kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -исследование по литературе "От Старцева к Ионычу"( по рассказу А.П.Чехова "Ионыч")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок -исследование   раскрывает идейное содержание рассказа, выясняя причины  деградации Старцева  и постепенное его превращение в Ионыча.На уроке предусмотрена индивидуальная работа, работа в парах; задания творческого характера: смысл название рассказа,характеристика героя, образы-символы в рассказе, свой вариант концовки, раскрытия проблемы"Почему не состоялась любовь Старцева и Котика" в ОК на основе текста. содержание урока способствует негативному отношению к обывательщине, мещанству,формирует активную жизненную позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы От Старцева к Ионычу»

Тема : “От Старцева к Ионычу»

(Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»)


ТДЦ: Раскрыть идейное содержание рассказа «Ионыч», показать процесс деградации

человека, выяснить причины превращения доктора Старцева в Ионыча.

Совершенстовать навыки работы с текстом, умения анализировать, давать характеристики, развивать творческую фантазию и мыслительную деятельность учащихся.

Воспитывать негативное отношение к обывательщине, мещанству, формировать активную жизненную позицию



Урок –исследование

Оборудование : портрет А.П. Чехова, схемы, творческие работы учащихся., эпиграф.


«Берегите в себе человека»

А.П. Чехов



Ход урока:

1.Орг момент. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Викторина по биографии творчеству А.П. Чехова


3.Н/м

Работа над рассказом «Ионыч»

-История создания рассказа ( опер задание –подгот ученик).

Рассказ написан в 1898 году.


Учитель : Проблемный вопрос : В чем идейное содержание рассказа?


-Кто является главным героем рассказа? Что мы узнаем о нем в 1-й главе (работа с текстом)

-Как вы думаете , какова цель рассказа? (показать изменения героя, превращения Старцева в Ионыча.)

-Какой прием использует автор, чтобы это показать? (особенность композиции. С какой временной точки ведется повествование? Где находится автор в момент рассказывания, обратите внимание на глаголы)


Учитель : Давайте этот процесс будем рассматривать поэтапно, последовательно и отмечать это на доске в виде ступенек, ведущих вниз или вверх.

Итак на первой ступеньке отмечаем, что ..? (Дмитрий Ионыч Старцев – земский врач)


-С чего начинается рассказ? С кого? Прочтите. ( Со знакомства с семьей Туркиных)


-Какова роль семьи Туркиных в рассказе? (работа в парах – по своей схеме)

-Как же Старцев, несмотря на это , воспринимает игру Котика? (в тексте : «Прекрасно»)

-Как вы думаете, как это характеризует героя? (отмечаем ступеньку вниз)


-Почему , несмотря на то,что Старцев оценил бездарность романов и игры Котика, он чувствует себя прекрасно?




-Чтобы представить себе работу земского врача давайте познакомимся прочтем рассказ Вересаева «Земский врач». Так , что мы узнали из этого рассказа?


-Продолжим анализировать роман (1 и 2 главу), какие изменения происходят со Старцевым, чем он занимается ? (трудился , не было свободного времени)

Покажите этот процесс на доске (ступенька выше)


-Какое важное событие происходит в жизни Старцева?

(он влюбляется в Котика -из текста : «С ней он мог часами говорить о литературе, искусстве…).

-Как развиваются отношения Котика и Старцева?

-Анализируем образ Старцева, как характеризует его несостоявшееся свидание на кладбище , как оно раскрывает нам внутренний мир героя? Работа с текстом (несмотря, на особенность кладбища, обращает внимание на окружающую природу (текст). В нем еще живет романтик, он еще может остановиться, оглянуться. Именно в этой способности оглянуться –залог возможной победы над пошлостью жизни. И грустно от того, что эта способность оказывается не поддержанной, невостребованной и гаснет, как слабый огонек, т.е именно любовь могла спасти Старцева.)


-Почему же не состоялась любовь Старцева и Котика?

(опер задание учащихся –работа со своей схемой)



-Какие изменения произошли с героем рассказа?

Как его уже зовут? Каков его образ жизни? Каким мы его видим в конце ?

- Как автор показывает деградацию героя? (схема)



-С какого момента происходит превращение Старцева в Ионыча?

- Как работает заглавие рассказа? В чем его смысл и лексическое значение имени Ионыч? (Арман –схема, ассоциации, защита)


-Какие символы образы представлены в расказе ? (Творческое задание Рустам)

-В чем общечеловеческое звучание рассказа? Какие уроки мы должны извлечь из него.

Ответ на проблемный вопрос.

(разумная творческая жизнь. Человек сам строитель своей судьбы, он сам ответственен за свою судьбу, главная тема рассказа: тема смысла жизни.)


-Как относится автор к герою?

-С какими литературными героями мы могли бы поставить в Ионыча в один ряд? Почему?.


-Как вы думаете, мог ли Ионыч прожить свою жизнь по –другому?

Свои варианты концовки рассказа представляют подготовленные учащиеся.


4. Вывод. Подведение итогов.

5. Д/з мини –сочинение «В человеке все должно быть прекрасно»- «5»

На «4» - отзыв на рассказ Чехова «Ионыч».







Просмотр содержимого документа
«приложение к уроку Ионыч»







































Смысл названия рассказа «Ионыч» и лексическое значение имени героя

































Подготовил Токпаев Арман



Вариант концовки.

Старцев: (обращаясь к Котику): Прошу Вас быть моей женой.

Екатерина Ивановна: Это так неожиданно. Я должна подумать.

Она сделал серьезное лицо и замолчала. Минуты на две. По ее выражению лица было видно, что она была в полной растерянности. Перед ней столя вопрос: Что для нее важней: карьера или семейная жизнь?

А Старцев все ждал ответа и в какую-то минуту потерял всю надежду, втайне уже надеясь на отказ, так как понимал, что для нее важна была музыка.

Подождав еще чуть-чуть, он услышалответ: «Я согласна. Но хочу быть артисткой. Я хочу славы, большой сцены,успехов. Я надеюсь, вы не погубите моей мечты?»

Старцев ответил : «Нет. Я не вправе разрушать их .Если Вы хотите, я могу ездить вместе с Вами?»

Екатерина Ивановна опять замолчала , но потом добавила : «Да.»

Они поженились через два месяца.А через полгода открыли свою собственную больницу для бедных людей, где работали вместе. Котик отказалась от карьеры артистки и помогала мужу в его работе. Она поняла,что ее помощь нужна ему и людям. Екатерина Ивановна получала полное удовлетворение от своего нового занятия и была счастлива.

У Туркиных они бывали редко, т.к. были загружены работой. А вечерами они сидели у камина , обсуждали пройденный день, намечали планы на следующий. А потом Котик играла мужу на рояле, а он сидел в кресле, наслаждался ее пением и был счастлив.

Рыболова Юлия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок -исследование по литературе "От Старцева к Ионычу"( по рассказу А.П.Чехова "Ионыч")

Автор: Ангибаева Зайра Акайтовна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 157000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства