Урок-исследование «Без любви все ничто…» (По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)
Урок-исследование «Без любви все ничто…» (По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)
Урок литературы для 11 класса по произведению И.А.Бунина «Красавица» построен с использованием приемов, характерных для технологии «Развитие критического мышления ».Структура урока соответствует 3-м стадиям: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. Согласно технологии РКМ на стадии вызова происходит мотивирование учащихся к работе с новой информацией, пробуждается интерес к теме посредством чтения притчи и использования приема выделения ключевых слов. А для того, чтобы вызвать на поверхность уже имеющиеся знания, используется прием «Мозговой штурм».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Без любви все ничто…» (По рассказу И.А.Бунина «Красавица») »
Урок-исследование «Без любви все ничто…»
(По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)
Цели:
- научить учащихся постигать идейный замысел произведения и определять авторскую позицию;
- развивать умение анализировать художественное произведение, выявлять роль детали в тексте;
- воспитывать умение видеть красоту души человека.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, портрет И.А.Бунина, текст произведения, иллюстрации к рассказу Бунина «Красавица», текст притчи о красоте, распечатанные оценочные листы для групп.
Ход урока
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня нам предстоит интересный разговор, который касается каждого без исключения. О чём он? Для того чтобы это понять, послушайте, пожалуйста, притчу:
Однажды к Создателю пришла необыкновенной красоты девушка. Постоянно любуясь собой в зеркало, она надменно говорила, что большинство мужчин, повстречавшихся ей на пути, слепли от совершенства ее форм и были готовы на все ради нее. Они оставляли своих жен и забывали о детях. А большинство женщин с завистью смотрели ей вслед.
- Зачем же ты пришла ко мне? - спросил Создатель.
Вдруг лицо Красавицы исказила гримаса гнева и ненависти. Она с презрением продолжила:
- Почему же тогда есть те, кто не восхищается мною, кто не замечает моей красоты? Более того, встречаются и такие, которые отворачиваются от меня или даже гонят меня прочь! Они слепые, Создатель?
- Нет, - услышала Красавица в ответ, - просто на твоем пути, кроме глупцов, встречались те редкие люди, которые могут видеть настоящую красоту, радующую сердце и согревающую душу. Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту. Посмотри на себя сейчас, разве ты прекрасна в своей злобе?
Красавица посмотрелась в зеркальце и, тут же спрятав его, поспешила уйти.
- У нас на уроке тоже есть зеркало, и мы посмотрим, можно ли в нем полностью рассмотреть человека.
После прочтения текст притчи вывешивается рядом с зеркалом.
-Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Учащиеся формулируют тему урока.
Постановка целей урока:
- Наш разговор сегодня – о героях рассказа «Красавица» И.А. Бунина, с творчеством которого вы недавно познакомились. Рассказ этот о том, что такое красота, можно ли назвать красивым бездушного человека, в чём заключается власть красоты. Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. О чём предстоит поразмышлять? Чему вы должны научиться?
Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Он относится к позднему периоду творчества писателя, который уже прошел через многое, это опытный и мудрый человек, признанный миром художник слова.
«Красавица» - небольшой по объёму рассказ, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. Этот рассказ – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. Давайте попробуем исследовать как-раз-таки подводную часть айсберга. 5 мин.
Итак, рассказ называется “Красавица”.
Мозговой штурм – ассоциации со словом «красавица». (Это может быть как ассоциативное восприятие слова, так и слова – определения). У каждой группы – рисунок. – 2 мин.
На доску вывешивается портрет красавицы с «Гирляндой ассоциаций».
А какое определение красоте дает “Школьный толковый словарь”?1 мин. Прочитаем словарную статью “Красивый”:
2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…
3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.
Посмотрим, такая ли красавица в одноименном рассказе Бунина.
Прослушивание рассказа (в это время дети частично маркируют текст)- 4 мин.
В рассказе три центральных образа: чиновник, красавица, мальчик.
Чиновник –1 группа- 2 мин.
“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета иода”,“говорил несколькосипло, срывался в фистулу”- по словарю (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса, требующий особого исполнительского приёма),“казался не интересен во всех отношениях”. Деталь – “очки цвета йода” - отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её. Герой не просто плохо видит, а не желает видеть лучше, затемняя мир.
Он самый обычный, вроде порядочный. Но ...“Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына”. Муж бунинской красавицы не понимает и, возможно, никогда не поймет, что потерял самое дорогое, что может дать судьба отцу, — привязанность и дружбу сына.
Красавица 2 группа-2 мин.
Знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд») “ … а она знала себе цену”. Выражение “знать себе цену” дается как противопоставление словам “молчалив”, “скромен”, и означает, что красавица, к тому же, была гордой и высокомерной.
«спокойно возненавидела» - сочетание несочетаемого - оксюморон, поскольку ненависть – это чувство очень сильное. Наречие «спокойно» передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее. Мы видим подтверждение того, что красота героини мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевная пустота. Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.
Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми в отношении к ребенку. Отец боялся лишиться мнимого счастья, то есть красавицы, которая поработила его душу. Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, каким будет это решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В данном случае – это судьба мальчика, сына чиновника.
Образ мальчика. 3 группа 3мин.
Именно роковая красавица и выбор отца в пользу превратили ребёнка в бесконечно одинокого человека. Вокруг него нет живых людей. Всё, что у него осталось, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. (“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме). “…смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…”
Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совершенно ничего не замечает.
Жизнь ребенка сера и однообразна.
Писатель не дает прямых оценок происходящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок.
Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уголок», «домики», «книжечка», «постелька», «добришко»). А при создании двух других образов: красавицы и чиновника – таким средством выразительности автор не пользуется. Почему?
(У красоты, имеющей непобедимую власть над сердцами, есть обратная сторона — жестокая и холодная. За правильными чертами, правильными манерами — душевная пустота, калечащая судьбы влюбленных в таких красавиц мужчин... )
И. А. Бунин не с восхищением, а скорее, с горькой иронией называет свою героиню “красавицей”. Какая же она на самом деле?
На доску вывешивается перевернутый портрет красавицы.
Перевернутый портрет красавицы и слова-ассоциации.- 1 мин.
А теперь обратимся к теме урока и выберем тот знак завершения, который, на ваш взгляд, в данном случае наиболее точно отражает сущность красавицы.- 1 мин.
? Почему нет имен Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему:
Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту.
Просмотр видеоролика- 1 мин.
Красоту не увидеть снаружи, Красота изнутри бьет лучом, Марафет наводите на души Тут одежда и грим ни при чём. Ведь людей по одёжке встречают, По уму провожают всегда, Роли внешность совсем не играет, Если есть у души красота. Ведь любовью людей согревая, Красоту излучают сердца, Лишь была бы душа не кривая При любом устроеньи лица. Красоту не ищите снаружи, Из сердец красота бьет ключом Не тела украшайте, а души, Постигая душой, что по чём...
Вероника Тушнова
Рефлексия( по 3 от группы вывешивается на зеркало)- 2 мин.
1 группа - красота
2 группа – красавица
3 группа - автор
Итак, красота – это «огонь, мерцающий в сосуде». Мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. И не всегда зеркало способно отразить истинную красоту. Его, в принципе, уже и нет на уроке. Да оно нам и не нужно. И от всей души я желаю вам научиться не только видеть, но и понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова.
Домашнее задание: Ролик «Красота»- 1 мин.
Написать сочинение-размышление о том, что такое красота (или о том, в каком случае красота может быть наградой, а в каком – наказанием).