kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование в 8 классе по рассказу М.Горького «Челкаш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш»,

2) определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения,

3) выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом;

4) развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод;

5) формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование в 8 классе по рассказу М.Горького «Челкаш» »












( Урок - исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»)







Учитель русского языка и литературы: Ахметова Н.А.




















2013 год



«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»



Человек все может…


Лишь бы захотел…


М.Горький


Цели:

1) рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш»,

2) определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения,

3) выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом;

4) развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод;

5) формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.



Ход урока



-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Горького. На прошлом уроке вспомнили основные вехи раннего творчества писателя, дома вы прочли рассказ «Челкаш». Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа, подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи как данного произведения в частности, так и всего творчества М.Горького в целом.


- Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства? (Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания).


И совсем не случайно темой и эпиграфом урока служат слова самого писателя.


-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)


-Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».


-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)


-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш).А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)


-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка.


-Как вы думаете только ли в этом различие героев? А в чем еще?


Челкаш Гаврила



1.Портретная зарисовка



-длинный, костлявый; -широкоплечий, коренастый, с добрыми


доверчивыми глазами;



2.Отношение к красоте морской стихии



-«вор любил море»; -«боязно в нем»;



3.Поведение в минуту опасности




-«глаза горели»; -«страшно, жутко»;



4.Понимание свободы



- «никому ничем не обязан»; - «делай что хошь, только Бога помни»



Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)


-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям



Гаврила Челкаш


Ему деньги нужны для того, чтобы Деньги ему нужны для того, чтобы пить,


стать свободным, построить дом, за- веселиться, угощать других, забыть о том,


вести хозяйство, жениться не на той, что он отверженный, босяк.


которую ему предлагают, а на той,


какая ему нравится.


Он хочет стать хозяином.



Его мечта – деньги Мечта – море, независимость



-А сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения. Попрошу вас закрыть глаза, в это время я буду читать отрывок , а вы попробуйте представить себе какой – нибудь эпизод с одним из героев произведения. (Чтение отрывка стр.38)


-Кто вам представился? А почему именно Челкаш?


-Именно здесь мы делаем для себя открытие: оказывается, у такого хищника, жестокого человека, который стремится управлять людьми, где-то глубоко в душе таятся прекрасные человеческие чувства.


-Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется, докажите. (визжит, трясется, плачет, смеется)


-Какие качества начинают проявляться в героях?



Гаврила Челкаш



-недоверие -снисходительность


-зависть -презрение


-покорная готовность уступить -уверенность в себе


-страх - смелость


-подобострастие



-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)



-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:


1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;


2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);


3группа – с Гаврилой после возвращения с дела, т.е. перед тем, как разыгралась драма берегу моря.


-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.


-Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое»


-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).


-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш) «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)


-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.


-Попрошу вас поднять красные карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.


-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!


-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!


-Т.е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.


-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?


-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)


-А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? ( Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).


-Хочу еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока и эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.


-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок - исследование в 8 классе по рассказу М.Горького «Челкаш»

Автор: Ахметова Наталья Анатольевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства