kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - киносценарий по расскажу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:

Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом;  раскрыть природу смешного в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях А.П. Чехова; показать особенности чеховского стиля

Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных коспетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся

Воспитательный аспект: убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - киносценарий по расскажу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». »

6



Урок –киносценарий по расскажу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».



Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный,

исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный,

групповой, индивидуальный


ЦЕЛИ:


Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях А.П. Чехова; показать особенности чеховского стиля


Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных коспетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся


Воспитательный аспект: убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.



О смех, великое дело!

Ничего более не боится человек, как смеха…

Боясь смеха, человек удержится от того,

от чего бы не удержит его никакая сила.

Н.В. Гоголь


Слово учителя


Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судья.

Оценкой вас не накажу

За странный слог не обессудьте

А прозой я скажу.

Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, суворовцам 6 класса. Но что это? Что за шутки Посмотрите, пожалуйста, не закатились ли под парты имена прилагательные? Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения? Сложу их как попало. Вот я и собрала текст, Читаю: «Я веселая учительница вкусной школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок литературы. Я рада приветствовать небесных гостей и счастлива видеть сияние лиц учеников. У меня трусливое настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока «Снимаем фильм по рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»


Вопрос. А почему вы ребята улыбаетесь? Что вызвало ваш смех?

Вопрос. Вы знаете, как называется прием, который вас рассмешил?

Ответ. Несоответствие. В данном случае несоответствие имен прилагательных существительным.


Слово учителя


Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

Ведь смеяться не грешко.

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.


Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными приемами. Они помогут нам сегодня понять, в чем сила смеха.


Вопрос. Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока?

Ответ. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих. Смех удерживает людей от нелепых поступков, а значит, делает лучше.


Слово учителя. Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. А что такое юмор? Обратимся к записи на доске.


Юмор (англ. Nymour «нрав», «настроение») – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Смех.


Вопрос. А какое еще слово означает смех?


Ответ. Сатира (лат.) – обличие людских пороков и недостатков жизни. Отрицательных явлений действительности.


Вопрос. Чем отличаются эти понятия смеха?


Ответ. Юмор – это всегда добрых смех. А сатира – грустный смех.


Слово учителя. Итак. Сегодня мы попробуем снять смешное кино.

Вопрос. Как по-другому его можно назвать?


Ответ. Кинокомедию.


Вопрос. Кто нам нужен для создания фильма?


Ответ. Кинорежиссер, художники, звукорежиссер, костюмер, артисты.


Вопрос. А какой режиссер сможет снять такой фильм? Какой чертой характера он должен обладать?


Ответ. Чувством юмора. Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него.


Вопрос. Это хорошее качество или плохое? Почему?


Ответ. Хорошее. С таким человеком всегда легко и приятно.


Слово учителя. Итак, были приглашены режиссер, звукорежиссер, костюмер, художники, известные артисты (по совместительству суворовцы ). И закипела работа.

Художники взялись за свое дело.


Задание. Сейчас они представят свои кадры-рисунки и расскажут, какими увидели своих героев.


Вопрос. Все ли рисунки исторически достоверны?


Вопрос. Есть ли у вас вопросы к художникам?


Вопрос. Как вы сами оцениваете свою работу?


Вопрос. А как вы, ребята, оцениваете работу своих товарищей?.


Задание. А сейчас из текста вы должны подобрать цитаты для озвучивания. Звукорежиссер будет следить за вашей работой, а потом оценить ее.


Вопрос. Как звукорежиссер предварительно оценивает работу?

Слово учителя. Хорошо. Кадры мы сняли. А теперь посмотрим отрывок из фильма. Выступление артистов.


Задание. Оцените выступление известных в будущем артистов.


Вопрос. Я видела, что вы смеялись. Над чем?


Ответ. Над глупостью, невежеством.


Вопрос. Возможен ли был бы такой переполох, если бы зуб болел у поваренка Петьки?


Ответ. Нет. Генерал- барин. Все пытаются ему угодить.


Вопрос. О чем говорит нам Чехов?


Ответ. Люди занимают неравное положение в обществе.


Вопрос. Ситуация, в которой оказывается генерал, - необычная?


Ответ. Самая обыкновенная. Многие люди страдают зубной болью. И идут к врачу.


Вопрос. Что делает генерал?


Ответ. Слушает советы. Ему вызвали врача, но он не стал вырывать зуб.


Вопрос. Почему?


Ответ. Боится.


Вопрос. А какой он ? Опишите его.


Ответ. Образованный, капризный, самоуверенный, грубый. Невежественный.


Вопрос. У генерала зубная боль. Он мучается. А мы сочувствуем ему?


Ответ. Нет, скорее, смеемся над ним, над комической ситуацией, в которой он оказался.


Вопрос. Почему?


Ответ. Генерал не лечит зубы у врача, а решается искать какого-то акцизного чиновника, который, якобы, лечит зубы заговорами. Он не верит в заговоры, считает их ерундой, но соглашается на какие-то безрезультатные поиски.


Вопрос. Почему жена соглашается на письмо к акцизному?


Ответ. Генерал ее замучил, надоел своим нытьем. Она что угодно готова сделать, чтобы успокоить его.


Вопрос. Кто решается ему помочь?


Ответ. Приказчик.


Вопрос. Что вы можете о нем сказать?


Ответ. Иван Евсеич невежественный, ограниченный, неграмотный. Речь его смешна, бедна, неправильна, многократно употребляются одни и те же слова и выражения, произносятся просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».

Слово учителя. Речь – это еще один литературный прием, с помощью которого автор вызывает наш смех.


Вопрос. А у Чехова смех добродушный или уничтожающий?


Вопрос. Как же освободился генерал от боли?


Ответ. Ему все же пришлось вырвать зуб с корнем, и сделал это врач.


Вопрос. Кто же напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчика?


Ответ. Тот же доктор. Он попросил продать овса для своей лошади. И слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу.


Вопрос. Как повел себя приказчик после слов доктора? Прочитайте.


Вопрос. Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова?


Ответ Овсов. К лошадям не имеет никакого значения. Разве что овсом кормят лошадей.


Вопрос. Итак. Из-за чего же возникла комичная ситуация?

Ответ. Из-за несоответствия между внешним проявлением и внутренней сущностью.


Слово учителя. Итак, подведем итоги. Как создается комическая ситуации?


Ответ. 1. Смешной сюжет.

2. Смешно суеверие образованного человека.

3. Смешны способы, которыми пытается генерал утихомирить

зубную боль.

4. Смешны лошадиные фамилии, которые придумывают обитатели

дома.

5. Смешна развязка рассказа.


Вопрос. Каким можно назвать смех в рассказе? Добродушным, уничтожающим, снисходительным?


Ответ Снисходительным


Вопрос. Почему?


Ответ. Герои не сделали плохого никому, только себе, но Чехов видит их недостатки и говорит нам о них.


Слово учителя. Итак, человек и в обычной ситуации может проявить свои лучшие или наоборот худшие качества. Чехов утверждал лучшие качества людей и пытался бороться с отрицательными. «Среди людей нужно сознавать свое достоинство». – писал об брату Михаилу. Его короткие рассказы многому учат нас, читателей: отличать правду от лжи, воспитывают отвращение к грубости и хамству, учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоты в жизни. Произведения Чехова учат красиво думать, жить и чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - таков завет А.П. Чехова.


Спасибо вам, ребята. Мы сегодня много смеялись. Как утверждает латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди станятся добрее, терпимее друг к другу.


Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали вы славно.

РЕФЛЕКСИЯ



1.Сегодня на уроке я узнал…

2. Мне понравилось…

3.Я научился…..

4.Я понял….

5.Я буду теперь…












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - киносценарий по расскажу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Автор: Пляскина Марина Анатольевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства