихотворении «Вечер на Оке» природа, весь день занятая « трудом лесов, заботами полей», озарится «вечерним лучом», « упадёт с неё обыденности плотная завеса», а неброская, скромная красота этой усталой, честной труженицы покажется по-настоящему одухотворённой.
Попробуйте прочитать стихотворение «Вечер на Оке» в контексте всей жизни и творчества поэта.
Учитель: В наши дни наконец-то рухнула плотина молчания вокруг творчества Заболоцкого. Дорогая его сердцу тема красоты, но теперь новая её грань – любовь, во всём её драматизме, обаянии и силе, - прозвучала в цикле стихов «Поздняя любовь». Это чувство может быть горьким и тревожным ( «Чертополог»), оно может быть счастьем, которое подобно острым иглам можжевельника, пронзает сердце («Можжевеловый куст»).
Учитель:
С помощью каких художественных средств создаётся потрясающий эмоциональный эффект?
Учитель: Это чувство любви может быть и коленопреклонённым, как в стихотворении «Признание».
Звучит запись песни «Зацелована, околдована…» в исполнении группы «Санкт-Петербург», музыка М. Звездинского.
Учитель: Незадолго до смерти переполненный новыми творческими замыслами поэт написал стихотворение, которое стало для нас завещанием.
Ученик читает наизусть стихотворение « Не позволяй душе лениться».
Учитель:
Как бы вы объяснили смысл сравнений из стихотворения «Не позволяй душе лениться!», «душа – рабыня и царица», « работница и дочь»?
Ученики отвечают.
Учитель: Стихи Заболоцкого просты и искренни, они несут идеи добра и красоты. «Стихотворение подобно человеку, - утверждал сам поэт, - у него есть лицо, ум и сердце».