kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-гостиная по творчеству М.И.Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Образовательные: Знакомство с творчеством поэтесы М.И.Цветаевой. Привитие интереса к её творчеству, желание заинтересовать её творчеством окружающих.

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи.

3. Воспитательные:

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества М.И.Цветаевой.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-гостиная по творчеству М.И.Цветаевой »

Литературная гостиная по творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

Задачи урока:

1. Образовательные: Знакомство с творчеством поэтесы М.И.Цветаевой. Привитие интереса к её творчеству, желание заинтересовать её творчеством окружающих.

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
— умение вести записи

— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи.

3. Воспитательные:

-продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;

-осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание творчества М.И.Цветаевой.

-включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

-развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.



Тема: « Быт и бытие Марины Цветаевой.


Эпиграф: Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я –поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.



ХОД УРОКА

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».


I.Орг.момент

II.Слово учителя(слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитой поэтессы, женщины трагической судьбы Марины Ивановны Цветаевой.

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этой разносторонне одарённой женщины и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.


-Так, в чем же секрет современности творчества Цветаевой?

(Ответы учащихся).


(слайд 3)

Автору стихов Марине Цветаевой- 20 лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.


Красною нитью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубенштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.


(слайд 4 )



  • Когда юная Цветаева отнесла в типографию Мамонтова первый поэтический сборник «Вечерний альбом», ей исполнилось 18 лет…


(Чтение стихотворений учащимися.)


- Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя-Марина,

Я- бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти-

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена- и в полете

Своем- непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня- видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена- веселая пена-

Высокая пена морская!

(слайд 5)



  • Впереди- большая творческая жизнь, нелёгкий жизненный путь… В 1912г. выходит книга стихов «Волшебный фонарь», а через год- сборник с заглавием «Из двух книг».

  • В разноголосице литературных стилей и течений начала ХХ в. юная Цветаева была замечена критикой.

  • Ещё предстояла встреча в Крыму с Сергеем Эфроном, выпускником Гельсингфорсского пансиона. Любовь с первого же дня и на всю жизнь!

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, желающим, не смятый;

( Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)


Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник…

Ты вспомнишь все…

Ты сдержишь крик…

-Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

« Надпись в альбом».

(слайд 6)


18(5) сентября 1912 года рождается первая дочь Марины Ариадна (Аля).

С мая по 14 августа 1913 года Марина Цветаева, Сергей Эфрон и Аля живут в Коктебеле. 27 июня Марина выступила в Феодосии с чтением своих стихов - в Лазоревском сквере, на вечере окончивших реальное училище.

А 31 августа 1913 года, умирает отец Марины.



Вы , идущие мимо меня

К не моим и пленительным чарам,-

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,-


И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.


О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы- если б знали,-


Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,-

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светлоголовой.

(слайд 7)

Годом рождения Поэта Цветаевой считается 1916. Почти все стихи, написанные в этот удивительно плодотворный период, войдут в сборник «Версты», изданный в 1922 г.. Цветаева предельно искренна. Она обострённо воспринимает смерть, насилие, кровь, муки людей в годы революции и гражданской войны… Беспокоится Марина Цветаева и за своего мужа, вступившего в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в Донских и кубанских степях

И не спасут не стансы, ни созвездья.

А это называется- возмездье

За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только , а не глаз…

(слайд 8)


Дождь убаюкивает боль,

Под ливни опускающихся ставень

Сплю. Вздрагивающих асфальтов вдоль

Копыта- как рукоплесканья


(слайд 9)


  • Послевоенный Берлин 1922г. Называли «русским Берлином»,- русских там жило около ста тысяч. Русские магазины, театры, рестораны., несколько газет, множество издательств: «Геликон», «Русское творчество», «Икар» и прочие, и прочие.

  • 11 её берлинских недель сплошь состояли из встреч и общения. Здесь началась её эпистолярная дружба-любовь



(слайд 10)


  • 1 августа 1922г. М. Цветаева приехала в Прагу. Жизнь в деревнях, с нечастыми наездами в столицу. Полюбившиеся Цветаевой холмы, ручьи, долины… Никогда ещё она так не погружалась в природу- всем существом. Деревья, тянущиеся ввысь, для неё- проводники в ВЕЧНОСТЬ…


Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед-

То ж , что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку- на весь тот свет!

Здесь- мои обе заняты.


( слайд 11 )


Древа вещая весть!

Лес, возвещающий:- Есть

Здесь, под сбродом кривизн,-

Совершенная жизнь:

Где ни рабств, ни уродств,

Там, где всё во весь рост,

Там, где правда видней:

По ту сторону дней.


(слайд 12)


  • Уход Цветаевой в себя становится всё глубже. Всё трагичнее и безысходнее звучит тема НЕСОВМЕСТИМОСТИ Поэта и Мира, в котором «маятники душу рвут».

(слайд 13)


Живя во Франции, она всё больше думала о прошлом, всё сильнее хотела рассказать о том, что видела, что пережила. С очерка «Башня в плюще» начиналась автобиографическая проза Цветаевой.


(слайд 14)


1 ноября 1925 года Цветаева прибыла в Париж. Как и в Праге, В Париже Марину Ивановну ожидала бедность За 11 лет эмиграции она не могла издать ни одной книги. Семья жила случайными заработками от её публикаций в газетах.


(слайд 15)


Живя во Франции, она всё больше думала о прошлом, всё сильнее хотела рассказать о том, что видела, что пережила. С очерка «Башня в плюще» начиналась автобиографическая проза Цветаевой.


(слайд 16)



В июне 1939г. Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию и поселилась в Болшево, в 30 км от Москвы ,первой вестью оказалось сообщение о том, что сестра Анастасия арестована ещё в сентябре 1937г…. Вскоре арестовали дочь Цветаевой Ариадну, затем мужа. У Марины Ивановны остался только сын. Полгода они скитались по чужим квартирам с временной пропиской…

Спасение было в творчестве, в переводах. В июне 1939г. Марина Цветаева вместе с сыном вернулась в Россию и поселилась в Болшево, в 30 км от Москвы ,первой вестью оказалось сообщение о том, что сестра Анастасия арестована ещё в сентябре 1937г…. Вскоре арестовали дочь Цветаевой Ариадну, затем мужа. У Марины Ивановны остался только сын. Полгода они скитались по чужим квартирам с временной пропиской… Спасение было в творчестве, в переводах.



(слайд 17)



Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно-

Где- совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что- мой,

Как госпиталь или казарма.


(слайд 18)


8 августа 1941 года Борис Пастернак и Виктор Боков проводили Марину Цветаеву в эвакуацию, в Елабугу.


(слайд 19)


Через несколько дней Марина Ивановна, в состоянии близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Сохранилось её заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26-го августа 1941 года. Но в работе отказали, а денег не было… Жизнь обрушилась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться….


(слайд 20)



Настал момент, к которому Цветаева была готова всегда- она решила уйти из жизни. Было воскресенье 31 августа. Хозяев не было, сына- тоже. Марина Ивановна осталась одна, написала записку сыну, товарищам по перу. «Так край меня не уберёг…» Набросила петлю на шею…


(слайд 21)


Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на кладбище Елабуги.

В 1990 году по ходатайству жителей Елабуги и с благословения его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси АлексияII был проведён обряд отпевания Марины Цветаевой по полному чину Русской Православной Церкви.


( В исполнении Аллы Пугачевой звучит»Уж сколько их упало в эту бездну»).


Заключительное слово ведущий или учитель:


Марина Цветаева…Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и филисофские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева-поэт « предельной правды чувства». Она со всей своей « не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» .




(слайд 22-24)



В наше время уже никто не сомневается, что Марина Цветаева - один из великих поэтов XX века (именно поэтов - не поэтесс). Она наша национальная гордость, имя ее известно во всем мире. В Елабуге, где Цветаева окончила свой земной путь, теперь существует ее мемориал. Сюда приезжает множество людей со всего света, чтобы поклониться ее праху, здесь проходят Цветаевские чтения и научные конференции. Но так было не всегда. Еще каких-нибудь 25-30 лет назад имя Марины Цветаевой - бывшей эмигрантки, жены расстрелянного "врага народа" - находилось фактически под запретом…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-гостиная по творчеству М.И.Цветаевой

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства