Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Урок - игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" для учащихся 5 класса. Класс разбивается на две команды. Команды выбирают себе сказочные названия. Идет представление команд. Затем начинается разминка, где учащимся первой команды предлагаются вопросы.Усли участники команды не отвечают, право ответа передаётся второй команде. Следуюющий конкурс "Угадай героя по описанию" Условия конкурса такие же как и в первом ( в разминке) на протяжении всей игры. Затем участники игры разгадывают кроссворд, участвуют в конкурсах "Кто внимательнее", "Подбери определение", "Составь предложение". Далее участкам игры предоставляется возможность восстановить картину событий в сказке по иллюстрациям презентации (логическая цепочка). В конце игры участникам предлагается тестирование. Домашним заданием служит только один вопрос: Говорится ли о православии в сказке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - игра. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". »
Игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14
Смотрят иллюстрации.
Познавательные
II. Актуализация знаний
Цель этапа: закрепление изученного материала
- Узнали ли вы сказку по иллюстрациям?
- Что это за сказка?
- Когда впервые вы познакомились с ней?
- Кто из героев вам больше всего понравился?
- У кого из них нет имен собственных?
- Сформулируйте тему нашего урока. .
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Ход игры:
Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют задания.
Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.
Назовите год рождения поэта (1799)
Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)
Назовите имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)
Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)
Кем приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)
Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)
Как звали дядю поэта? (Василий Львович)
Назовите дядьку Пушкина. (Никита Козлов)
Какой русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский)
Назовите учебное заведение, которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)
Назовите речку в Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году. (Черная речка)
Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова)
Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)
Угадайте героя по описанию
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)
2) Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)
4) Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)
5) Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарачина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь. (Семь богатырей)
6) И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)
7) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна)
8) С ним одним она была
Добродушна, весела. (Царица – мачеха)
9) … ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой. (Солнце)
10) …царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
11) Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
12) Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Царица Чернавке)
3.Кроссворд (Приложение № 1)
Вопросы к кроссворду
Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)
Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)
Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)
Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)
Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)
Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)
4.Кто внимательнее?
Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».
1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)
2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)
4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)
5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)
6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)
7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)
8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)
9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)
10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)
11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)
5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)
6. Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке (Приложение 3).