Урок-игра по теме "Сказки А.С. Пушкина". 5-й класс коррекционной школы VIII-го вида
Урок-игра по теме "Сказки А.С. Пушкина". 5-й класс коррекционной школы VIII-го вида
Цели: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина.
Задачи:
обобщить и углубить знание обучающихся, воспитанников c биографией и сказками А.С.Пушкина;
развивать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
воспитывать любовь к сказкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Сказки А.С. Пушкина". 5-й класс коррекционной школы VIII-го вида »
Урок-игра по теме "Сказки А.С. Пушкина". 5-й класс коррекционной школы VIII-го вида
Сыстерова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Цели: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина.
Задачи:
обобщить и углубить знание обучающихся, воспитанников c биографией и сказками А.С.Пушкина;
развивать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
воспитывать любовь к сказкам.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки, сборники произведений А.Пушкина, эпиграф на доске:
Ветер по морю гуляет, Дует в паруса. Никогда не перестанем Верить в чудеса. Где царевна оживает Злу наперекор, Где красавиц похищает Мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, Белочка поет, Где разбитые корыта Рыбка раздает, Где шумит волна морская, Нас туда зовет Лукоморье, цепь златая И ученый кот.
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок необычный. Мы будем изучать творчество великого русского писателя и поэта, прозаика и драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Сегодня мы с вами вспомним его стихотворения и сказки.
Он знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.
Его произведения переведены на разные языки мира, их изучают в разных странах.
Он считается классиком русской литературы.
В детстве он очень любил свою бабушку и няню. Эти две замечательные сказочницы были добрыми гениями великого поэта. Он любил слушать их сказки и песни. Потом, когда он вырос и превратился в великого поэта, он создал множество сказок. Они были похожи на те, которые он слышал в детстве.
- Кто этот знаменитый человек? (А.С.Пушкин)
6 июня - Пушкинский день России
В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин
День рождения поэта Отмечает целый свет, Ведь известнее, Чем Пушкин, Никого на свете нет!
Пушкин великий, величайший из русских поэтов, и когда я произношу это имя, что-то волнительное и доброе вспыхивает в памяти. Стихотворения Пушкина мы знаем и любим с детства. Еще при жизни Пушкин заслужил славу первого русского поэта. И я думаю, что имя Пушкина будут знать и любить многие последующие поколения. Как же прав был Пушкин в своем стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", ведь стихи Пушкина, его поэмы, романы оказали огромнейшее влияние на формирование канонов русского литературного языка.
Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.
Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. В стихах о природе поэт так же многозвучен, как сама природа.
У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень. В стихотворении “Осень” представлен буквально калейдоскоп времён года, но самые красивые строки, конечно, посвящены осени.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга
Румяной зарёю Покрылся восток. В селе, за рекою, Потух огонёк. Росой окропились Цветы на полях. Стада пробудились На мягких лугах
К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы. Всё скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, в 30 лет и 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом. (И. Акулинина)
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна (“О медведихе”) осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти сказки?
“Сказка о рыбаке и рыбке”,
“Сказка о попе и о работнике его Балде”,
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
“Сказка о золотом петушке”
В пушкинских сказках затрагивается социальная тема, говорится о моральных идеалах народа.
Александр Сергеевич любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: “Няне”, “Сон”, “Вновь я посетил тот уголок земли”, “Зимний вечер”, “Свят Иван, как пить мы станем...”.
Мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
Крепостная крестьянка названа подругой. Пушкин считал, что люди, вне зависимости от их социальной принадлежности, равны. В словах голубка, моя выражены добрые чувства поэта к Арине Родионовне.
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня.
Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Игра
- Пушкин был очень общительным человеком, любил шутить и играть в разные игры.
В те времена была популярна игра “Центон”. Это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта.
Ваша задача сейчас – отгадать из каких произведений Александра Сергеевича составлен центон.
У самого синего моря... Жил-был славный царь Дадон. С петушком стал княжить он. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. У ворот блистают латы – То хранят его палаты Тридцать три богатыря... Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница, какая У Дадона невеста есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла. Потихоньку прокусила И кусочек проглотила...
Кто сказки Пушкина читает, Загадки быстро отгадает.
У царицы злой-презлой Со6еседник непростой. Неживой, но говорящий, Скажет правду настоящую.
Чуть опасность затаится - Верный страж на тонкой спице Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся.
Живет батрак в поповом доме, Спит обычно на соломе. Полбу ест за четверых, Работает за семерых.
Звездочёт царю Дадону Петушка поднёс с поклоном... -Отвечай-ка, милый друг, Что потом стерёг петух?
Князь Гвидон по океану Трижды плыл к царю Салтану. Незамеченным добрался. А в кого он превращался?
Что за зверь в хустальном доме Князю прибыль создает, “Во саду ли, в огороде...”- Звонко песенку поет? Белка
Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям - подспорье в море. Ветер
Тридцать три года - такие дела - Старуха у моря все пряжу пряла. А дед неудачной рыблакою жил. Что за жилье у них было, скажи? Землянка
Много лет старик рыбачил. Часто был он без удачи. Вы ли вспомнить не могли бы, С чем ходил ловить он рыбу? Невод
В сказке попу обязались черти Что-то платить до поповой смерти. За тем и пошел к ним Балда, не споря, Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. Оброк
Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все мирно. Петушок
Сбылась трех сестер мечта. Кем, скажите, стала та, Что мечтала лишь одна Выткать море полотна? Ткачиха
Увенчалась сказка пиром. Угощали медом, пивом. В рот ни капли не попало, Все по ним лишь и стекало. Усы
Вряд ли может зуб простой Грызть орешек золотой. Ай да сказочный орех! Что ж внутри орехов тех? Изумруды
У царя жена вторая, Дни беспутно коротая, Говорила по-секрету С этим маленьким предметом. Зеркальце
Если сказку мы эту знаем, То почешем в раздумьях лоб: На что же, Балду нанимая, Надеялся хитрый поп? Авось
Физ. Минутка.
- А давайте отдохнем под сказки А.С.Пушкина. Я зачитываю отрывки из его сказок, а вы показываете и говорите название сказки.
По страницам сказок А.С.Пушкина. (Дети рассказывают сказки)
“Сказка о рыбаке и рыбке”
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
“Сказка о попе и о работнике его Балде”
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
“Сказка о золотом петушке”.
Итог урока
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к уроку - игре. Я рада, что вы знаете сказки Пушкина. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.