УРОК - КОМПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ( ПО ТВОРЧЕСТВУ В.С. ВЫСОЦКОГО) ТЕМА: « ОТ ПЕСЕН НИКОГДА НЕ УСТАЮ …»
УРОК - КОМПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ( ПО ТВОРЧЕСТВУ В.С. ВЫСОЦКОГО) ТЕМА: « ОТ ПЕСЕН НИКОГДА НЕ УСТАЮ …»
ЦЕЛЬ: Знакомство с удивительной личностью - Владимиром Высоцким, знакомство с творчеством поэта - барда посредством песен.
Вызвать у учащихся интерес и уважение к личности Высоцкого, интерес к его песням.
Воспитание через песни Высоцкого у учащихся любовь к Родине, к человеку, патриотизм, мужество, чувство товарищества, дружбы.
Способствовать через песни Высоцкого нравственному воспитанию учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК - КОМПОЗИЦИЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ( ПО ТВОРЧЕСТВУ В.С. ВЫСОЦКОГО) ТЕМА: « ОТ ПЕСЕН НИКОГДА НЕ УСТАЮ …» »
УРОК - КОМПОЗИЦИЯ
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ( ПО ТВОРЧЕСТВУ В.С. ВЫСОЦКОГО)
ТЕМА: « ОТ ПЕСЕН НИКОГДА НЕ УСТАЮ …»
ЦЕЛЬ: Знакомство с удивительной личностью - Владимиром Высоцким, знакомство с творчеством поэта - барда посредством песен. Вызвать у учащихся интерес и уважение к личности Высоцкого, интерес к его песням. Воспитание через песни Высоцкого у учащихся любовь к Родине, к человеку, патриотизм, мужество, чувство товарищества, дружбы. Способствовать через песни Высоцкого нравственному воспитанию учащегося.
Оборудование: портрет Высоцкого, грамзаписи. Видеокассета, гитара.
Запись на доске ( с последующим переписыванием в тетради)
25 января 1938 г. – родился В.Высоцкий. 1955г. - поступил в Московский инженерно-строительный институт. 1956 г. – ушел из института и поступил в школу-студию при МХАТе. 1959 г. – дебют в кино, фильм « Сверстницы». 1964 г. – зачислен в труппу театра на Таганке. С 1965 г. – снимается в фильмах, играет в спектаклях. 1966 г. – выходит 12 пластинок «На концертах Высоцкого». 1980 г. – последняя роль в телевизионном фильме «Маленькие трагедии». 25 июля 1980 г. – В.С.Высоцкий скончался.
Что особенного было в авторской песне?
Во-первых, поэзия. Именно она стала основой авторской песни. Поэзия в соединении с гитарными ритмами была тем, без чего эта песня не стала бы глотком свежего воздуха для целого поколения.
Во-вторых, личность. Песня - это монолог личности, иногда смешной, иногда жалкой, порой страшной, личности, с которой ассоциирует себя автор.
В-третьих, бескомпромиссность. В искусстве компромисс - это всегда сделка с совестью. Ни один из бардов не пошел на это. Вот, пожалуй, три главных принципа авторской песни.
Сегодня мы поговорим о творчестве Владимира Семеновича Высоцкого, наиболее яркого поэта-барда 70-х гг. В. Высоцкий в истории нашей страны - явление уникальное. Талантливый поэт, композитор, певец, он достиг во всех направлениях высокого уровня. И в какой-то мере оказался жертвой своего времени. Бескомпромиссность, отвага сочетались в нем с неспособностью защитить себя.
Видеокассета: кадры из фильмов с участием Высоцкого. Остановить звук и сказать:
Учитель: 25 июля 2015 года исполнится 35 лет со дня смерти В.С Высоцкого. Когда Высоцкого не стало во всех устных и письменных высказываниях, сквозь множества похвал, умных суждения, разборов, сквозь любовь и печаль и протест против преждевременного конца непременно проходил вопрос: а кем он был главным образом? Актером, певцом, поэтом? И все честно признаются, что затрудняются ответить окончательно.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 г. В Москве. Семья жила в большой коммунальной квартире. Там мальчик заходил в любые комнаты. Где с ним много разговаривали, играли. Может быть, тогда и родилась в нем светлая и непосредственная доброта.
Запись в тетрадях ( 1938 г. ) Из воспоминаний матери:
Ученица: « Когда Володя родился, мы жили против Рижского вокзала на Первой Мещанской. Он рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. Первой его фразой, которую он произнес, стоя вечером на крыльце дачи, была: « Вот она, луна». К двум годам неизменно забирался… на табурет». « Началась война. В июле 1941 г. немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище. И там он находил место повыше и читал стихи. Громко и выразительно. Однажды после такого « выступления» пожилой мужчина подошел ко мне, тихо сказал: « Спасибо за сына» - и поцеловал мне руку.
Учитель: Во время войны Володя вместе с мамой Ниной Максимовной находился в эвакуации в г. Бузулук Оренбургской обл. Его отец - Семен Владимирович – воевал. Одним из первых вошел в Берлин.
Из воспоминаний матери:
Ученица: « Жили в селе, иногда я приносила ему с работы чашку молока, он ею делился с другими детьми, говоря при этом: « У них здесь мамы нет, им никто не принесет». Война в его детской памяти осела тяжестью длинных переездов в товарных вагонах. Изможденными лицами раненых и изголодавшихся людей, недоеданием. Бомбежками, смертью родных.
Учитель: Тема войны у Высоцкого – это, прежде всего, тема памяти о павших. Ни в одной роли, ни в одной песне он не стенает и не всхлипывает над солдатской могилой. У него гибель, война – это предельное. Запредельное усилие отстоять правду, добро. Справедливость.
Песня о войне « Сыновья уходят в бой».
Из воспоминаний Марины Влади. « Мы идем спать на сеновал. Душистое сено - вместо постели. Всю ночь ты вслух сочиняешь стихи. Строфы рождаются одна за другой. Возникают образы… В эту ночь родились темы большинства твоих песен военного цикла. Ты не любишь рассказов о войне. Но, как у каждого человека, они составляют часть твоей культуры. Этот народ, который ты глубоко любишь, находит в твоих песнях отголоски трагедии, не пощадивших ни одной семьи: миллионы погибших, миллионы инвалидов и сирот. Тысячи разрушенных городов и деревень, стертых с лица земли. На твоих концертах, увешанные медалями, ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи вместе взятые».
Запись песни « Он вчера не вернулся из боя».
«Война всегда будет волновать - это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером », - говорил Высоцкий.
Учитель: с 1947 г. Володя воспитывался во второй семье отца, после войны служившего в Германии.
Ученица: « Из воспоминаний Марины Влади ».
На увеличенной фотографии красивый, светловолосый, сероглазый ребенок вопросительно смотрит в объектив. Возле него - большая овчарка. Это в Германии, в маленьком городке, где стоит гарнизон советских оккупационных войск. Тебе семь лет. Мать, прожив с тобой всю войну, решила на время поручить тебя отцу - военному в невысоком чине, жизнь которого приобрела неожиданную значимость в этом замкнутом мирке. Его новая жена - Женя, женщина мягкой восточной красоты, сразу же полюбила тебя. У нее никогда не будет детей. Ты останешься единственным.
Учитель: Вскоре семья вернулась в Москву. В 1955 г. Высоцкий окончил школу и, по настоянию родителей, поступил в строительный институт.
1955г. Запись в тетради.
Ученица ( из воспоминаний матери): « Хорошо помню, как однажды, поздно вечером, точнее, даже ночью… вдруг я услышала. Как сын кричит: « Все хватит! В этом институте я больше не учусь!» Я зашла в комнату и вижу, как Володя выплескивает на свой чертеж тушь из банки. Этот чертеж я храню до сих пор. Володя сказал мне: « Ты, мама, не волнуйся, я знаю, что придет время, я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале, и тебе захочется рядом сидящему человеку шепнуть: это мой сын. Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет».
Песня «Жираф».
1959г. Запись в тетради.
Учитель: В 1956г. Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ, поступил, несмотря на политику одного из экзаменаторов: « Чувством ритма владеете отлично. Но голосовых данных нет…» В это время Высоцкий впервые услышал Окуджаву и вдруг понял, что такая манера излагать под гитарные ритмы свои стихи, даже не под мелодию, а именно под ритмы, помогает лучше понять стихотворные строки.
Из воспоминаний матери : « Когда-то перед своим семнадцатилетием Володя сказал: « Ты все равно подарок мне будешь искать, так купи мне гитару». Я купила. И еще самоучитель, сын говорит; « Ну, это лишнее, я играть уже умею». На моих глазах он настроил гитару и начал играть довольно сносно». Песня « Утренняя гимнастика».
1959 г. Запись в тетради.
Учитель: В 1964 г. Высоцкий пришел в Театр на Таганке и был сразу принят. Первым спектаклем Высоцкого на этой сцене стал « Герой нашего времени», где он сыграл роль драгунского капитана. Оттачивалось актерское мастерство Высоцкого. Одна за другой приходят к нему кинематографические удачи: »Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Четвертый», «Плохой хороший человек».
Песня из фильма «Опасные гастроли».
Учитель: 1966г. На экраны выходит фильм «Вертикаль», где Высоцкий играет одну из второстепенных ролей. Но благодаря замечательным песням казалось, что Высоцкому здесь принадлежала главная роль.
Песня «О друге».
Ученик: Из воспоминаний Станислава Говорухина: « Летом 66-го мы снимали «Вертикаль» на Кавказе. Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще почувствовать горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.
Песня «Прощание с горами».
Ученик: Из воспоминаний Станислава Говорухина: « В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист. Товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю. Пока утихнет непогода. Все равно тот, ради которого расковали жизнью эти люди, был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Это уже был вызов. Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался понять, ради чего все это? Тогда и родилась песня.
Песня «Вершина».
Учитель: Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал песни о горах.
Ученица: Из воспоминаний матери: « Впервые я осознала, что мой сын сочиняет настоящие песни после фильма «Вертикаль». Позже я слушала его уже взахлеб. Да иначе и нельзя его было слушать: кому бы он ни пел,… он всегда выкладывался полностью, словно пел в последний раз. Помню, Евгений Евтушенко прислал с Севера, где он гостил у моряков, телеграмму: « Слушали твою песню « Охота на волков» двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени».
Песня « Охота на волков».
Запись в тетради 1966г.
Учитель: В 1971г. Состоялось выступление Владимира Высоцкого в одной из коронных ролей мирового драматургического репертуара - он сыграл Гамлета. Шекспировскую трагедию о размышлениях и муках принца Датского в Театре на Таганке поставил Юрий Любимов. За роль Гамлета Высоцкий получил Главный приз на фестивале в Югославии в 1977г. Без малого 10 лет Высоцкий играл Гамлета. Превозмогая боль в сердце и немилосердную, июльскую духоту, он размышлял со сцены « быть или не быть» 18 июля 1980г. За неделю до смерти. За десятилетие его Гамлет очень изменился – нетерпеливый, душевно крепкий юноша, бунтующий против несправедливости и бесчестия, с годами превратился в человека, осознающего и горько переживающего свое одиночество в мире зла.
Ученица : Из воспоминаний Марины Влади: « Сыграть Гамлета- это уникальная возможность в жизни актера. Ты идешь к этой роли на собственный манер- перегибая палку, яростно, со скандалом… Гамлет, который живет в тебе, очень на тебя похож. Любимов все еще прощает тебя и, не колеблясь, доверяет тебе эту огромную работу».
Песня «07»
Учитель: Среди самых близких ему людей была его жена Марина Влади. Все самые нежные стихотворения о любви, написанные им, посвящены ей.
Когда вода всемирного потока Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась любовь. И растворилась в воздухе до срока, А срока было - сорок сороков.
Звучит песня «Лирическая».
Учитель: Высоцкий обладал редкостным талантом дружбы и доброжелательного отношения к людям. В друзьях ценил надежность и душевное богатство. В дружбе был требователен и даже щепетилен. В круг своих друзей допускал не каждого. С ними он был откровенен так же, как он был откровенен в своих песнях со слушателями.
Песня «Я не люблю».
Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием. Несмотря на то, что через весь текст подчеркнутым повтором проходит отрицание («Я не люблю»), песня воспринималась пламенным «верую» художника.
Учитель: Зрелый Высоцкий не знал затруднений с темами, и персонажей ему искать не приходилось. Мир его песен пестр до чрезвычайности, и с каждым своим действующим лицом автор ведет как бы внутренний диалог: он представляет его и выражает к нему свое отношение. Его поэзия и песня свободно изъяснялись языком городской улицы, геологической партии, спортивной базы, тюменского прииска, вечеринки в заводском клубе. Герой песен Высоцкого живет в маршевых ритмах или дышит страстью народного агитатора, над забулдыгами смеется, но креста на них не ставит; сострадает загнанному волку, любуется красотой гордого коня.
Кассета (кадры из фильма «Место встречи…»)
Учитель: Он ушел от нас 25 июля 1980г. А за год до этого 25 июля 1979г. во время съемок фильма « Место встречи…». У него перестало биться сердце и остановилось дыхание. К счастью, рядом оказался врач. Он вернул Высоцкого к жизни. На следующий день Высоцкий улетел в Москву вместо того, чтобы лечь в больницу. В 1987 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР… присудить Государственную премию СССР Владимиру Высоцкому (посмертно) - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме « Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
Ученик: Из воспоминаний С.Говорухина: «Он всегда жил очень быстро. Быстро работал ., быстро ел, быстро передвигался, на сумасшедшей скорости водил машину, не выносил поезда - летал самолетом… Такой нагрузки не мог выдержать ни один нормальный человек. Где-то в это время в его сознании возникло ощущение близости конца».
Учитель: А потом был последний фильм. В 1980г. На экраны вышел телевизионный фильм «Маленькие трагедии». Это было одно из любимых В.Высоцким произведений Пушкина.
Ученица: Из воспоминаний Марины Влади: « Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе,- это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть,- это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь,- это музей Пушкина… . Твоя последняя роль-Дон Гуан в «Каменном госте».
Видеокассета (отрывки из телевизионного фильма «Маленькие трагедии»).
Запись в тетради: 1980г.
Учитель: Высоцкий очень хотел, чтобы его роли, песни и стихи воспринимались документами биографии отцов и старших братьев - ядром чуткой памяти следующих поколений.
Чтение наизусть «Песнь о земле».
Видеокассета с фотографиями Высоцкого. Записать в тетради последнюю дату: 25 июля 1980г.
Остановить кассету и сказать несколько последних слов:
Творчество В.Высоцкого можно назвать биографией нашего времени, т.к. в огромном числе песен Высоцкий затронул очень важные, переломные моменты нашей истории. Он высказал самое насущное, то истинное, чем народ болел, о чем действительно думал, и тем самым выразил менталитет русского человека, коснувшись глубин, уходящих очень далеко…
Стихотворение Булата Окуджавы:
О Володе Высоцком я песню придумать решил, Вот еще одному не вернуться назад из похода. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил… Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа…
Расстаемся совсем ненадолго, на миг, а потом Отправляться и нам по следам , по его по горячим, Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон. Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел, Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился, Белый аист московский на белое небо взлетел, Черный аист московский на черную землю спустился.