kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по творчеству Н.С. Лескова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать литературные произведения, сопоставлять элементы фольклора в произведениях Н.С. Лескова, выявлять их типологические схожие и отличительные черты, высказывать собственное отношение к произведениям русской литературы, пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания;

Метапредметные:  самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера, анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические  рассуждения, доказательства, практические действия;  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

 

Виды деятельности:

Рецептивные: чтение и полноценное восприятие текстов произведений Н.С. Лескова;

Репродуктивная: краткий пересказ произведений, работа со словарем и дополнительной литературой, заполнение сравнительной таблицы.

Поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с различными жанрами фольклора, подбор эпизодов и цитат из текстов литературных произведений в соответствии с заданием, работа со словарями.

Исследовательская: сравнительный анализ произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по творчеству Н.С. Лескова »

Тема : Использование фольклора в произведениях Н.С. Лескова


Планируемые результаты:

Предметные: анализировать литературные произведения, сопоставлять элементы фольклора в произведениях Н.С. Лескова, выявлять их типологические схожие и отличительные черты, высказывать собственное отношение к произведениям русской литературы, пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания;

Метапредметные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера, анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;



Виды деятельности:

Рецептивные: чтение и полноценное восприятие текстов произведений Н.С. Лескова;

Репродуктивная: краткий пересказ произведений, работа со словарем и дополнительной литературой, заполнение сравнительной таблицы.

Поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с различными жанрами фольклора, подбор эпизодов и цитат из текстов литературных произведений в соответствии с заданием, работа со словарями.

Исследовательская: сравнительный анализ произведений.



Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать произведения Н.С. Лескова : «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел», «Житие одной бабы», «На краю света».

  2. Подобрать материал из произведений Н.С. Лескова по теме «Использование фольклора в произведениях Н.С. Лескова»








«Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; ... раз при помощи литературы нельзя служить истине и добру - нечего и писать…» - так говорит сам Н.С. Лесков о целях и задачах писательского труда.



Вступительное слово учителя.

«Начало искусства слова в фольклоре», - так определил А. М. Горький органические связи литературы с фольклором1. Народно-поэтическое творчество вливалось в русскую литературу, русские писатели опирались на него, оно одухотворяло её, вносило русское национальное начало, обогащало их художественное творчество сюжетами и образами, героями из народа и народно-поэтическими стилистическими приёмами.

Фольклор является питательной средой литературы, его живительными истоками. Богатством народной поэзии стремилась обогатиться вся русская литература. Жанры и фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные средства вмешиваются в русскую литературу и придают ей национальное своеобразие. Она обнаруживает идейную и художественную близость с устной поэзией. Нет ни одного писателя, который прошёл бы мимо устной народной поэзии, не отразил бы в своём творчестве фольклорных традиций и не обратился бы к фольклору.

С особой глубиной народные мотивы отразились в произведениях Н. С. Лескова. Народные элементы естественно входили в прозу Лескова, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. Лескова пленяли народное творческое воображение, его фантазия, художественное образное мышление, стихия языка. Его произведения, сложены по образцу народных, удерживали народный склад. «Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты», - полагал Лесков, и именно это сокровенное убеждение писателя заставило его искать людей высшего нравственного достоинства главным образом в народной среде.

Он всегда дорожил глубоким, вынесенным из самой жизни знанием той среды. Лесков увлечённо исследует контакты своих праведнически чистых героев с окружающей средой, чреватой порой для них самих трагическими последствиями. Своеобразно решает Лесков вопрос об истоках поразительной нравственной силы этих людей, представляющих собой загадочный и обнадёживающий феномен русской жизни. В своей работе мы попытались разобраться при помощи каких средств Лесков реализует поиск этих идеальных характеров. Использование фольклоризмов, на наш взгляд, является ведущим способом изображения и отображения характеров, чувств и поведения героев.

Цель данного урока -рассмотреть функционирование устного народного творчества и элементов народной речи в произведениях Н.С.Лескова. А также, исследовав фольклоризмы, к которым обращался в своём творчестве Лесков, учитывая их семантику и значение в тексте, получить сведения, углубляющие смысл произведений писателя и показать, что речь героя тесно взаимосвязана со средой его обитания и позволяет раскрыть его характер.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:

1) Выделить в творчестве Н.С.Лескова те произведения, в которых писатель наиболее часто обращается к фольклоризмам для создания художественных образов;

2) Определить, какова цель использования того или иного жанра фольклора, рассмотреть в каком контексте автор использует элементы устного народного творчества;

3) Проанализировать те жанры фольклора, которые использует в своих произведениях Н.С.Лесков.

Объект исследования - фольклоризмы.

Предмет исследования - особенности функционирования фольклоризмов в произведениях Н.С.Лескова (на примерах произведений «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Несмертельный Голован», «Погасшее дело», «На краю света»,).




Сообщение учащегося 1

Фольклор – тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, народной мудрости, эстетического совершенства. Его можно также представить как исторические корни и истоки русской литературы. Фольклор занимает заметное место в образовании, выступая как культурно-знаковое явление, как эстетически преображённая реальность в контексте духовной культуры.Термин «фольклор» впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе «Folk-lore» означает: народная мудрость, народное знание.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Название «устное творчество народа» подчёркивает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы. Название «народно-поэтическое творчество» указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обрядов и обычаев. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают различные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские учёные подходили к фольклору широко, не только записывая произведения словесного искусства, но и фиксируя этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора для них было своеобразной областью народознания.


Сообщение учащегося 2

Каково соотношение между действительностью и её отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни. Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но и высокие художественные качества.

Народно-поэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров. Характерно деление на обрядовые и необрядовые виды фольклора.

К обрядовому фольклору относятся похоронные причитания и рекрутские причеты, свадебные песни, календарные песни, заговоры и трудовые песни.

К жанрам необрядового фольклора относятся малые фольклорные жанры: пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека.

К жанрам устной народной прозы относятся и предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками, домовыми, лешими и т.д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

К жанрам песенного фольклора относятся былины, исторические, воинские и духовные песни и стихи.

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нём возрастает роль художественного начала. Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых. Такой же вид творчества представлен и в загадках.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

А к художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки.

Таким образом, рассмотрев основные жанры фольклора, более подробно мы остановимся на тех, которые были ведущими в произведениях Н. С. Лескова.


Сообщение учащегося 3

Хроники Лескова, посвященные милой его сердцу русской старине, во многом предопределяют основное направление его поисков, связанных с решением главной проблемы его творчества – проблемы положительного идеала. Любимые герои писателя, изображённые в хрониках с нескрываемой теплотой и симпатией – это люди, органически связанные с родной «почвой», преданием, сказкой, с глубинами русского национального духа.

Герои, оторвавшиеся от кондовой Руси, её национальной самобытности, изображены писателем людьми мелкими, ничтожными в своём ограниченном самодовольстве, внутренне опустошёнными. В сознании Лескова, а вместе с тем и в его произведениях, всё более чётко оформляется мысль о том, что важнейший критерий нравственной ценности человека – его близость к национальной стихии русской жизни и верность её традициям, уходящим в далёкое прошлое. Естественно потому, что в современной ему действительности реальных героев – носителей лучших черт национального духа – Лесков находит не в привилегированных сословиях, где царит дух буржуазного меркантилизма и аристократической кастовости, а в среде народа, верного самому себе, своей истории, своим преданиям, отразившим его исстари сложившийся нравственный идеал.

Групповая работа

План работы группы:

  1. Определить главных героев произведения.

  2. Кратко пересказать сюжет.

  3. Выявить фольклорные жанры, использующиеся в произведении, определить их функции.



Группа 1.

Исповедью главного героя, сказом о его многотрудной жизни является повесть «Очарованный странник» (1873). Как пишет В. В. Быкова, «герой повести, беглый крестьянин Иван Флягин, - человек неуёмной жизненной энергии, он сродни легендарным богатырям русской земли – Илье Муромцу и Василию Буслаеву»2. Флягин проживает многотрудную жизнь. Он становится виновником гибели монаха с «бабьим лицом», но спасает своего барина от верной гибели (и сам чудом остается живым). Затем, убежав, и становится на некоторое время конокрадом, нанимается к другому барину в качестве няньки, убегает и от этого, на 10 лет уходит в Рынь-пески к татарам, потом возвращается домой и нанимается одному князю в качестве конэсера. После этого становится виновником смерти цыганки Груши, на 15 лет уходит служить солдатом, потом пробует себя как чиновник и как актёр, но, в конце концов, уходит в монастырь. Многие исследователи проводили параллель между Флягиным и фольклорными героями. «Господство стихийно-эмоционального начала в поведении героя роднит Флягина с Иванушкой-дурачком, - пишет И. В. Столярова. - Как и Иванушка-дурачок, герой Лескова в самых трудных житейских обстоятельствах берёт не умом, а хитростью, лукавством, и в конечном счёте, при всём своём детском простодушии и нерасчётливости, он оказывается более находчивым и умелым, чем те, кто на первый взгляд превосходит его развитием и здравостью своих суждений»3.

Следует заметить, что эта повесть буквально пропитана сверхъестественностью, свойственной русским сказкам и преданиям. Флягину несколько раз являются покойники, он встречается с необычными людьми, напоминающими колдунов. В первой главе Лесков поместил рассказ о неком «попике», молившемся за самоубийц. Этот поп был настоящим пьяницей, и скоро уже сам митрополит решил его расстричь. Через некоторое время митрополиту явился целый легион рыцарей «в зелёном убранстве, латах, перьях», кони которых «что львы вороные». Ехавший впереди рыцарей стратопедарх, держа знамя со змеем, скомандовал: «Терзайте их – теперь нет их молитвенника!». Легион промчался вперёд, а перед смущённым митрополитом предстали «скучные тени», которые «грустно и жалостно кивали и сквозь слёзы стонали: "Отпусти попа – он один за нас молится"». После такого видения митрополит отпустил попа.

Во второй главе тоже присутствует фантастика. Иван стал виновником гибели одного монаха. Скоро ему « в видении пришёл этот самый монах и опять, как баба, заплакал», умоляя Ивана уйти в монастырь.

Но на этом нереальность не заканчивается. Когда Флягин нанялся другому барину в качестве няньки, ему часто являлись убегающие кони и слышались голоса, куда-то звавшие его. И один раз вновь явился тот самый монах. «Пойдём, Иван, тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь», - ласково прозвенел покойник. Встреча с загадочным гипнотизером не отстаёт по наличию в ней сверхъестественности от вышеупомянутых эпизодов. Этот гипнотизёр «совсем в Ивана сквозь затылок точно внутрь влез и через его глаза на свет смотрел». Причём Ивану стали видеться «разные мерзкие рожи на ножках».

Когда Флягин цыганку Грушу «с крутизны в реку спихнул», его начали преследовать видения. «Я бежал оттоль, - рассказывал сам Иван, - а за мною всё будто кто-то гнался, ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, а тело всё чёрное и голова малая, а сам весь в волосах». И потом призрак Груши не раз являлся ему, заставляя его трепетать и вспоминать тот самый день, когда он убил Грушу. Например, во время своего бесполезного бегства он видел, как «Груша идет, только маленькая, не больше как будто ей всего 6 или 7 лет, и за плечами у неё малые крылышки». А во время службы на Кавказе он чувствовал, что над ним «Груша летела, и была она отроковица примерно в 16 лет, и у неё крылья огромные, светлые».

В тринадцатой главе Лесков, чтобы ввести читателя в атмосферу цыганской жизни, поместил несколько цыганских песен. Это, например, песни «Челнок» и «Иль играть хочешь ты моей львиной душой…».

Не сторонится Лесков и хорошей русской шутки. Особого внимания заслуживает следующий анекдотический момент. «Один жид в лесу около монастыря удавился», и скоро поползли слухи, что это Иуда и он по ночам по обители ходит и вздыхает. В это время Иван жил в монастырской конюшне, и он тоже слышал странные вздохи. Вот как рассказывает об этом сам Иван: «Но только слышу – опять дышит! И он дверь пихает, и, наконец, вижу, как будто морда просунулась, но только дверь размахнулась на блоке да его как свистнет со всей силы назад… но только прошло мало времени, а он опять за своё дело взялся, да ещё с новым искусством. Уже нет того, чтобы бодать и прямо лезть, а полегонечку рогами дверь отодвинул, так он вдруг дерзко полушубок сорвал, да как лизнёт меня в ухо…». Флягин убил «призрака» топором, а оказалось, что это была корова.

Не идеализируя уровня сознания своего героя, Лесков в то же самое время открывает перед Иваном Флягиным возможность своим особым образом включиться в решение самых значительных проблем.

Таким образом, используя различные жанры фольклора, писатель показал в крестьянине человека, живущего глубокими духовными запросами того времени и совершающего «возвращение» к матери-земле, которое сообщает новое высшее значение его жизни.

Группа 2

Жизнь старообрядческой общины Лесков стремился описать в своём произведении «Запечатленный ангел» (1873). И именно фольклор и помог ему в этом. Главные герои – староверы, «люди второго сорта» по тогдашним меркам. К ним в поселение нагрянули солдаты и жандармы, конфисковали все иконы. Но самое главное – они облили кипящей смолою главную святыню староверов – икону с изображённым на ней ангелом. И, конечно же, староверы решаются подменить икону и выкрасть её, а для этого они ищут по всей России иконописца, способного написать её точную копию. В итоге они во всём каются архиерею и переходят в истинное православие.

В «Запечатленном ангеле» много загадочных сцен, свойственных русскому фольклору. Так, например, одна барыня нередко просила некого старовера Пимена помолиться, чтобы были быстрее решены её проблемы. И каким-то неизвестным образом её просьбы быстро исполнялись. Она попросила, чтобы у неё родилась дочь, и скоро это действительно произошло. А «через год у госпожи опять до Бога просьба, чтоб муж ей дачу на лето нанял, - и опять всё ей по желанию делается». Важное место во всём произведении занимает странное видение некойМихайлицы. Сама она рассказывает об этом видении следующим образом: «Но только вдруг вижу во сне пожар, большой пожар: будто у нас всё погорело, и река золу несёт да в завертах около быков крутит и вглубь глотает, сосёт». А самой ей казалось, будто она, «выскочив в одной ветхой срачице, вся в дырьях, и стоит у самой воды, а против неё, на том берегу стремит высокий красный столб, а на том столбе небольшой белый петух и всё крыльями машет». Затем петух закричал человеческим голосом: «Аминь», и Михайлица очнулась. Сразу она услышала блеяние молодого барашка и начала будить Луку Кирилова. Через какое-то время, так и не разбудив его, она сказала: «Имя Иисусово вспомяни!». Но «только она сама это имя выговорила, как в горнице кто-то завизжит, а Лука в это время сорвался с кроватки и бросился было вперёд, но его вдруг посреди горницы как будто медяна стена отшибла». После всего этого главная святыня староверов была обнаружена на полу. Суеверные староверы восприняли это как Божье знамение.

Но рассказчик не ограничился эти видением. «А у нас не умолкали другие знамения, - говорит он, - по осени, только что стал лёд, как вдруг сделалась оттепель, весь этот лёд разметало и пошло по нашим постройкам коверкать, и до того шли вреда за вредами, что вдруг один гранитный бык подмыло, и пучина поглотила все возведения многих лет, стоившее многих тысяч».

Ещё более загадочна встреча с «анахоритом» Памвой. Во время странствий староверов в поисках художника-иконописца, способного создать точную копию иконы, один из них, Левонтий, сильно заболел, его начало лихорадить. Это произошло в лесу, Лёва уже почти умер, но вдруг из-за кустов появился «анахорит» Памва, повелел умиравшему встать, и тот действительно на некоторое время ожил. Но затем Лёва вновь умер, на этот раз навсегда.

В конце этого произведения - ещё одно чудо. Лука перебирался через реку по мостовой цепи. Когда он оказался на противоположном берегу и встретился с другим старовером, тот заявил, что видел странное свечение, будто Лука нёс фонари. Затем он заявил: «Это Ангелы тебя несли, а я теперь не преполовлю дня и умру сегодня», что и произошло.

Текст «Запечатленного ангела» написан характерным для речи староверов языком (с примесью народных выражений и церковно-славянских слов). Именно поэтому можно найти такие слова, как «халепа» (мокрый снег), «крыга» (льдина, плавучий лёд), «отрясовица» (лихорадка), «невеглас» (невежество) и т.д.

Группа 3

В повести «Житие одной бабы» (1863) Николай Семёнович изображает судьбу Насти Прокудиной, типичную для русских женщин, обречённых на рабское существование. Как и многие произведения писателя, повесть написана в сказовой манере. Устраняясь из повествования, автор как будто ограничивает свою роль тем, что записывает народный эпос.

Глубинная органическая связь этого произведения с фольклором очень существенна. В значительной степени именно она определяет собой не только особый сказовый стиль, но и всю поэтику повести. Следуя своему постоянному стремлению к подлинности изображения народной жизни, писатель особенно дорожит теми выработанными фольклором специфическими приёмами повествования, которые сводят почти на нет возможную авторскую пристрастность в освещении лиц и событий, обеспечивая максимальную достоверность рассказа. «Художественная выразительность и убедительность лесковского женского характера определяет его фольклорная основа, - пишет Л. А. Капитанова, - характер Насти будто сплетён из песен, "чутких, больных да ноющих".

И жизнь Насти не столько рассказана автором, сколько выпета самой героиней: когда, стоя у ключа, пела она о голубкиной тоске-печали и когда, не сдержавшись, пропела в хороводе Степану о "тереме из маковых зёрен", где хотела бы жить с милым. Песня, как судьба, неотступно ведёт за собой Настю с тех самых весенних ночей, которые донесли ей голос незнакомого песельника, и до той драматичной зимней ночи, когда она песней вызвала любимого из избы, решив больше не возвращаться в ненавистный прокудинский дом.

Героиня Лескова только тогда и живёт, когда из уст её льётся песня, пусть даже горькая и жалобная. Беспесенное пространство ассоциируется с пространством духовной смерти. Не случайно в описание свадьбы Насти, сравниваемой автором с похоронами, им не введено ни одного песенного текста»4. Таким образом, в песнях отражается мир чувств и переживаний человека. В них заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.



Обладая многосторонним практическим знанием народной жизни, немало гордясь своей органической сопричастностью с ней, Лесков с самого начала литературной деятельности встаёт в оппозицию к «неправдашним» представлениям о народе. Он стремится «спуститься к недрам и корням народной жизни», исследовать её состояние, раскрыть её потаённые законы. Лесков акцентирует детскую наивность в поведении простолюдина, подавленность его сознания предрассудками, восходящими порой к языческой древности, невыработанность нравственного чувства.

Стихийное поведение простых людей объясняется тем, что они оказываются неспособными уразуметь причины и мотивы своих поступков, имеющих драматические последствия.

Группа 4

Всё это представлено и в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Главная героиня, Катерина Львовна, влюбившись в «красивого молодца» Сергея, который затем предаёт её, убивает свёкра Бориса Тимофеича, потом – мужа Зиновия Борисыча, после этого – Федю - племянника Бориса Тимофеича. В конце повести она становится виновницей смерти арестантки Сонетки и кончает жизнь самоубийством.

Эпиграф к этой повести – пословица «Первую песенку зардевшись спеть». Об этой пословице фольклорист М. Д. Чулков пишет: «Привычка и частое упражнение в делах, слыхал я, приводят в совершенство. Когда мы желаем чему-нибудь научиться, то приступает к нему весьма тупо, от того-то и произошла эта пословица»5.

Но это не единственное народное выражение в повести. Так, например, Сергей (ещё в начале повести) кричит на рядом стоявших работников: «Ну, вы, олухи царя небесного! Сыпь, не зевай, гребла не замай; будут вершки, наши лишки». А Катерина Львовна, дожидаясь своего мужа, думает про себя: «Ищи вчерашнего дня!». Сергей, разговаривая с Катериной Львовной, говорит: «Козьи рога у нас в торг нейдут».

О работе над повестью Лесков вспоминал: «Когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов»6.

Надо сказать, что в этой повести присутствуют фантастические сцены, присущие русским «рассказам о мертвецах». После убийства Бориса Тимофеича Катерине Львовне два раза являлся какой-то «такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый» кот, у которого «усы как у оброчного министра». Затем, являясь в последний раз, этот кот начал «таково-то мудрёно курнычить, будто слова выговаривать» и потом внятно произносить слова: «Какой же я кот! С какой стати? Ты очень умно рассуждаешь, что я совсем не кот, а Борис Тимофеич». После этих слов этот странный кот вдруг резко преобразился. Теперь перед Катериной Львовной лежал кот с головой Бориса Тимофеича «во всю величину», а вместо глаз у него было «по огненному кружку», причём они вертелись в разные стороны.

В самом конце повести Катерину Львовну переводят из одного острога в другой, и её путь проходит через реку. Ей «гул и стон слышались из раскрывающихся и хлопающих валов». И вот из одного вала показалась ей «синяя голова Бориса Тимофеича», а из другого «выглянул и закачался её муж, обнявшись с поникшим головой Федей». В повести есть место и примете. Катерина Львовна за разговором с кухаркой сказала, что ей снился месяц, а потом кот. Кухарка же подметила: «Месяц это младенец». После этого Катерина Львовна ждала ребёнка.

Очень важное место в повести занимает песня. В конце повести можно обнаружить следующую песню:

За окном в тени мелькает русая головка.

Ты не спишь, мое мученье, ты не спишь, плутовка.

Я полой тебя прикрою, так что не заметят.



Это отрывок из стихотворения Я. П. Полонского «Вызов», ставший распространённой острожной песней.

Таким образом, Лесков создаёт яркий и сложный характер, убедительно раскрывает противоречивость натуры своей героини, соединяющей в себе высокое и низменное. Использование же писателем различных фольклорных жанров помогает читателю яснее представить себе натуру героини и среду, её окружавшую.

Группа5

Поиск идеала русского характера, основанного на национальной самобытности, ярко виден в создании произведения «Несмертельный Голован» (1880). «Сам он почти миф, а история его – легенда» - этими словами начинается рассказ. Он рассказывает о человеке, будто бы рождённом из фольклора. С одной стороны, Голован – это могучий, бесстрашный, мужественный былинный богатырь. С другой стороны, это великий праведник (а рассказы о праведниках всегда пользовались популярностью в народе).

Кроме того, это ещё и колдун, волхв, чародей. Так, например, в третьей главе Лесков изобразил Голована как волхва. Лесков, рассуждая о Павлагеюшке («Головановом грехе»), удивляется её чёрным бровям: «Наши девушки, впрочем, знали и очень рано сообщили мне секрет этих бровей: дело заключалось в том, что Голован был зелейник и, любя Павлу, чтобы её никто не узнал, - он ей, сонной, помазал брови медвежьим салом. После этого, разумеется, в бровях Павлы не было уже ничего удивительного, а она к Головану привязалась не своею силой».

В шестой же главе Лесков поместил фантастический эпизод. Умер Орловский епископ Никодим. Он был злым и жадным человеком, сдавал в солдаты «очень много духовных», стремясь получить какой-нибудь орден или награду от государства. Его погребли под церковью, но скоро «пошла явная речь от прежде погребённого там епископа» Аполлоса, требовавшего перехоронить Никодима.

В той же главе встречаем ещё один такой же эпизод. Во время страшной эпидемии Голован, однажды находившийся возле реки, « косой отрезал себе прочь в один мах всю икру у ноги» и «кинул отрезанный шмат мяса величиною с деревенскую лепёшку в реку». После этого он остался жив, а через некоторое время эпидемия прекратилась. Конечно, народ решил, что тем самым Голован принёс жертву, пострадал за всех и избавил людей от болезни. Но в конце повести бабушка Акулина Васильевна опровергает все эти суеверия. «Икру он себе отрезал для того, что у него тоже прыщ чумной сел; он знал, что от этого спасенья нет, взял скорее косу, да всю икру и отрезал», - сообщает она. Таким образом, всё-таки Голован был обычным человеком, но народ создал вокруг него ореол таинственности и волшебства.

Выявляя характерную трансформацию лиц и событий в народном восприятии и фантазии, Лесков далёк от какой бы то ни было идеализации народа. Наоборот, он в некоторых произведениях показывает порой драматические последствия отсталости крестьянского сознания. Типичное произведение такого типа - рассказ «Погасшее дело» (1862), очень похожий на быличку.

В этом произведении перед читателем предстаёт картина засухи в одном из сёл. Суеверные крестьяне нашли своё объяснение этой беде. До этого на общем погосте был похоронен пономарь-пьяница. И суеверный народ решил, что покойники, не желающие лежать рядом с пьяницей, «молят Бога дождя не давать». Естественно, мужики решают «изничтожить» бедолагу, зажечь «из мёртвого сала свечку» и искупить свою вину перед усопшими. И в результате содеянного полсела обрекает себя на каторгу. В этом рассказе Лесков, несомненно, критикует суеверность крестьян и их непросвещенность.

Группа 6

Повесть «На краю света» (1875) призвана рассказать о нелёгком подвиге служения миссионеров, покритиковать слишком нетерпеливых епископов, показать российскому обществу, что и дикари тоже являются людьми.

Сюжет повести таков. Архиепископ Нил, отправленный на служение в Сибирь, поехал вместе с монахом Кириаком «распространять веру Христову» тунгусам и другим дикарям. Но в итоге они разлучились, заблудились и потерялись. Нил и его проводник, тунгус, убеждённый в истинности языческих верования своих предков, выживают. А Кириака его проводник, принявший христианскую веру, бросает на произвол судьбы.

В повести много весёлых моментов, напоминающих народные анекдоты. Например, проводник Нила узнал о том, как «Христос на глаза слепому плевал – слепой видел». И вот, когда Нилу из-за длительного сна на морозе не удалось сразу открыть глаза, проводник тотчас же ему «взял и в глаза плюнул и ну тереть рукавом».

Интерес к народному творчеству, не только русскому, свойственен Лескову. В этой повести в шестой главе помещено религиозное предание тунгусов о пятистах путешественниках, «пустившихся путешествовать по земле под руководством книжника-обушия». Они встретили духа, принявшего самый ужасный вид.

- Есть ли у вас такие чудовища? – спросил дух.

- Да. Это все те, которые завистливы, жадны, лживы и мстительны, - ответили ему.

Затем дух стал «человеком, таким сухим и тощим, что даже жилы его пристали к костям».

- А такие есть? – вновь спросил дух.

- А как же! Это все любящие почести!

[Во время прослушивания этой части предания архиепископ Нил заметил, что эта мораль может быть пущена на архиереев]

Затем дух превратился в прекрасного юношу.

- А есть у вас такие?

- Да. Между нами есть несравненно тебя прекраснее: это те, которые имеют острое понятие и благоговеют к Богу, вере и святости.

Это предание призвано ввести читателя в изображаемую картину жизни тунгусов. С той же целью Лесков вводит в повествование несколько упоминаний о тунгусских богах. К таким богам можно отнести Тенгеринов (богов природных стихий), Дзол-Дзягачи (богиня, дарующая детей). Упоминается также об обычае тунгусов приносить в жертву демонам умерших собак.

Результатом урока становится таблица, показывающая цель использования различных жанров фольклора в произведениях Н.С. Лескова.

Жанры фольклора, использованные Лесковым


Цель использования


Лирические песни

Изображение мира чувств и переживаний героя, его мироощущения, настроения, стремлений; описание отношения к нему других героев, сведение к минимуму авторского повествования, создание убедительного характера героя ("Очарованный странник", "Житие одной бабы", "Леди Макбет Мценского уезда").




Анекдоты

Критика героя, в лице которого может выступить и целое сословие, выявление существенных недостатков в его действиях, поиск выхода из определённого положения ("На краю света"); обнаружение принадлежности героя к непросвёщенной группе людей, насмешка над его суеверностью и безрассудством, господством стихийного начала в его поведении (" Очарованный странник").


Предания, легенды

Воссоздание точной, живой картины из жизни людей, описание их верований, обычаев и нравов, использование морали преданий для критики героя, для создания нравоучения, обращенного к читателю ("На краю света").




Суеверия, приметы, былички

Обнаружение непросвещённости, суеверности и простодушия тех, кто искренне верит приметам и суевериям, насмешка над господством у этих людей стихийного начала ("Очарованный странник", "Запечатленный ангел"); обличение преждевременных и необоснованных суждений, основанных на приписывании многих странных явлений к чудесам ("Несмертельный Голован"); усиление мрачности и таинственности описания ("Погасшее дело", "Леди Макбет Мценского уезда").



Пословицы, поговорки

Создание живой, безыскусственной, настоящей картины народной жизни и речи, точное определение данной ситуации и обнаружение выхода из неё, выявление определённых черт характера героя (характерно для любого произведение Лескова); обобщение всего произведения, передача его основной мысли ("Леди Макбет Мценского уезда").





Итак, результатом нашего исследования стало составление таблицы, наглядно показывающей цели использования различных жанров фольклора у Лескова. Как видно, особенно часто писатель применяет в своем творчестве суеверия, приметы и былички.

Автор благодаря данным фольклоризмам изобличает суеверность всех тех, кто чистосердечно верит в существование сверхъестественных сил, высмеивает таких людей; изобличает безвременность порой бессмысленных соображений, связанных с той же самой суеверностью, а иногда усиливает мрачность описания.

Довольно часто Лесков использует лирические песни и анекдоты. Анекдоты то критикуют неугодного писателю героя, то насмехаются над ним, но иногда подсказывают ему выход из положения.

Лирические песни помогают автору и показывать чувства, волнения героя, и описывать его мироощущение, влечения, и сводить к минимуму авторское повествование.

Почти в каждом произведении «самобытнейшего русского писателя» есть место пословицам и поговоркам. Используются они для более точного описания жизни людей и их речи. Кроме того, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» пословица является эпиграфом и передаёт основную мысль текста.

Применяемые в повести «На краю света» предания и легенды служат главным образом для воссоздания живой картины из жизни дикарей. Из предания появляется мораль, обращённая как к читателю, так и к герою.



Рефлексия:

  1. Чему был посвящен сегодняшний урок?

  2. С какими заданиями вам было легко справиться, а какие вызвали трудности?

  3. Произведения Н.С. Лескова нужно изучать, потому что…




Литература:

  1. Горький А. М. Собр. соч.: В 30 т. – М., 1969. – Т. 7.

  2. Шалаевой Г. П. Краткий справочник школьника. – М., 2003.

  3. Дмитриенко С. Ф. Н. С. Лесков: повести и рассказы. – М., 2002.

  4. Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. - М., 2003.

  5. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. – М., 2001





1Горький А. М. Собр. соч.: В 30 т. – М., 1969. – Т. 7. – С. 342.

2Цит. по Шалаевой Г. П. Краткий справочник школьника. – М., 2003. – С. 107.

3Цит. по Дмитриенко С. Ф. Н. С. Лесков: повести и рассказы. – М., 2002. - С. 618.

4Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. - М., 2003. – С. 26.

5Цит. по Дмитриенко С. Ф. Н. С. Лесков: повести и рассказы. – М., 2002. - С. 434.

6 Цит. по Дмитриенко С. Ф. Н. С. Лесков: повести и рассказы. – М., 2002. - С. 434.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование по творчеству Н.С. Лескова

Автор: Тихонова Елена Николаевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства