kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Литературная дуэль. После изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  совершенствовать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, формировать коммуникативную компетентность, подготовить мини-проект по созданию образа современного чиновника; воспитывать гражданский долг и чувство ответственности за своё дело.

Планируемые результаты.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

 Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы;

 познавательные:  умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, понимать проблему;

 коммуникативные:умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Предметные: умение анализировать произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Литературная дуэль. После изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" »

Литературная дуэль между учащимися 8 классов

«По страницам комедии «Ревизор»


Учебно-познавательная игра


Цели:  совершенствовать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, формировать коммуникативную компетентность, подготовить мини-проект по созданию образа современного чиновника; воспитывать гражданский долг и чувство ответственности за своё дело.

 

Планируемые результаты.

 

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

 Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы;

 познавательные:  умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, понимать проблему;

 коммуникативные:умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Предметные: умение анализировать произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев.

 

Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», карточки с заданиями для групп, проектор, компьютер,  электронная презентация, жетоны.

 





  1. Ход игры


слайда

Деятельность учителя и учащихся

Слайды №№ 1, 2

Тема мероприятия

Объявление открытия мероприятия.Зачитать отрывок из «Кодекса дуэли» “Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война”.

- О чем идет речь? О каком символе?

-Что есть дуэль? Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Слайд № 3

Разминка


О каком произведении Н.В.Гоголя идет речь?

  • «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз …, оригинальная комедия в 5 действиях. Сочинение Н.Гоголя… Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…»

Газета «Санкт-Петербургские

ведомости» за 19 апреля 1836 г.

  • «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».

Н.В.Гоголь

Слайд № 4

Название игры


Слайд № 5

Эпиграф


В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…, все несправедливости…, и за одним разом посмеяться над всем.

Н.В.Гоголь «Авторская исповедь»

Слайд № 6


Постановка комедии «Ревизор».

Чтение комедии автором.

Слайд № 7

Конкурс 1.



Перед вами несколько дат, соответствующих дням рождения русских писателей. Когда родился Н.В. Гоголь?

1. 26.05.1799 3. 03.10.1814

2. 20.03.1809 4. 23.11.1803

Слайд № 8

Конкурс 2.

Конкурс капитанов


Конкурс капитанов по биографии Н.В.Гоголя. Продолжите фразу: «Я знаю, что…». Капитаны по очереди называют факты биографии Н.В.Гоголя. Победит тот, кто назовет больше фактов.

Например: «Я знаю, что Н.В.Гоголь родился в деревне Васильевка Полтавской губернии»…

Или: «Я знаю, что сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подсказал А.С.Пушкин» и т.д.

Слайд № 9

Конкурс 3. Блиц-опрос.



Блиц-опрос:

• В каком году был написан «Ревизор»? В 1836 г.

• Кто подсказал Гоголю сюжет комедии? А.С.Пушкин

• Где состоялось первое представление пьесы? В Александринском театре г. Петербурга

• Кто из членов правительства на нем присутствовал? Император Николай I

Слайд № 10

Конкурс 4.


Соберите пословицу и скажите, как она используется в комедии Н.В.Гоголя.

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» используется в качестве эпиграфа.

Слайды №№ 11, 12

Конкурс 5.





Поясните значение термина:

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Монолог – продолжительная речь одного лица.

Кульминация – самая напряженная точка в развитии действия.

Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т.п.

Развязка – событие, завершающее действие.

Завязка – событие, с которого начинается действие.

Слайды №№ 13-27

Конкурс 6.








По иллюстрациям или сцене из спектакля на слайдах 14-27 узнайте одного из героев комедии

№ 14 – Городничий.

№ 15 – Бобчинский и Добчинский.

№ 16 – Хлестаков.

№ 17 – Марья Антоновна.

№ 18 – Анна Андреевна.

№ 19 – Анна Андреевна.

№ 20 – Городничий.

№ 21 – Хлестаков.

№ 22 – Осип.

№ 23 – судья Ляпкин-Тяпкин.

№ 24 – попечитель богоугодных заведений Земляника.

№ 25 – Городничий и квартальные.

№ 26 – Бобчинский и Добчинский.

№ 27 – почтмейстер Шпекин.

Слайд № 28

Конкурс 7.

Команды по очереди задают друг другу по пять вопросов.

Слайды №№ 29, 30

Конкурс 8.




Поясните значение слова, написанного на карточке. Приглашаются по 1 представителю от команды. Каждый вытягивает карточку своему сопернику.

Инкогнито – тайно, под чужим именем.

Амбре – благоухание.

Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста.

Арапник – длинный кнут, прикрепленный к короткой палке.

Партикулярное платье – штатское, неформенное.

Моветон – человек дурного тона.

Елистратишка – коллежский регистратор, чиновник самого низшего, 14-го класса.

Жуировать – наслаждаться.

Слайд № 31

Конкурс 9.

Инсценировка «Сцены вранья Хлестакова». Команды по очереди инсценируют явл. 6 действия III.

Слайды №№ 32-36

Конкурс 10.




По иллюстрациям на слайдах 33-36 озаглавьте сцену из комедии «Ревизор».

№ 33 – «К нам едет ревизор!»

№ 34 – Возвращение Хлестакова после осмотра города.

№ 35 – Рассказ Хлестакова.

№ 36 – Объяснение Хлестакова с Марьей Антоновной.

Слайд № 37

Конкурс 11.


Блиц-опрос:

• Имя и отчество Хлестакова? Иван Александрович

• Фамилия слесарши? Пошлёпкина

• Кому пишет письмо Хлестаков? Другу Тряпичкину

• Кто говорит, «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? Ляпкин-Тяпкин

• Кто такой квартальный? Полицейский, надзиравший за порядком в определенном квартале города

• Что такое Щукин двор? Рынок в Петербурге

Слайды №№ 38-39

Конкурс 12.



Продолжи фразу:

• Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам… (пренеприятное известие: к нам едет ревизор).

• Все, как мухи… (выздоравливают).

• Сегодня мне всю ночь снились какие-то… (две необыкновенные крысы).

• У меня легкость… (необыкновенная в мыслях).

• Чему смеётесь?.. (Над собою смеётесь!)

• Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же… (стулья ломать? От этого убыток казне).

• Я могу от любви… (свихнуть с ума).

Слайд № 40

Поздравляем победителей!



Список литературы

  1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

  2. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст] / И.В.Золотарева, Т.А.Крысова. – М.: ВАКО. 2003. – 336 с.

  3. Козак, О.Н. Литературные викторины [Текст] / О.Н.Козак. – СПб.: СОЮЗ. 1999. – 272 с.

  4. Турбин, В.Н. Герои Гоголя [Текст] / В.Н.Турбин – М.: Просвещение. 1983. – 220 с.

  5. Тропа к Гоголю [Текст] / под ред. Ю.В.Манна. – М.: Детская литература. 1976. – 280 с.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра "Литературная дуэль. После изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Автор: Караваева Ольга Олеговна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246960


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства