Деятельность учащихся | Методические приемы и педагогическая деятельность | Умения, формируемые у учащихся |
I. Вызов 1. Актуализирует имеющиеся знания. 2. Пробуждает интерес к получению новой информации 3. Побуждает ученика к активной работе на уроке и дома. 4. Организует обмен мнениями. |
Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну. – Как вы понимаете это выражение? – Сегодня мы будем открывать тайну слова, размышлять, анализировать, делать выводы. – Прочитайте цитаты и поставьте + против той, которая понравится и подумайте над содержанием | | Умение работать с пословицами, анализировать, выделять главное. Концентрация внимания. |
ЦИТАТЫ | АССОЦИАЦИИ | «Лишь бездарный покоряется судьбе». КУНАНБАЕВ Абай | | «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни». АУЭРБАХ Бертольд | | «Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды». ПОП Александр | | «Жить – это бороться; бороться –это жить». БОМАРШЕ Пьер Огюстен | | «Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни». ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович | | «Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной». ДИЗРАЭЛИ Бенджамин | | – А сейчас работаем в группе. Выберите одну цитату и расскажите, с чем она у вас ассоциируется. (Выслушивание ответов) – Что общего у всех цитат? Размышление о жизни; смысле жизни; – Сегодня мы будем читать в разделе: «Оглянись вокруг». Познакомимся с рассказом Г. Сенкевича «Янко-музыкант» | Работа с таблицей | Представление информации в табличном виде. |
II. Осмысление Побуждение ученика: 1. Получить новую информацию; 2. Осмыслить ее; 3. Соотнести с уже имеющимися знаниями. |
1. Подготовка к восприятию. – Генрик Сенкевич – известный польский писатель . В своих произведениях показал тяжелую жизнь крестьянства, характерную не только для Польши, но и для России. Слайд 3. Прочитайте название и начало рассказа (нес колько строк). Догадайтесь, о ком будет это произведение? | | |
2. Лексическая работа: Поденщица – работница, которая занята временным трудом. Подпасок – помощник пастуха. Приказчик – человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика. | | Работа с учебником. |
Чтение учащимися 3-х частей (работа в группах) | Чтение с остановкой. | Умение слушать, вести диалог, искать оригинальные решения. |
– У вас на партах лежат листы для решения проблем. (Приложение 1.) Обсудите в группах и решите какую главную проблему должен решить герой – (Выслушивание ответов) (Иметь скрипку и играть на ней.) – А теперь просмотрите еще раз прочитайте рассказ и заполните, какой информацией снабдил нас рассказ, запишите. (Выслушивание ответов) | Стратегия «Идеал»
Работа с листом для решения проблем | Работа с учебником, умение слушать, высказывать свою точку зрения, свое отношение. |
· Родился слабый, хилый · Мать любила его по-своему, но часто поколачивала · На 8 году был подпасынком. · Повсюду слышал музыку · Смастерил скрипку из дранок, и сам походил на свою скрипку, которая еле звучала. · Почти умирал с голоду – А что нужно знать герою для решения проблемы? (Работа в группах) (Выслушивание ответов) – Как можно решить эту проблему? (Работа в группах) (Выслушивание ответов) – Какой наилучший способ решения проблемы? | | Умение внимательно читать. |
А теперь прочитаем рассказ до конца. Сможет ли Янко осуществить свою мечту? – Оправдались ли наши предположения? Г. Сенкевич показал тяжелую жизнь детей 18-19 века, страшную действительность того времени. – Было бы лучше, если бы Янко подчинился окружающим его людям? | | Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения, отвечать на прямые, уточняющие вопросы. |
III. Рефлексия Побуждение ученика на целостное осмысление, обобщение полученной информации. Формирует у каждого из учеников собственное отношение к изучаемому материалу. |
–Что особенно взволновало тебя в этом рассказе? – Прочитайте рассказ еще раз и подготовьтесь ответить на вопросы в группах. 1 г. В чем заключается основная мысль рассказ? Ответьте, опираясь на текст. | Поиск ответов на толстые и тонкие вопросы. | Умение обобщать, выделять главное, делать выводы. |
2 г. Придумайте 3 толстых и 3 тонких вопроса 3 г. Расставьте цифры рядом с вопросами так, чтобы они располагались соответственно содержанию рассказа. 1. В какое время жил Янко? 2. Чем занимался Янко в детстве? 3. Как выглядел Янко? 4. Какая была у него мечта? 5. Сбылась ли у него мечта? 6. Как погиб Янко? | Установление причинно- следственных связей. | Умение высказывать свою точку зрения. Осознание учебной задачи. |
4 г. Составьте синквейн. | Синквейн | |
– Почему произведение назвали «Янко-музыкант?» – Над чем заставляет задуматься рассказ? – Посмотрите на цитаты с которыми мы работали в начале урока. – Какая подходит к нашему рассказу? Почему? | Контрольные вопросы | |
– Мы сегодня работали в группах. Давайте каждый оценит сам себя. Я активный – Я слушаю своих – Я внес предложение – Принял участие в обсуждении – | | Умение работать в группе, овладение способом самоконтроля, самооценки. |
– Спасибо за работу, кто работал хорошо, старался. Домашнее задание: или придумайте конец рассказа со счастливым концом | Дифференцированная работа эссе | Владение методами решения творческих задач. |
Янко.
Янко родился слабым и хилым. Он был худым, но загорелым. У него была впалая грудь. Время, в которое жил Янко, было старое, тяжелое и несправедливое.
На восьмом году мальчик уже был подпаском и, когда в доме нечего было есть, ходил в лес по грибы.
Янко мечтал о настоящей скрипке, красивой и звонкой. Он хотел хотя бы раз увидеть такую скрипку вблизи. У мальчика уже была скрипка из дранок, а струны из конского волоса. Он сделал эту скрипку сам!
Янко смог увидеть настоящую скрипку. Он прокрался в буфетную ночью и дотронулся до скрипки, висящей на стене. Мальчика заметил слуга и очень сильно побил. На следующий день бедный Янко стоял перед судом старосты с испуганными глазками, маленький, худой, оборванный, не понимающий, где он и чего от него хотят. «Как судить такого?... Десять лет ему только, и сам он еле держится на ногах. Нужно все-таки немного пожалеть ребенка.» Позвали сторожа Стаха и приказали дать пару розг. Янко не понимал куда его несут. Только когда Стах , задрав рубашонку, потянул розгой со всего размаху, мальчик закричал:
На следующий день Янко не встал. Он тихо умирал на лавке, прислушиваясь к звукам деревни, влетавшим в открытое окно. Он в последний раз слушал, как играет деревня. На коврике возле него лежала скрипка из дранок.
Вот так прошла жизнь этого мальчика.