№ слайда | Деятельность учителя и учащихся |
Слайды №№ 1, 2 Тема мероприятия | Объявление открытия мероприятия.Зачитать отрывок из «Кодекса дуэли» “Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война”. - О чем идет речь? О каком символе? -Что есть дуэль? Как вы думаете, какова тема нашего урока? |
Слайд № 3 Разминка | О каком произведении Н.В.Гоголя идет речь? «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз …, оригинальная комедия в 5 действиях. Сочинение Н.Гоголя… Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…» Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 19 апреля 1836 г. «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Н.В.Гоголь |
Слайд № 4 Название игры | |
Слайд № 5 Эпиграф | В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…, все несправедливости…, и за одним разом посмеяться над всем. Н.В.Гоголь «Авторская исповедь» |
Слайд № 6 | Постановка комедии «Ревизор». Чтение комедии автором. |
Слайд № 7 Конкурс 1. | Перед вами несколько дат, соответствующих дням рождения русских писателей. Когда родился Н.В. Гоголь? 1. 26.05.1799 3. 03.10.1814 2. 20.03.1809 4. 23.11.1803 |
Слайд № 8 Конкурс 2. Конкурс капитанов | Конкурс капитанов по биографии Н.В.Гоголя. Продолжите фразу: «Я знаю, что…». Капитаны по очереди называют факты биографии Н.В.Гоголя. Победит тот, кто назовет больше фактов. Например: «Я знаю, что Н.В.Гоголь родился в деревне Васильевка Полтавской губернии»… Или: «Я знаю, что сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подсказал А.С.Пушкин» и т.д. |
Слайд № 9 Конкурс 3. Блиц-опрос. | Блиц-опрос: • В каком году был написан «Ревизор»? В 1836 г. • Кто подсказал Гоголю сюжет комедии? А.С.Пушкин • Где состоялось первое представление пьесы? В Александринском театре г. Петербурга • Кто из членов правительства на нем присутствовал? Император Николай I |
Слайд № 10 Конкурс 4. | Соберите пословицу и скажите, как она используется в комедии Н.В.Гоголя. Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» используется в качестве эпиграфа. |
Слайды №№ 11, 12 Конкурс 5. | Поясните значение термина: Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – продолжительная речь одного лица. Кульминация – самая напряженная точка в развитии действия. Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т.п. Развязка – событие, завершающее действие. Завязка – событие, с которого начинается действие. |
Слайды №№ 13-27 Конкурс 6. | По иллюстрациям или сцене из спектакля на слайдах 14-27 узнайте одного из героев комедии № 14 – Городничий. № 15 – Бобчинский и Добчинский. № 16 – Хлестаков. № 17 – Марья Антоновна. № 18 – Анна Андреевна. № 19 – Анна Андреевна. № 20 – Городничий. № 21 – Хлестаков. № 22 – Осип. № 23 – судья Ляпкин-Тяпкин. № 24 – попечитель богоугодных заведений Земляника. № 25 – Городничий и квартальные. № 26 – Бобчинский и Добчинский. № 27 – почтмейстер Шпекин. |
Слайд № 28 Конкурс 7. | Команды по очереди задают друг другу по пять вопросов. |
Слайды №№ 29, 30 Конкурс 8. | Поясните значение слова, написанного на карточке. Приглашаются по 1 представителю от команды. Каждый вытягивает карточку своему сопернику. Инкогнито – тайно, под чужим именем. Амбре – благоухание. Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста. Арапник – длинный кнут, прикрепленный к короткой палке. Партикулярное платье – штатское, неформенное. Моветон – человек дурного тона. Елистратишка – коллежский регистратор, чиновник самого низшего, 14-го класса. Жуировать – наслаждаться. |
Слайд № 31 Конкурс 9. | Инсценировка «Сцены вранья Хлестакова». Команды по очереди инсценируют явл. 6 действия III. |
Слайды №№ 32-36 Конкурс 10. | По иллюстрациям на слайдах 33-36 озаглавьте сцену из комедии «Ревизор». № 33 – «К нам едет ревизор!» № 34 – Возвращение Хлестакова после осмотра города. № 35 – Рассказ Хлестакова. № 36 – Объяснение Хлестакова с Марьей Антоновной. |
Слайд № 37 Конкурс 11. | Блиц-опрос: • Имя и отчество Хлестакова? Иван Александрович • Фамилия слесарши? Пошлёпкина • Кому пишет письмо Хлестаков? Другу Тряпичкину • Кто говорит, «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? Ляпкин-Тяпкин • Кто такой квартальный? Полицейский, надзиравший за порядком в определенном квартале города • Что такое Щукин двор? Рынок в Петербурге |
Слайды №№ 38-39 Конкурс 12. | Продолжи фразу: • Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам… (пренеприятное известие: к нам едет ревизор). • Все, как мухи… (выздоравливают). • Сегодня мне всю ночь снились какие-то… (две необыкновенные крысы). • У меня легкость… (необыкновенная в мыслях). • Чему смеётесь?.. (Над собою смеётесь!) • Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же… (стулья ломать? От этого убыток казне). • Я могу от любви… (свихнуть с ума). |
Слайд № 40 | Поздравляем победителей! |