Урок-исследование по литературе «Унылая пора! Очей очарованье!»
Урок-исследование по литературе «Унылая пора! Очей очарованье!»
Урок-исследование по литературе: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Тип урока: Урок – исследование, защита проектов
Тип проекта: исследовательско - информационный; по продолжительности проведения: краткосрочный; по количеству участников: групповой
Цели урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства.
Обучающая: формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; Развивающая: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования; развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; активное творческое, ассоциативное мышление; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.
Средства обучения: аудиозапись “Сборник классической музыки”, аудиозапись стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», презентации, выставка сборников стихотворений об осени, проектор, презентация
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение
Методы обучения: метод проектов
Методики обучения: методика развития связной речи
Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.
Подготовка к уроку:
Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1-я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени,, презентацию о поэтах, пишущих об осени, оформляют выставку сборников стихотворений об осени.
2-я группа – “художники” – готовят презентацию о биографиях художников, пишущих о природе, подбирают стихи к их картинам
3-я группа – “композиторы” – готовят презентацию о биографиях композиторов, пишущих о природе и кинозарисовку об осени
На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги, ручки. Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по литературе «Унылая пора! Очей очарованье!» »
Синягина Ю.В. МОАУ «СОШ №25, г.Орск»
Урок-исследование по литературе: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Тип урока: Урок – исследование, защита проектов
Тип проекта: исследовательско - информационный; по продолжительности проведения: краткосрочный; по количеству участников: групповой
Цели урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства.
Обучающая: формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; Развивающая: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования; развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; активное творческое, ассоциативное мышление; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.
Средства обучения: аудиозапись “Сборник классической музыки”, аудиозапись стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», презентации, выставка сборников стихотворений об осени,проектор, презентация
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение
Методы обучения:метод проектов
Методики обучения: методика развития связной речи
Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные,предметно – ориентированные.
Подготовка к уроку:
Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1-я группа – “лирики” – готовят выразительное чтение стихов об осени, , презентацию о поэтах, пишущих об осени, оформляют выставку сборников стихотворений об осени.
2-я группа – “художники” – готовят презентацию о биографиях художников, пишущих о природе, подбирают стихи к их картинам
3-я группа – “композиторы” – готовят презентацию о биографиях композиторов, пишущих о природе и кинозарисовку об осени
На столе: таблица “Осень в искусстве”, листы бумаги, ручки. Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.
ХОД УРОКА
I.Оргмомент. Мотивационное начало урока.
Слово учителя:
- Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Цель урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства
Класс был поделен на 3 группы, каждая из которых готовила мини-проекты на темы: Осень в стихотворениях русских поэтов, в живописи и музыке IXX века.
У вас на столах, ребята, осенние букеты из листьев и цветов. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать не только грусть, но и прелесть этого прекрасного времени
На уроке мы послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе. Деятели различных видов искусства по-своему создают образ осени: художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков. Но все они своим творчеством выражали свою любовь к Родине, природе.
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:
Унылая пора! Очей очарованье!
А.С. Пушкин
Да, так писал об осени великий русский поэт. А какой видит осень каждый из нас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов.
II. Словарная работа
Искусство – Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.
Живопись - 1.Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок.
Пейзаж – [франц. paysage]
1.Жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.
2.Описание природы в литературном произведении.
III. Защита проектов.
В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке. В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.
Осень в искусстве
Литература
Живопись
Музыка
Осень в литературе
Защита проекта 1-ой группы. Чтение стихотворений, представление презентации о поэтах IXX века
См. презентацию
— Чем различаются картины, нарисованные поэтами, и есть ли что-либо общее в них?
— Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов осенью?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.
Защита проекта 2-ой группы.
Просмотр презентации: репродукции художников и подобранные стихи к ним
См. презентацию
- Что объединяет эти картины?
- А похожи ли они одна на другую? Почему?
- Какие же основные цвета в пейзажах?
- Какое настроение передают нам авторы?
Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.
Осень в музыке
Защита проекта 3-ей группы.
Краткие сведения о Чайковском
Кинозарисовка «Осенняя сказка» под музыку Чайковского «Охота» Октябрь
См. презентацию
- Какие чувства возникли в вашей душе при прослушивании музыки?
- Как, по-вашему, с помощью чего мир человеческой души, характер восприятия окружающего может быть выражен полнее, ярче, глубже – с помощью чарующих звуков музыки или же средствами поэтического искусства?
Конечно, каждый из вас имеет право на свое мнение: кому-то ближе музыка, кому-то – поэзия. Действительно, музыка и поэзия вряд ли могут противостоять друг другу. И слово, и звук – способы выражения человеческих чувств
IV. Итоги урока:
Обобщающая беседа
- Ребята, вы сегодня многое увидели, услышали, какой видит осень каждый из вас? И согласны ли вы со словами Пушкина, что осень унылая пора?
- Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц).
V. Задание на дом:
Вернемся к эпиграфу урока:
Унылая пора! Очей очарованье! А.С. Пушкин
У каждого человека свои ассоциации со словом ОСЕНЬ, напишите, пожалуйста,сочинение – миниатюру: «Мои ассоциации со словом ОСЕНЬ»