kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование по произведениям царства Берендея (по рассказам М.М.Пришвина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для шестиклассников. Целями урока являются: показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире. Ребята делают мудрые выводы о высоком назначении человека - быть ответственным за все живое на Земле.Урок пробуждает волнение, чувство переживания, воспитывает чувство красоты и доброты, любовь к родной природе, умение видеть, слышать, понимать природу и проникать в ее тайны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по произведениям царства Берендея (по рассказам М.М.Пришвина)»

Урок – исследование



по произведениям царства Берендея

(по рассказам М.М.Пришвина)



5 класс



Учитель: Фоменко С.М





Урок - исследование по произведениям царства Берендея.

(по рассказам М.М.Пришвина).



Цели урока: 1. Показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

2. Раскрыть ребятам мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; простоту, точность, живописность языка Пришвина, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

3. Пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; воспитать на примерах рассказов Пришвина любовь к родной природе, умение видеть, слышать, понимать природу, проникать в ее тайны.

Эпиграфы. 1. “Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем” (К. Г. Паустовский).

2. “… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” (М. М. Пришвин).

3. “Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье – заглянуть миру в лицо” (М. М. Пришвин).

4. Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с тем же корнем: родина, род, роды, родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание...”  (М. М. Пришвин).

Ход урока

  1. Мотивация к уроку.


– Доброе утро и солнцу, и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам! 

Чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем добра и удачи.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду?

- Какое сегодня небо?

-Какие стояли деревья?

- Как вели себя птицы?

-Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают)

- Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин.

Свое настроение вы попытались показать в виде рисунков о природе, а почувствовать всю прелесть и красоту родной природы вам помогут еще и эпиграфы.



2. Вступительное слово учителя

---- Как вы думаете? Бывают на свете волшебники? (Да, в сказках).

----А вот и не только в сказках, но и в жизни. Жил на земле такой писатель, которого читатели называли волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка. Этот писатель – М. М. Пришвин. Именно поэтому сегодня мы отправляемся с вами в исследование - путешествие царства Берендея.- слайд 1.

слайд 2.

-

Секрет его колдовства – в удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное.

- слайд 3

Пришвин так писал: “Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват”.

-Слайд 4

- слайд 5.

Чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, как они свершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим”.

Слайд 6.

Книги Пришвина, говоря его же словами – это “бесконечная радость постоянных открытий”.

Мы совершим путешествие в мир книг М. М. Пришвина, мир единения человека и природы, открывая его для себя.

--- Какие цели стоят перед нами на уроке сегодня? Чему мы должны научиться?

Дети: учиться исследовать и анализировать произведения писателя, познакомиться с его биографией, учиться находить в тексте средства выразительности, воспитывать в себе любовь к природе.

--- Да, мы будем учиться видеть в обычном – необычное, в обыденном – чудесное и волшебное. Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, почувствуем красоту, точность и живописность языка Пришвина. Такова цель нашего урока.

--- Я хочу представить вам своих помощников.

3. Содержание урока.

Слайд 7

--- чтение стихотворения М. Цуранова «Старик». 

Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать,

Как этот человек…

- слайд 8.


И так этот человек - Михаил Пришвин, 4 февраля ему исполнилось 140 лет со дня рождения. (Обращение к портрету)
- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда?(Добрый, ласковый, внимательный взгляд)


-Михаил Пришвин удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек - М. Пришвин. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем пришвинских произведений, была природа.

1. Как становятся “волшебниками”.

Учитель. Всё на свете имеет своё начало, свои истоки, и наше исследование - путешествие начнётся с рассказа о том, как Пришвин стал писателем.

Как появился в России добрый волшебник Берендей, писатель Пришвин? Откуда он родом? Что было главным в его детстве?

Выступление ученика о том, как Пришвин стал писателем.



- слайд 9.



Ученик. Пришвин родился в д. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 23 января (5 февраля н. с.) 1873г.

-слайд 10.

- Слайд 11.

Природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и по существу небогатая. Здесь он провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

- Слайд 12.

Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- слайд 13.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, гимназия, учёба в Германии, в Лейпцигском университете, служба агрономом в Клину и Луге. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на Север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой.

Он повинуется голосу сердца – быть среди народа, слушать его удивительный язык, записывать сказки, поверия, приметы.

- слайд 14.



По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, обошёл пешком весь север и написал об этом своём путешествии книжку.

- слайд 15.

Был тогда наш Север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком, и назвал он свою первую книгу “В краю непуганых птиц”.

Так Пришвин стал писателем. Есть одна старинная сказка, она начинается так “Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота – дальше и дальше…”

Пришвин к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря и океана – всё шёл и шёл за колобком.

- слайд 16.

Учитель. Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. И после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.

Вспоминая своё детство, Пришвин писал, как часто он “уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь.– в находках.

- слайд 17.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

- Слайд 18.

Похоронен Пришвин на Введенском кладбище в Москве.





- Слайд 19.

Давайте представим себе, что и перед нами сейчас катится тот волшебный колобок, и мы идём вместе с ним в мир книг волшебника М. М. Пришвина. А настроят нас на это путешествие прекрасное стихотворение.

Н. Рыленкова « Все в тающей дымке».

- слайд 20.

Всё в тающей дымке -

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.


- слайд 21.


Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.




- слайд 22.



Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце

- слайд 23.


Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

нахлынули дружно.

- слайд 24.


Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Беседа с классом.

– Какая разница между словами “увидеть” и “всмотреться”? “Услышать” и “вслушаться”?

- слайд 25.- Пришвин говорил:

  1. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.

- слайд 26.

Учитель. Итак, отправимся в путешествие. Будем искать чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь.

- слайд 27.

Дома вы читали рассказы Пришвина. Представим себе, что мы в лесу. Поют птицы, где-то журчит ручеёк, трепещут листья на деревьях. Мы отправляемся за чудесами по лесным и луговым тропинкам.

- слайд 28.



3. Работа в группах. ( три группы).Беседа с классом:

- Подумайте, почему рассказ назван “Золотой луг”?

- Почему сначала цветы были “неинтересные”, а потом стали “интересными”?

- Что за цветок одуванчик?

(Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава – дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.)

- “Но раз мне удалось сделать открытие”. Какое открытие сделал мальчик?

- Почему потом дети назвали цветки интересными?

(В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали.)

- О чем хотел сказать Пришвин в этом рассказе? Он просто описал цветки или имел что-то в виду?

- Какой вывод можно сделать из рассказа?

(Произведения М.М.Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить)

---Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним.

- слайд 29.

- Однажды поэта В.Солоухина спросили, какой у него любимый цветок, он ответил, что любит кувшинку, ландыш, подснежник, ромашку, василек, розу. Но одуванчик ему ближе всех цветов. Он любит одуванчик

- слайд 30.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве.
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим – никогда!)
Но это к слову. Вовсе не за то
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,

- слайд 31.


Что он растет у самого порога,
У старенькой заваленки, у прясла,
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.
И сам срывал я голыми руками,
Легко сдувал пушистые головки,
И опускались легкие пушинки на землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик…
(“Цветы”, 1962)

- Итак, за что же поэт В.Солоухин любит одуванчики? Сравните рассказ “Золотой луг” и стихотворение “Цветы”.

- И в рассказе “Золотой луг”, и в стихотворении “Цветы” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем.

- слайд 32.

Нужно ли было говорить “отыскал одуванчик”? Ведь на лугу множество одуванчиков?
– Почему автор говорит: “раскрывает свои ладони”? Разве у одуванчика есть ладони! Что за прием здесь употребляет автор? (метафору)
– Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам, цветам, природе?

Обобщение: в природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо.

- слайд 33.

- О другом законе природы мы узнали из рассказа “Этажи леса”, который вы прочитали дома.

- Понравился вам рассказ? Чем?

- Что же это за этажи в лесу?

- Давайте подробнее остановимся на случае на поляне.

- Почему гаечки-синички не захотели спуститься вниз к птенцам и выйти за пределы своего этажа?

(Птицы не могут поменять этажи, как люди. В природе все закономерно. Каждое животное или птица живет только в тех условиях, благоприятных для их жизни, и изменение места жительства для них губительно. В процессе естественного отбора сложились эти ярусы)

- Итак, из этого рассказа мы с вами узнали, что Пришвин называет этажами леса, что природа устроена закономерно, но может быть кто-то заметил и другую мысль, не менее актуальную в наши дни?

- Путники сначала разрушили гнездо птиц (правила поведения на природе), но смогли помочь их горю, детеныши (птенчики) не пострадали, родители счастливы, но есть и грустное место, ведь чтобы устроить гнездо на нужной высоте, “этаже”, как пишет Пришвин, путники сломили верх соседней березы. А ведь это тоже живое существо.

- Как же нужно было поступить друзьям? С одной стороны, они помогали птицам, с другой – могли загубить березку? Какой вывод можно сделать?

(Беречь природу, не поступать необдуманно)

- Каково же отношение автора к природе?

- Итак, главная мысль в “Золотом луге” - умение видеть в незаметном прекрасное, в “Этажах леса” - устройство природы, бережное отношение к ней.

Мы, жители села, все время находимся среди природы. Как вы наблюдаете природу, находясь на улице?


– Знаете ли вы какие-нибудь народные приметы? Приведите примеры.

--- словарная работа.



- слайд 34.

(Народная примета – это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой форме). 


– Народные приметы очень красивы, предельно лаконичны. И мы порой не успеваем заметить ее художественное изящество.

Народные приметы

Урожай рябины – к красной, золотой осени.

Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.

Комары и мошки столбом – к ведру.

Кошка клубком лежит – на мороз.

Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.

Паук плетет свою паутину колесом – будет ведро.

Одуванчик сжимает шар – к дождю.

Облака плывут низко – ожидай стужу.

Коли грибы уродятся и на хлеб урожай.

Зима снежная – лето дождливое.

Ночью был иней – днем снега не выпадет.

Снежный буран днем предвещает мороз ночью.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу.

  1. Викторина о птицах 

- слайд 35.



– Почему снегирю дали снежное имя? (Они прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север)
– Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет)
–  Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком)
– У какой птицы большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов)
– Какая перелетная стая обещает снег?  (Стая перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада)

- слайд 36.


– Кто ни разу шага не сделал?  (Воробей)
– Какая птица умеет дразниться? (Попугай)

- слайд 37.


– Какая птица хвостом разноцветным гордиться? (Павлин)
–  Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)

5. Физминутка.

Мы желаем Вам добра.
Выходите на разминку,
Побыстрее – да-да-да!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Приседаем – раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Влево - вправо наклонись!
Всем соседям улыбнись!
Вот здоровья в чем секрет!
Здравствуй, Солнце!
Всем привет!



6. Поляна “Времена года”.

- слайд 38.

Продолжение путешествия за чудесами.

Учитель. Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть. Отдыхаем мы на волшебной поляне. Помните ту, на которой встретились все 12 месяцев? А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, весны, лета и зимы. А помогут нам в этом строки произведений Пришвина и птичьи голоса.

--- учитель читает строки из рассказа М.Пришвина «Неведомому другу».

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный; и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку,— завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!


- слайд 39.

Учитель. Пришвин в “Лесной капели” писал: “Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно…”.

Пришвин говорил: “В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины”.

Что такое Родина?



- слайд 40.

Родство – близость по крови или по духу.
Родственник – состоит в кровном родстве.
Родственный. 

--- составление и зачитывание составленных синквейнов к слову «Родина».

И мне хочется прочитать вам стихотворение Валентины Булдановой «Частица Родины моей».

За суетой бегущих лет нам вечно недосуг.

У нас порой минуты нет, чтоб посмотреть вокруг.

Быть может, жизни суета, и власть, и денег звон.

Души остывшей пустота, плохой ненужный сон.

Не торопись, остановись, мой незнакомый друг.

Взгляни по-новому на жизнь, на все, что есть вокруг.

Попробуй ветер на язык, послушай шум берез.

Вдруг то, к чему давно привык, растрогает до слез.

Тугие хлопья облаков и синева небес,

И прелесть птичьих голосов, и в сизой дымке лес.

И распустившийся цветок, и звонкий смех ручьев,

И глухарей таежный ток… Все это, друг, твое!

И воды вольные Оби, и гордых сосен стать.

Ты эти ценности люби и береги, как мать.

Частица Родины твоей, где ты рожден на свет.

Нет ничего ее родней, дороже в жизни нет!

Слайд 41



Учитель: Чувство родины не покидало Пришвина никогда. Он вновь и вновь обращался к описанию родной природы, людей, живущих на елецкой земле:
«Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она существует. Я жил в болотах, в комарах, принимая такую природу как девственную, самую лучшую…
И вот почему, когда я вышел из болот м стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете».

---Как вы понимаете слова родственное внимание? 

(Внимание как к родному, близкому человеку).

Со всей летающей, плавающей, бегающей тварью я чувствовал родственную связь” (М. М. Пришвин)



- слайд 42.

В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь: и цветок, который нам встретился на пути, единственный,

- слайд 43.

и это грустная ива, что склонилась над водой,

- слайд 44.

и этот ёжик, что перебежал нам дорогу в лесу.

Учитель. Попробуйте теперь и вы проявлять постоянно по отношению друг к другу внимание, понимание, умение работать вместе.

Учитель. 

---- Пришвин часто говорил волшебное слово - здравствуйте. А почему он считал слово  здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными?

- слайд 45.



Учитель. Пришвин с этим прекрасным словом обращался ко всем птичкам, зверушкам, цветам, деревьям.

Чтение стихотворения В. Солоухина “Здравствуйте…”.


Мне навстречу попалась крестьянка, пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

Здравствуйте!—

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,

Это — главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я — человек, и вы человек —

Мы люди на этой земле.—

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!


Пришвина любили многие и всегда. Гордились им и посвящали ему свои стихи.


- слайд 46.


---Чтение учеником стихотворения о Пришвине моряка Д. Тихонова «Памяти Пришвина»

Когда у Полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том.


И, ветер когда завывая

Несет ледяную метель,

Над книгой о нем забывая,

Я слышу лесную капель...


...Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют березки-невесты

На землю куски бересты.


Пускай озверело колотит

В борта штормовая волна -

Я вижу на топком болоте

Ковер из кукушкина льна,




- слайд 47.


На дальний огонь деревушки

Иду не спеша через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес.


Под сумрачным небом чужбины

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картины

Со мной, у меня на борту.


За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.


---чтение учеником стихотворения Т.М. Лапиной о писателе.

- слайд 48.


Рассказы Пришвина читаю.
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю, - 
Рассказы Пришвина читаю,
Все забывая в этот миг.
И вместе с ним по тем местам,
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.



- слайд 49.


Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены
И я, как в храм, иду в леса,
Где «свечки-елочки-старушки»,
В болоте «Блудовом» – лягушки,
И верю в эти чудеса.
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетенных веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.

- слайд 50.

Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло родиться
На той земле, где Пришвин жил.

7.Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. Закончилось наше исследование - путешествие в царство Берендея.

- слайд 51.

Интересным ли оно было для вас?
– Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?
– Смогли ли мы всмотреться и вслушаться?
– Что показалось особенно интересным?

- С чем же сочетается точнее всего в вашем сознании имя Пришвина?

(Оно сочетается со словом “природа”, поэтому часто его называют певец русской природы.)



--- попробуйте закончить мои предложения.

Слайд 52.


- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы учились читать бегло, выразительно, пересказывать и понимать текст.

(Ученики делятся своими впечатлениями.)

Сегодня на уроке мы учились видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны, и значит любить свою Родину.

8. Задание на дом: Написать минисочинение “Исправная – станица славная»



20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок - исследование по произведениям царства Берендея (по рассказам М.М.Пришвина)

Автор: Фоменко Светлана Михайловна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства