kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" для учащихся 5 класса. Класс разбивается на две команды. Команды выбирают себе сказочные названия. Идет представление команд. Затем начинается разминка, где учащимся первой команды предлагаются вопросы.Усли участники команды не отвечают, право ответа передаётся второй команде. Следуюющий конкурс "Угадай героя по описанию" Условия конкурса такие же как и в первом ( в разминке) на протяжении всей игры. Затем участники игры разгадывают кроссворд, участвуют в конкурсах "Кто внимательнее", "Подбери определение", "Составь предложение". Далее участкам игры предоставляется возможность восстановить картину событий в сказке по иллюстрациям презентации (логическая цепочка). В конце игры участникам предлагается тестирование. Домашним заданием служит только один вопрос: Говорится ли о православии в сказке?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". »

Игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14

Смотрят иллюстрации.

Познавательные

II. Актуализация знаний

Цель этапа: закрепление изученного материала


- Узнали ли вы сказку по иллюстрациям?

- Что это за сказка?

- Когда впервые вы познакомились с ней?

- Кто из героев вам больше всего понравился?

- У кого из них нет имен собственных?

- Сформулируйте тему нашего урока. .

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.





Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)







Ход игры:

Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют задания.

  1. Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.

  1. Назовите год рождения поэта (1799)

  2. Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)

  3. Назовите имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)

  4. Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)

  5. Кем приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)

  6. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)

  7. Как звали дядю поэта? (Василий Львович)

  8. Назовите дядьку Пушкина. (Никита Козлов)

  9. Какой русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский)

  10. Назовите учебное заведение, которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)

  11. Назовите речку в Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году. (Черная речка)

  12. Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова)

  13. Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)


  1. Угадайте героя по описанию

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)

2) Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

    1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

4) Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)

5) Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь. (Семь богатырей)

6) И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)

7) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна)

8) С ним одним она была

Добродушна, весела. (Царица – мачеха)

9) … ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой. (Солнце)

10) …царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

11) Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Ветер)

12) Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам. (Царица Чернавке)

3.Кроссворд (Приложение № 1)

Вопросы к кроссворду

  1. Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)

  2. Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)

  3. Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)

  4. Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)

  5. Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)

  6. Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

  7. Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)



4.Кто внимательнее?

Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».

1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)

2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)

3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)

4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)

5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)

6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)

7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)

8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)

10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)


5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,


Или вытравить из леса


… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский




6. Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке (Приложение 3).

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.


7.Логическая цепочка. (Презентация)


8. Тесты ( если останется время).

9. Д/З Говорится ли о православии в сказке?


Приложение 2

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский














Приложение 3

помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой




4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский


4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский


4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский


4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский


Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,


Или вытравить из леса


… черкеса.


Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,


Или вытравить из леса


… черкеса.


Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,


Или вытравить из леса


… черкеса.


Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,


Или вытравить из леса


… черкеса.



Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.


Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.



Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.




Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала» царскую дочь.

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.












Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


1. Как называется сказка А.С.Пушкина?

1) Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях

2) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

3) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

4) Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.


2. «Смотрит в поле, инда очи разболелись…». Слово «инда» обозначает

1) очень

2) сильно

3) даже

4) немного


3. Царица родила дочь

1) в рождество

2) в сочельник

3) на пасху

4) в масленицу


4. Царица умерла, потому что

1) роды были трудны,

2) не вынесла горя

3) не снесла восхищенья

4) не снесла радости


5. Царь женился второй раз

1) через год

2) через полтора года

3) через два года

4) через три года


6. У царицы было

1) трюмо

2) зеркальце

3) прожектор

4) зеркало


7. Жениха царевны звали

1) Елисей

2) Енисей

3) Моисей

4) Алексей


8. Приданое царевны – это

1) полцарства

2) семь торговых городов да сто сорок теремов

3) три губернии

4) сто хоромов невысоких, тьма полей, лесов широких


9. Как обзывает царица своё зеркало?

1) Ах ты, гадкое стекло!

2) Ах ты, мерзкое стекло!

3) Ах ты, грязная стекляшка!

4) Ты не зеркальце – свинья!


10. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»?

1) весёлая

2) брюхатая

3) пузатая

4) сонливая


11. Рассердившись, царица бросила зеркальце

1) под лавку

2) под печку

3) под скамейку

4) под стол


12. Служанку злой царицы звали

1) Чернавка

2) Белавка

3) Синявка

4) Булавка

13. Служанка оставила царевну

1) в глубоком ущелье

2) в незнакомом городе

3) у разбойников

4) в далёком лесу


14. Хозяева терема, вернувшись домой, никого не увидели, но невидимый кто-то им уже понравился. Почему?

1) В избе пахло женскими духами.

2) Всё было прибрано.

3) На столе был приготовленный обед.

4) На полу стояла корзина с душистыми яблоками.


15. «И царевна к ним сошла, … хозяям отдала». Что отдала царевна?

1) честь

2) хлеб

3) жбан

4) соль.


16. В избе жили

1) разбойники

2) богатыри

3) рыцари

4) бомжи


17. Как догадались хозяева дома, что это была царевна?

1) по речи

2) по осанке

3) по одежде

4) по перстню


18. От какого угощения отказалась царевна?

1) от вина

2) от водки

3) от сигареты

4) от медовухи


19. Царевна жила у хозяев терема

1) в светлице

2) в темнице

3) в горнице

4) в передней комнате


20. Хозяева терема – это

1) семеро чужих людей

2) семеро хазарских охотников

3) семеро беглецов

4) семеро братьев


21. Хозяева терема

1) грабили на калужской дороге

2) занимались торговлей

3) ловили красную рыбу

4) стреляли уток


22. Царевна не вышла замуж за одного из богатырей, так как

1) все они были уродливые

2) каждый день пьянствовали

3) она уже была невестой

4) она дала слово выйти за царевича


23. Когда царевна не согласилась выйти замуж, богатыри

1) извинились

2) чуть не убили её

3) перестали её кормить

4) выгнали из дома


24. Как узнала злая царица о том, что царевна жива?

1) Рассказала служанка.

2) Рассказали придворные шпионы.

3) Рассказало зеркальце.

4) Ц арица сама догадалась.


25. Что здесь лишнее? Царевна умела

1) убирать дом

2) готовить еду

3) прясть

4) шить платье


26. Кто пришёл к царевне?

1) монахиня

2) нищая черница

3) колдунья

4) подруга


27. «И кой-что тебе снесу», – говорит царевна. Она снесёт

1) яичко

2) яблоко

3) хлеб

4) молока


28. Старушонка отдала царевне

1) грушу

2) апельсин

3) яблоко

4) орехи


29. Верного пса звали

1) Соколко

2) Соколка

3) Соколик

4) Осколок


30. Пёс издох, так как

1) его волки задрали

2) отравился ядовитым яблоком

3) охотник застрелил

4) провалился в погреб


31. Гроб с царевной привинтили

1) к столбам

2) к скале

3) к огромному дубу

4) к мраморным колоннам


32. Мёртвая царевна досталась

1) одному гробу

2) сырой земле

3) могильным червям

4) гробовщику


33. Жених ищет царицу-невесту и обращается

1) к солнцу, луне, ветру

2) к месяцу, ветру, солнцу

3) к луне, туче. солнцу

4) к ветру, реке, лесу


34. Злая мачеха

1) разбила зеркальце

2) бросила его в колодец

3) швырнула в морскую пучину

4) спрятала до лучших времён


35. Злая царица умерла от

1) злости

2) тоски

3) гриппа

4) СПИДа



Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2













РЕФЛЕКСИЯ: СКАЗКА ЛОЖЬ , да в ней …………


1.





































Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Автор: Хорошун Елена Владимировна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства