Урок- исследование "Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского языка"
Урок- исследование "Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского языка"
Урок строится с использованием исследовательской технологи. Ориентирован на учащихся девятого класса по теме "М.В.Ломоносов".
Рассчитан на 2 часа, т.е. спаренный урок, так как объёмный материал по теме не может ограничиться рамками одного урока. Урок расширяет границы того минимумазнаний, который обычно предлагается учащимся. Самостоятельность при подборе информации, построения своего выступления, планирование деятельности в группе - те навыки и умения, которые помогает сформировать у обучающихся данная технология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок- исследование "Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского языка" »
Тема урока: « М.В.Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского литературного языка».
Аннотация.
Урок посвящён исследованию жизни выдающегося деятеля России 18 века М.В.Ломоносова. Творческое название урока «Гений Ломоносова». Урок основан на активных методах обучения, реализующихся в рамках исследовательской технологии. Он даёт возможность не только получить углубленные знания о жизни М.В.Ломоносова, но и развивать творческие способности. На подготовительном этапе класс делится по желанию на 5 групп (по 3-4 воспитанника): библиографы, лингвисты, художники, учёные, поэты-ораторы. Каждая выбирает себе тему исследования, список тем предложен учителем. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая таким образом мотивацию обучения и рефлексию деятельности. Учитель корректирует работу учащихся.
Тип урока по цели организации: урок изучения учебного материала и первоначального формирования умений и навыков.
Вид урока: исследование с использованием элементов проектного метода.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в парах или группах, выполняющих разные задания, направленные на получение более широкого круга информации всем классом.
Оформление доски: портрет М.В.Ломоносова работы неизвестного художника, высказывания, цитаты и афоризмы Ломоносовa:
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
«Неусыпный труд все препятствия преодолевает».
«Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума».
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
Эпиграф: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
А.С.Пушкин.
Ход урока.
Оргмомент.
I этап – мотивационный.
Сценка. Шергин Борис «Слово о Ломоносове» (отрывок «В Холмогорах».)
Вступительное слово учителя. Музыка.
Цель исследования (проблемный вопрос): «…Как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик».
II этап - решение проблемы.
Выступление групп. После каждого выступления делаются выводы, основные из них учащиеся записывают в тетрадь.
«Библиографы» рассказывают о жизни М.В.Ломоносова с опорой на презентации («Дорогой Ломоносова», «Вехи жизненного пути»).
«Учёные» освещают деятельность как физика, химика, астронома, географа.
«Художники» показывают презентацию с работами М.В.Ломоносова.
«Лингвисты» представляют Ломоносова как реформатора русского литературного языка.
«Ораторы – поэты» декламируют отрывки из речи Ломоносова на публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года.
Рассказывают о теории трёх стилей (основные моменты записываются в тетрадь), читают отрывки из «Оды на день воссшествия..», «Вечернего размышления о Божием величии…».
Учитель подводит итог.
III. Рефлексия.
Сиквейн (один из вариантов):
Ломоносов
Талантливый, выдающийся
Изучал, работал, открывал.
Поступлю в МГУ.
Гений!
Рефлексия в групповой форме (получают распечатанные анкеты и заполняют).
Домашнее задание: эссе «Моё слово о Ломоносове», выразительное чтение стихотворений «Ода на день восшествия…», « Вечернее размышление о Божием величии…».
Приложение3.
Анкета для оценивания процесса работы в группе.
1.Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной, - тормозило выполнение задания, - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.
2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
-обмен информацией,
-взаимодействие,
-взаимопонимание,
-были равномерно задействованы все уровни.
3.Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
-недостаток информации,
-недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),
-трудности в общении.
4.Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
-в группе сохранилось единство и партнерские отношения,
-единство группы в ходе работы было нарушено.
5.Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
-лидер, выдвинувшийся в ходе работы,
-нежелание наладить контакт большинства участников группы,
-непонимание задачи, поставленной для совместной работы,